Сергей Снегов «Галактическая разведка»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В счастливую и благоустроенную жизнь обитателей Солнечной системы неожиданно вторгается новость о том, что открыты новые разумные существа, очень похожие на людей, но в их обществах свирепствуют страшные междоусобные войны. Человечество посылает своих лучших представителей узнать, чем закончились эти войны. Существуют ли теперь столь похожие на людей галакты? Что стало с цивилизацией разрушителей? Давно забывшие о войнах земляне тут же сталкиваются с жестокостью и коварством уничтожающих целые планеты разрушителей. Где-то в Плеядах остается похищенный ими землянин Андре.
Человечество должно принять решение о своих дальнейших действиях...
Во многих сетевых источниках как альтернативное название первой книги указывается «Галактический полигон», однако публикация под таким названием не установлена.
В произведение входит:
|
Входит в:
— роман-эпопею «Люди как боги»
— антологию «Эллинский секрет», 1966 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 236
Активный словарный запас: средний (2804 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (22), немецкий (1), польский (3), венгерский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (24), самиздат (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Т. Госк (3), Фуками Дан (1), Х. Кюбарт (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 8 июня 2023 г.
Первая часть романа-эпопеи «Люди как боги»
Читал «Люди как боги» лет тридцать назад. Не помню ничего, кроме того, что формально это космоопера, а звёздные сражения не уступали по размаху «Звездным королям» Гамильтона.
Мне всегда психологически сложно приступать к любому объёмному роману. А ЛКБ толст. Почти семьсот страниц убористым кеглем. И я пошёл на уловку — решил читать части романа, как отдельные вещи. Как они, собственно и выходили.
Прекрасная Земля будущего. Ефремовский коммунизм с человеческим лицом. Люди в своё удовольствие занимаются творчеством и наукой. Развита генная инженерия, созданы пегасы и драконы со встроенными антигравами. Симфонии напоминают современные 7D-аттракционы — музыка воздействует не только на слух, но задействует все органы чувств, кроме обоняния, включая изменение силы тяжести. Открыт эффект Танева, позволяющий преобразовывать пространство в материю и наоборот. Корабли путешествуют на скоростях в сотни раз превышающих световую. Терраформирование — на Плутоне почти земная атмосфера. Искусственные минисолнца на орбите того же Плутона.
Рукотворная плоская планета-гостиница.
Главная особенность мира — земля управляется Машинами. И это не антиутопия, а вовсе наоборот. Автор, взахлёб рассказывает о безгрешности Государственной, Академической и Библиотечной Машин. Более того, в тело каждого каким-то образом встроена Охранительница — персональный ассистент, с которым можно общаться силой мысли. Охранительница убережет от всего, всё подскажет. В приступе энтузиазма главгер чуть ли не признается ей в любви. Такое приятие ИИ я встречал только у Бэнкса в «Культуре».
Идея электронного секретаря и миротворчества, сближает «Галактическую разведку» с «Островом мертвых» Желязны, который я прочитал до этого. «Остров», правда, был написан на три года позже.
Открыты тысячи планет и десятки разумных цивилизаций, все более отсталые, чем люди. Человечество затевает проект Звёздного Союза, когда, копаясь в снах расы ангелов из отдалённой системы, люди узнают о существовании расы галактов и их врагов, зловредов-разрушителей. Эта парочка цивилизаций уничтожает в противостояниях целые звездные системы. Люди резонно пугаются.
Принимаются решения увеличить обороноспособность и создать сотни гигантских боевых звездолетов.
Тем временем, после пребывания на планете-гостинице, больше похожей на Космозоо, два звездолёта отправляются на поиски галактов и зловредов. Вот тут автор разворачивается вовсю! Поражающие воображение космические панорамы, сражения с помощью силовых и гравитационных полей, создание пространства, искривление метрики, разрушение планет!
Слог приятный, повествование затянуто лишь самую малость, и то поначалу.
Надо признаться, книга хороша без всяких скидок на год написания. Авторством романа мог бы гордиться любой из западных фантастов, от Золотого Века до наших дней. В книге нет никакой идеологии. Правда, отношений полов в романе тоже нет (главный герой то асексуал, то ксенофил, то излишне крепко дружит с мужчинами, то обращает внимание на девушек). Зато есть масштабный живой мир и энергичное человечество, осваивающее Вселенную и полное энтузиазма.
Первая часть трилогии заканчивается подготовкой Земли к Вторжению в Персей, как, собственно, и называется часть вторая.
7(ХОРОШО)
Marisolb, 12 июня 2024 г.
