Карел Чапек отзывы

Все отзывы на произведения Карела Чапека (Karel Čapek)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 97

  Страницы: [1] 2 

«Война с саламандрами»
–  [ 30 ]  +

Sawwin, 09 сентября 2015 г. в 06:45

Когда-то, впервые читая «Войну с саламандрами», я был озадачен некой неувязкой. Критика (а я непременно читал послесловия к книгам) утверждала, что роман едко пародирует фашизм, что общество саламандр, состоящее не из личностей, а сплошь из бездумных исполнителей, и есть тот самый фашизм, с которым в скором времени пришлось столкнуться человечеству. Но ведь Германия была цивилизованной европейской страной! Никто не торговал немцами, не отрывал им рук и ног, с усмешкой говоря: «