Плюсы. Автор довольно складно пишет о человеческой экспансии в космосе. Человек будущего освоил планеты Солнечной системы (создал искусственные светила для обогрева далекого Плутона, построил на нем заводы планетарного масштаба), он занимается не просто терраформированием, но создает целые новые миры из космического ничего, открыл сверхсветовые полеты, ликвидировал войны, построил таки коммунизм. Люди живут под защитой мудрых машин (читай ИИ), не знают горя, голода, погодных катаклизмов, техногенных катастроф. Не мир, а сказка. В 60-70-е любой советский человек поверил бы в это.
Только вот... читала когда-то «Звезду Пандоры» Питера Гамильтона, где люди живут на множестве планет под эгидой мирового капитализма, и стало как-то жаль, что этот расклад не показался мне фантасмагоричным, в отличие от вселенского коммунизма, описанного Снеговым. Сама суть мирового коммунизма вызвала грустную саркастическую улыбку, ну не получилось у нас даже на отдельно взятом клочке Земного шара, что поделать. Хотя, это же фантастика, почему бы не помечтать…
Минусы. Автор сам посмеялся, что машины не нашли другого аналога названию злодеев и обозвали их зловредами. Но, согласитесь, звучит совсем уж по-детски, а в совокупности с тем, как эти зловреды выглядят, так и вовсе космический детский сад какой-то (автор явно вдохновлялся советским пылесосом «Уралец», когда придумывал их внешний вид).
Диалоги. Боже, я в жизни таких убогих диалогов не встречала. Это просто кошмар. Они наивны, высокопарны, выстраданы, порой на грани идиотизма.
Субъективно, главный герой – основной минус, из-за которого пропало все желание читать оставшиеся две книги трилогии. Он неадекватно эмоционален, инфантилен, ведет себя как капризный ребенок: то танцует и поет ни с того, ни с сего, то топочет ногами и кричит в поисках инопланетянки, которую видел два раза, то рыдает в голос, валяясь в траве, от потери друга. Серьезно? Люди, которые несут коммунизм во Вселенную, даруют знания инопланетным расам, оседлали свет и способны уничтожать космическое зло едва ли не одним своим присутствием, ведут себя вот так?!
Соглашусь с lammik, что «Галактическая разведка» – это памятник эпохи. А вот, читать или нет – вопрос неоднозначный. Пожалуй, стоит, если вы тяготеете ностальгией по светлому советскому прошлому, да и в целом научно-фантастические концепции, придуманные автором, довольно любопытны даже сегодня. То, ради чего точно не стоит браться за это произведение – так это сложный продуманный сюжет и интересные герои, ни того, ни другого здесь нет.
Darth_Veter, 2 декабря 2023 г.
Далекое будущее — шестое столетие новой эры. Люди освоили все планеты Солнечной системы и основали несколько колоний у иных звезд. Они умеют летать со сверхсветовой скоростью и строить искусственные светила для удаленных планет. Ими открыто несколько инопланетных рас и на повестке дня стоит вопрос объединения их под эгидой людей в межзвездный союз. Казалось бы, повод для гордости от упоения собственной силой и значимостью! Но сведения, полученные от других «братьев по разуму», оказываются для людей полной неожиданностью: в не соседнем скоплении Плеяд обнаружились эмиссары неизвестной цивилизации, на корню уничтожающие целые планеты. Большой Совет Земли принимает решение направить в указанный район разведывательный корабль...
Роман был написан под впечатлением от ефремовской «Туманности Андромеды» на волне увлечений космической фантастикой, которая, в свою очередь, была вызвана огромными успехами СССР в мирном освоении космоса. Но автор не стал копировать известное произведение, а написал ... его своеобразного антипода. Если б я прочитал трилогию в 60-е годы прошлого века, то вполне мог стать ее фанатом, ибо у меня в те годы не было собственного жизненного опыта, а советская философия заключалась в том, что всему напечатанному в прессе можно (и нужно) верить. Но я приобщился к сему труду в «лихие 90-е», когда авторитеты советского прошлого массово рушились толпой и подвергались осмеянию. Надо мной ничто уже не довлело, поэтому я отнесся к роману-трилогии весьма и весьма критически. Он сразу же показался мне странным, совсем не соответствующим рассказам о «светлом будущем освобожденного человечества». Судите сами.
СЮЖЕТ. Он только внешне напоминает «Туманность Андромеды», но во многом противопоставляет себя этому великому произведению. Да, земляне достигли огромного прогресса в общественной жизни: устранили противоречия между народами, стерли границы, создав единое земное правительство коммунарского типа, освободили людей от тяжелого непродуктивного труда, стимулировав их творческое начало, изменили систему ценностей и человеческую мораль, приблизив ее к коммунистической, устранили болезни, деньги и социальные проблемы, поставили людям на службу умные машины. Но, вместе с тем, не ликвидировали человеческие недостатки — зависть, злобу, высокомерие, хамство и жажду славы. Про воспитание юных автор вообще не говорит — то ли оно проводится обычными методами (детсад, школа, коллектив сотрудников), то ли его нет вообще (т.е. оно чисто домашнее или, как сейчас говорят, семейное). Если нет общественного стандарта, люди вырастают грубыми, самоуверенными и заносчивыми, неспособными к совместной деятельности. Но у автора в этом вопросе всё «тип-топ«! Странновато это как-то... Словно кролик, выскочивший из пустой шляпы. Во время чтения первых глав у меня сложилось впечатление, что миром правят сумасшедшие болваны, не разумеющие, что они на самом деле творят. К примеру, зачем создавать огнедышащих драконов и пегасов? Или симфонии звука, цвета, температуры и гравитации? Или свозить в один город, пусть и главный, все шедевры мировой архитектуры? Или строить звездную базу на холодном и удаленном Плутоне? Или даже управлять погодой? Согласен, что всё это ново и необычно. Но смысла за такими делами нет никакого! Разве такими вот детскими глупостями должно заниматься «освобожденное» человечество??
Да и сам разведочный рейд в неисследованный сектор космоса кажется весьма непродуманным и опрометчивым. Посидели на Оре, посовещались и решили сразу, без какой-либо подготовки, направить обычный корабль навстречу неясной опасности! Тем более, что уже из видений «ангелов» стало ясно, что Разрушители ни на какие любезности с пришельцами не пойдут. Ну ладно, была бы это настоящая разведка — куда б ни шло. Но посланный к Плеядам корабль не наблюдает, а активно вмешивается в происходящее, лишний раз привлекая внимание к ничего не ведающей земной цивилизации! Тем самым рискуя погибнуть, не выполнив своей основной задачи и фактически подставив всех людей. Вспомните, как подобные проблемы решались у Ефремова, и вам станет ясно, что мир Снегова весьма далек от мира Великого Кольца. Кроме того, у автора очень много разных нестыковок в сюжете и даже откровенных глупостей, говорящих о плохом понимании им сути космической экспансии и физики сверхсветового полета. Достаточно, хотя бы, упомянуть про пятитысячное (!!) превышение скорости света — Эйнштейн с Майкелсоном от возмущения, наверное, ежесекундно переворачиваются в своих гробах! А сражение у Золотой планеты вообще за гранью разумного: такое можно увидеть, разве что, в кошмарном сне. Но, вольно варьируя научными фактами, автор считал, что на него сошло божье озарение. Например, он полностью отдал умным машинам всю заботу о человеческом здоровье. Да Омниусу из романа Герберта такое и не снилось даже! А куда же делись настоящие врачи и ученые? Выродились или провалились в «черную дыру»? Даже сегодня куда более мощным в сравнении с ЭВМ компьютерам никто не доверит даже управление движением транспорта — рядом обязательно будет сидеть дежурный человек и внимательно следить, чтобы программа работала без сбоев. А тут — важнейший сектор цивилизации без колебаний отдан ненадежным электрическим игрушкам! Не думаю, что наши потомки будут такими тупыми и наивными...
ПЕРСОНАЖИ. В этой части дело еще хуже, чем с сюжетом. Главный герой не только не является примером для подражания — он воплощает в себе все старые человеческие пороки и потому буквально отвратителен! Его истинная ценность для цивилизации весьма сомнительна: автор даже не упоминает его профессии и не озвучивает ни одной его умной мысли (решение в одиночку атаковать отряд Разрушителей на одной из планет системы Электры я таковым не считаю). Он тщеславен, заносчив, груб даже с друзьями, нетерпим к чужому мнению и женскому полу (но заводит роман с змееобразной девушкой с Веги), не любит музыку, ничего не понимает в науке и технике, постоянно нарушает общепринятые нормы и законы... Надеюсь, я ничего не забыл! Но даже этого списка вполне достаточно, чтобы записать такого «героя» в самые натуральные злодеи. Но автор его всячески лелеет и превозносит! Даже заставил главную машину Земли принять к действию крайне смутный план под названием «Большое Ухо». А в экипаже «Пожирателя пространства» он вообще чуть ли не самый главный и уважаемый, хотя его вклад в общее дело совсем мизерный. Никогда еще я не испытывал к главному герою произведения такого неуважения и брезгливости. Если бы я мог только дотянуться до его горла, то не побрезговал бы его задушить. И при этом не стал бы требовать себе за это каких-либо привилегий — мне было бы вполне достаточно того, что я избавил планету от столь мерзкого типа.
Итак, все недостатки романа я вкратце перечислил. А что же в нем было хорошего? Всего несколько моментов. Во-первых, это идея «космического плуга», вспахивающего пространство на основе уравнения Эйнштейна (про связь энергии с массой). Во-вторых, идея оригинального использования искусственных планет в качестве оборонной сети звездных систем (привет будущим «Звездным войнам«!). В-третьих, образ необычной жизни на гравитационной основе (Разрушители), противостоящей всему живому (в этом тезисе куда больше правды, чем в «светлом будущем освобожденного человечества»). Можно еще упомянуть про «вневременную» связь, но это слишком уж заезженная другими авторами технология и в ней нет ничего оригинального. Маловато будет на 200 страниц текста...
Встает вопрос: читать ли роман или отложить его в сторону? Тут однозначного ответа нет. Молодым он явно противопоказан: нечего сеять в умах столь отвратительные идеи, которые будут мешать человеку интегрироваться в мировое сообщество. А что касается опытных читателей, то им можно рекомендовать только ознакомиться с произведением в общих чертах, чтобы не испортить себе настроения и аппетита на более стОящие литературные творения.
------------
РЕЗЮМЕ: первая часть глобальной советской космооперы, рассказывающая о первом боевом столкновении людей с расой коварных Разрушителей миров. Уже по концовке можно сделать вывод, что автор планировал ее продолжение во второй (а, может, и в третьей) части.
ТимЧин, 2 октября 2020 г.
Отвратительная ужасная книга. С трудом осилил её где-то на три четверти и бросил, плюясь. Повёлся в своё время на восторженные отзывы, что это, мол, первая советская космоопера и всё такое, но потом пожалел, что вообще открывал эту книгу. После действительно великих Булычева, Ефремова, Стругацких, Беляева эту муть даже поделкой назвать невозможно. Тупой примитивный сюжет, плоские абсолютно картоннейшие герои, идиотские диалоги. Люди, окститесь! Это вовсе не «добротная советская фантастика», это графомания чистой воды и живой пример, как можно угробить любую идею, любой жанр и особенно фантастический.
PAN_GOLOvA, 2 января 2021 г.
Если бы я прочел эти книги в возрасте 10 лет, я бы, наверно, был бы в восторге. Но в 28 лет... Это самый глупый, наивный и картонный роман, что я прочел за свою жизнь. Нет никакого желания даже пытаться углубляться в отзыве в анализ этого графоманства, это просто выкинутые в пустоту минуты жизни. Только немного пугает такой высокий рейтинг у взрослых читателей. Я правда живу с людьми, которым понравилось это, на одной планете и в одной стране???
А вообще, за идею технологии создания пространства и вещества и людей объединенных одной сетью, придуманной автором в 1966 году — 10. За самых странных в мире героев, бутафорских злодеев, и в целом взаимодействия между героями уровня утренника средней группы детсада — 1,1,1.
Евгений Крашенин, 7 февраля 2022 г.
Три детали, говорящие о качестве романа.
1. Часто, когда герои в отдалённом будущем приводят примеры из прошлого, то называют известных читателю композиторов, писателей, политиков — как будто читателя не отделяют от изображаемого времени века, когда были было написано множество новых гениальных произведений. У Снегова этого просчёта нет.
2. Герои будущего часто вспоминают прошлое, то есть время, знакомое читателю, с позиции не своей, а читателя. У Снегова герои не понимают того, что и не должны бы понимать, и удивляются уместно, и ошибаются в разговорах о прошлом тоже уместно.
3. Снегов, писавший в эпоху эйфории от НТР, не воспевает машинную цивилизацию, а, понимая её необходимость и неизбежность, понимает, что человеческое нельзя автоматизировать; вернее, можно, но это не приносит пользы.
tauzero, 16 июля 2024 г.
Кто-то выше написал, что страшно жить на одной планете с теми, кому ЭТО понравилось. Попытка в Ефремова и Стругацких одновременно, с примесью космооперы. Отвратительный язык, ужасные декорации, картонные герои. Это просто кошмар!!
lammik, 30 апреля 2020 г.
Впервые прочитал роман Сергея Снегова. Впечатления немного устаканились. Постараюсь изложить их по порядку.
Строй. На дворе XXVIII век. Энергетические проблемы человечества решены. Люди научились создавать новые планеты и обустраивать по своему желанию старые. Всеми процессами на Земле управляют гигантские вычислительные комплексы, они же следят за безопасностью каждого отдельного человека. Физический труд переложен на автоматы. Людям остаётся фонтанировать идеями (которые тут же взвешиваются всё теми же машинами на предмет общественной полезности) и творчески реализовываться. У ситуации есть и обратная сторона — с приватностью или даже намёками на неё, похоже, покончено раз и навсегда.
Люди. Вот уж кто действительно удивил. Постоянно кричат, суетятся, плачут. Всё бы ничего, но даже Леонид, капитан корабля — надежды человечества, в боевой обстановке выдал показательную истерику. Ну как капитан, решение о продолжении полёта или смене курса корабля принимается голосованием всех членов экипажа. Так что капитан отчасти номинальный. У Стругацких и Ефремова таких не просто не берут в космонавты, их просто не осталось, насколько я помню.
Но при этом в главном вопросе первой книги — в преддверии столкновения с грозным врагом заниматься ли изоляционизмом или же взять на себя ответственность за братьев по разуму, человечество неожиданно принимает взрослое решение.
«Галактическая разведка» представляет интерес не только как памятник эпохи, всем любителям фантастики стоит ознакомиться с романом, чтобы составить собственное о нём мнение.
Нескорений, 19 июля 2018 г.
Первый роман из трилогии С. Снегова «Люди как боги» произвел на меня крайне благоприятное впечатление. В аннотации говорится, что это первая, а может быть единственная советская космоопера. На деле же это гармоничный сплав твердой фантастики, утопии и космических приключений, не уступающий творениям западных создателей космических опер практически ни в чем. При поверхностном прочтении легко может показаться, что перед нами очередной панегирик советскому строю, на деле же под толстым-толстым слоем шоколада РотФронт скрыта едкая сатира, неразличимая невооруженным глазом. Автор прошёл через пекло советских концлагерей, пережил травлю по всем фронтам — запрет на научные исследования, на творческие публикации — несмотря на это он выжил, более того сумел при жизни опубликовать свое произведение, пронести свои мысли через кордоны критики и политической цензуры. Многочисленных правок избежать не удалось, но сегодня не проблема достать версию приближенную к авторской редакции.
Наступил ХХVI век, на Земле уже давно победил коммунизм, человечество достигло всего, к чему стремилось — изжиты социальные болезни, люди живут в комфортных футуристических городах, лозунг «от каждого по возможности, каждому по потребности» воплощен в жизнь, за безопасностью следит могущественный искусственный интеллект — короче, не жизнь, а сказка. Однако технический прогресс не стоит на месте, человечество активно осваивает пределы Солнечной системы, создало мощную производственную базу на Плутоне, за пределами Солнечной построили целую искусственную планету. Попутно открыли ряд цивилизаций, стоящих на более низких ступенях развития — планируется Галактическая конференция, а в перспективе — создание Звёздного союза. Безоблачное будущее омрачает один лишь факт — поступают известия о существовании мощной и агрессивной цивилизации разрушителей, ведущих войну с галактами, древней расой гуманоидов. В этот конфликт в перспективе может быть втянута Земля.
Повествование ведется от лица Эли Гамазина, молодого, по меркам будущего, землянина (так-то ему уже перевалило за полтинник), который в компании друзей и своей старшей сестры Веры отправляется на галактическую конференцию, а далее — на поиски таинственных галактов и разрушителей в район созвездия Гиад. По структуре роман делится на три части — первая и третья делают акцент на философских и социальных аспектах, описывая устройство жизни на Земле и в её сфере влияния, военно-приключенческой тематике отдана вторая часть. Линейный сюжет разбавлен экскурсами, в случаях раскрытия событий прошлого, персональных историй героев это в плюс, но встречаются отступления в ближайшее будущее, где автор устами главного героя раскрывает повороты сюжета — это негативно влияет на интригу, сбивает интерес. Жанровый микс из приключений, социальной философии и производственных моментов в целом гармоничен, но иногда автор увлекается, некоторые мировоззренческие диспуты затянуты.
Теперь о главном — о подводных камнях романа. Чтобы уберечь свое творение от цензуры автор прибегает к тактике «так толсто, что аж тонко», доводя привычные догмы марксизма-ленинизма до логического абсурда. В этом случае он намеренно надевает на себя маску восторженного глупца, что позволяет отмахнуться от любой критики — «я же хотел как лучше». Прямо о политике автор старается не говорить, роль правителей выполняет суперкомпьютер, типа азимовского мультивака, при этом в зале собраний проводятся регулярные заседания — зачем эта показуха, если машина по умолчанию может лучше и без ошибок, но должен же кто-то на бутафорские кнопки нажимать, изображать видимость — вот оно, наследие махровой бюрократии. Также реализован принцип виртуальной демократии — все желания и идеи каждого землянина мгновенно попадают в суперкомпьютер и могут стать основой нового закона или послужить основой для научной разработки. Однако за свою безопасность и интерактивность власти люди платят свободой — от персональной Охранительницы ничего не скроешь, наличие преступников и диссидентов в таком обществе нонсенс — здравствуй, 1984-ый!
А как вам «газовая камера» перед входом в стереокинотеатр, после прохождения которой любой фильм воспринимается зрителем положительно? Подается это как несомненное благо, но подлинный смысл этого ноу-хау очевиден. Самого себя автор вывел через образ одного из великих изобретателей прошлого по фамилии Танев. Его открытие стало краеугольным камнем военной мощи и технологического превосходства Земли будущего, но сам он был обычным политзэком, мечтающим о звёздах — вот и отношение самой прогрессивной страны мира ХХ столетия к лучшим представителям человечества. Сам главный герой — личность противоречивая, мятущаяся — в ней отразился типичный образ человека советского — радикальный идеализм и гуманизм смешаны с полной практической беспомощностью, профнепригодностью, неумением найти свое место в мире. Эли не может справиться даже с элементарными обязанностями секретаря своей старшей сестры, но с пафосом рассуждает о высоких материях, не может найти себе подходящую девушку, но с готовностью увлекается первой попавшейся инопланетной красоткой с которой плотские отношения невозможны по определению.
В личности главного героя ощущается противоречие, конфликт нового и старого — Эли с интересом вглядывается в глубины космоса, но втайне мечтает о прогулке по осеннему лесу, новому пальто предпочитает свою старую душегрейку. В то же время изрядно повеселила сцена с выездом на шашлыки, где герои, привыкшие к синтетической пище, с отвращением поглощали нежный шашлык из баранины, запивая элитным вином столетней выдержки — какая гадость ваша заливная рыба! Существенное внимание автор уделяет идеологическому спору Эли с его другом-недругом Павлом Ромеро. Главный герой уверен, что человечество должно отдать последнюю рубаху своим братьям по разуму, причем от излишков отрывать не комильфо, благотворитель обязательно должен жертвовать последней лептой. При этом одаряемые ни в коем случае не должны работать сами, их вклад не нужен — всё принесут добрые земляне на блюдечке, иная точка зрения — это зло, эгоизм и негодяйство. При этом проводятся прямые параллели с политикой СССР в отношении стран третьего мира. Только вот Эли забывает о том, что облагодетельствованные страны платили за помощь своей свободой и абсолютной верностью новым хозяевам.
Сами будем ходить в драных фуфайках, жить в неустроенных бараках, зато возведём дворцы для африканских царьков, построим высокотехнологичные заводы в Средней Азии и Прибалтике — вот это по-нашему, соответствует высоким идеалам строителей коммунизма. Местами автор отпускает едкие замечания в адрес эпохи тотального дефицита, высмеивает благоглупости плакатных лозунгов, не забыты и пресловутые «стройки века». В плане ксенофантастики и темы Контакта Снегов вступает в негласную дискуссию с И. Ефремовым, утверждая разнообразие возможных форм разумной жизни — здесь и змеелюди с Веги и массивные каплевидные увальни с Альтаира и драчливые «ангелы», в то время как Ефремов уверен, что разум обязательно принимает человекоподобную форму. Также Снегов рассматривает вариант недружественного Контакта, развитая цивилизация разрушителей по какой-то причине не пришла к логическому торжеству коммунизма. Да и вообще дружественный Контакт вероятнее с теми, кто развит слабее землян — те же «ангелы», если бы они были более развитыми технически, то скорее всего развязали бы с Землей войну (Первая встреча Эли с Трубом тому доказательство).
В общем роман получился интересным, есть где задуматься, нашлось место и приключениям, и интересному поиску закамуфлированных подтекстов. Главное, что произведение оставляет свободу выбора — его можно читать и как развлекательную литературу и как интеллектуальную фантастику, пытаясь отыскать в намёках подлинные смыслы — в любом случае можно получить удовольствие, провести в компании героев пару приятных вечеров, к тому же продолжение следует, впереди ещё две книги.
DobryiLEoPoLD, 20 апреля 2022 г.
#ретро-#футуризм с нотками наивного #утопизм'а. Моя #рецензия о #роман'е Сергея Снегова «Галактическая разведка» из цикла «Люди как боги».
#научная #фантастика #СергейСнегов
Дочитал. Роман оставил в целом приятные впечатления. Хотя местами он наивен, в частности относительно описания технических тонкостей технологий будущего, но это конечно простительно, делая скидку на время написания. Главный герой предстаёт обычным человеком, на долю которого выпадает честь приобщиться к великим космическим открытиям будущего века, прославится покорением далёкого звёздного пространства и открытием новых физических механизмов пространства. На его долю так же выпала милая платоническая любовь на расстоянии к представительнице далёкой звёздной системы, Веги. И горечь поражения в битве с таинственной грозной расой уничтожителей. Но и локальная победа в много решающем звёздном рейде в Плеядах.. И разные интригующие перипетии дружбы и не понимает я, ссор. Всё это есть в первом романе цикла о людях, ставших подобно богам, укротителями космоса, провозвестниками нового мира, масштаба в целую Галактику! Люди, воистину, как Боги!.. По крайней мере в этом романе. И это прекрасно.., потому что служит напоминание нам, читателям, об истинном назначении человека — уподобиться кому-то великому! Или великим, каждый посмотрит на этот процесс по-своему. Но суть одна — возвыситься над самими собой. Что, впрочем, уже выходит за рамки данного в целом более развлекательного, чем философского, произведения. Но от романа космооперы большего и не требуется, по-моему. Соответствие канонам жанра! И при том хороший образчик развлекательной НФ.
primorec, 2 ноября 2015 г.
Все-таки в чУдные/чуднЫе времена нам, тем, кто постарше, довелось пожить. Мы мечтали о равенстве и братстве, но при этом предпочитали называть вещи своими именами, и, если нам что-то было неприятно, не прятали свою неприязнь за фальшивой недоговоренностью притворной толерантности. Мы считали мир самой большой ценностью, всем сердцем поддерживая традиционный праздничный тост — «Все приложиться, лишь бы войны не было», но при этом с полной ответственностью разбирали-собирали автомат на уроках военки, вполне разделяя постулат «Хочешь мира — готовься к войне». Мы искренне и восторженно мечтали стать космонавтами и покорять галактические трассы, ради открытия нового и неизведанного, а никак не ради повышения стоимости акций и новых сырьевых ресурсов.
С моей точки зрения, «Галактическая разведка» несет на себе отблеск этих чУдных/чуднЫх лет и все их противоречия. Прекрасное далеко — со всеми его чудесами технологий — перемещениями быстрее света, неограниченными энергетическими ресурсами, конструированием живых организмов, умными машинами, приглядывающими за своими живыми подопечными, многочисленными и разнообразными инопланетянами — оказалось очень даже жестоко.
Возьмем, хотя бы, тот факт в романе, что люди не воюют уже пятьсот лет, забыли уже, кроме дотошных историков, как и почему берутся за оружие. Вроде бы, все общество должно состоять из стойких пацифистов, дипломатов и сверхтолерантных индивидуумов. Но, нет же: малейшая опасность — и они уже готовы стрелять в живых существ. Без мук совести, моральных метаний и всяких там поствоенных синдромов. Никто из них не мучается бессонницей от того, что отправил в небытие целую планету с мыслящими существами, не рвет на себе волосы из-за ненайденного мирного пути и не устраивает многочасовые конференции на тему морально-этического выбора.
Роман, действительно, противоречивый. О, да, люди оказались почти равными богам по могуществу. Они могут творить нечто из ничего, преобразуя пространство в материю, и создавая из материи новые пространства, они могут создавать и двигать планеты и зажигать солнца. Но боги эти не добрые, если им в голову приходит даже просто обсуждать вопрос о своем господстве над другими расами в Галактике или об истреблении целого древнего инопланетного народа, не особо утруждая себя детальным изучением проблемы. Это молодые боги первых веков человечества — буйные, любопытные, агрессивные, непредсказуемые и противоречивые. Боги раздутого до размеров Космоса юношеского максимализма.
И Олимп у этих юных богов под стать им самим: место безудержной фантазии, когда рождаются на свет плоды абсолютно бесполезных экспериментов в виде огнедышащих драконов и вздорных пегасов, и тоталитарного контроля, когда каждый шаг едва ли не просчитан умными управляющими машинами с колыбели.
Наверное, это и понравилось в романе более всего: попытка соединить несоединимое — сладостные грезы о прекрасном коммунистическом «далеко», равные божественным технологические возможности и реальные, никуда не девшиеся за века мира и процветания, свойства человеческой натуры. И от результатов этой попытки иногда становится «жестоко» до дрожи. И пусть многое очень схематично, много смысловых «лакун» и недосказанности, оборванных сюжетных линий, а герои порой действуют странно с любой точки зрения, но вот эта дрожь неравнодушия дорогого стоит.
Тимолеонт, 15 ноября 2019 г.
Очень глубокая и умная, но в то же время интересная книга, аудитория которой явно не исчерпывается 16-летними подростками — достаточно просто заглянуть чуть-чуть глубже внешнего подтекста.
Описывается прекрасная антиутопия, где все заводы автоматизированы, люди не нуждаются в службах безопасности, правопорядка, миллионах рабочих и прочего персонала. Вроде бы рай, но чем же заняться людям, незнакомым с реальными проблемами? Огромные силы и бесконечные человекочасы миллиардов людей идут на творчество — самые причудливые генетические эксперименты, ужасные оперы, которые никто не любит, но всё равно добровольно ходят, масштабные праздники пусть даже и для одного человека, титанические стройки звёзд и искусственных планет, невообразимые политические и социальные проекты по преобразованию галактического сообщества — всё, чтобы занять время и силы людей.
Считаю, что Снегову убедительно удалось изобразить людей будущего, ставших достаточно логичным развитием коммунистических идеалов (хоть слова «коммунизм» и «социализм» даже не упоминаются). Они очень, очень сильно отличаются от нас как внешне, так и психологически, но не настолько абсурдно и дико, чтобы читатель перестал верить в таких потомков. Многие элементы их жизни могли бы показаться для нас диким абсурдом, вроде ИИ, который следит за каждым шагом каждого человека и может без спроса передать всем людям твои особо удачные идеи и мысли. Но для них это так же нормально и естественно, как для нас сейчас многие вещи, вызвавшие бы ужас у наших предков даже полуторавековой давности. На самом деле, это мало какому автору удаётся — убедительно изобразить человека будущего, который не был бы тупым копированием человека современного, на котором никак не сказались века, а то и тысячелетия социального, политического, экономического и духовного развития.
«Контакт» тоже изображён блестяще — инопланетяне здесь не люди, раскрашенные в разные цвета, а то и просто с удлинёнными ушами или цветными глазами, как в подавляющем большинстве современных космоопер, нет. Снегов реально уделил много времени проработке иных видов, построенных вообще на иных принципах жизнедеятельности, с кардинально отличающимся от нас бытием. Такими и должны быть, простите за пафос, настоящие инопланетяне.
По части космических битв Снегов тоже соригинальничал — здесь нет стереотипных перестрелок из бластеров или ракет, местное оружие построено на принципах, которые и не сразу осознаешь-то даже и не сможешь сходу внятно представить. Тем не менее, выглядят сражения на удивление круто и эпично, без шуток — дух захватывало на особо острых моментах.
Немало внимания уделено и характерам — герои убедительны, это главное. Да, современному человеку они могут показаться странноватыми, инфантильными и нерешительными, но стоит помнить, что это люди, чьи жизни никогда не подверглись бы ни одной опасности или простейшей сложности, если бы они сами того не захотели и не рванули на эпичные стройки в космосе или слепую разведку в глубь вражеских территорий. С таким допущением все герои становятся более чем правдоподобны. И что значит, творят зачем-то бесполезных драконов и пегасов? Можно подумать, 99% современных взрослых людей, абсолютно всемогущих богов в сравнении со своими предками тысячелетней давности, способных с помощью смартфона прикоснуться ко всем знаниям, выработанных человеком за тысячелетия его существования, не тратят эту могучую технологию на просмотр видосов, мемов и порно. В книге нет вообще ни одного потребителя — там только творцы, делающие что-то новое, а не просто тупо потребляющие то, что уже есть. Для меня вообще кажется очевидным, что Снегов пытался провести параллель и показать нам наших условных потомков из далёкого будущего такими могучими и развитыми, какими мы, читатели, показались бы уже для наших далёких-далёких предков.
Может, я здесь излишне нафантазировал, но читателям Снегова вообще свойственно видеть в его творениях что-то своё, даже то, что прямо противоречит написанному в книге. Всемогущество ИИ и фиктивность человеческих собраний и обсуждений прямо опровергается эпизодом, где
Double Black, 7 февраля 2022 г.
Книга неоднозначная.
Главным образом, потому, что смотрим мы на нее с позиций нашего сегодняшнего дня, а написана она была больше пятидесяти лет назад, в обществе, которое наши современники либо помнят, либо не застали.
Поэтому, как памятник НФ той эпохи, книга хороша. И я ей поставил 7. Сегодня она нечитабельна. Ну ... разве что у кого-то ностальгия по прошлому. По книгам детства.
Да и ... до второй книги трилогии она не дотягивает.
Rodman47, 15 января 2020 г.
Я бы назвал эту книгу космической демагогией про утопичный мир идеальных людей. Мало логики в сюжетных линиях, но очень хорош слог и довольно иньересные филосовские рассжудения. Не буду критиковать автора, так как по мне у него получилось именно то что он и хотел. В целом понравилось, хоть я и не большой любитель этого жанра.
Александрович, 15 октября 2015 г.
Первый роман трилогии немного напоминает роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Я понимал, что значительная часть текста будет посвящена описанию светлого будущего и созданного человечеством рая на земле, но не ожидал, что описание это займёт приблизительно треть книги. Хотя, книга написана очень хорошим литературным языком, читать «земные» страницы страницы было немного скучно. Да, и искусственно выведенные драконы с пегасами мусолили глаза. Впрочем, космическая часть с лихвой всё компенсировала. Тут есть всё — дальние путешествия. встреча с иной формой жизни, неизвестный и сильный враг, космические баталии...
Говорят, что Сергей Снегов писал эту книгу как пародию на космическую оперу. Возможно, что герои с поведением подростков специально создавались в пику штампам этого жанра, но мне подобное поведение людей будущего представляется естественным и логичным. Они выросли в мире где о войнах, болезнях и голоде, остались лишь смутные воспоминания. На земле 27 века нет преступности, безопасность обеспечивают сверхмощные компьютеры. естественно, что выросший в тепличных условиях человек будет таким как герои Снегова.
Не могу не отметить отличное чувство юмора автора — Одна сцена с людьми и чертями омгого стоит.
Надеюсь продолжение не разочарует.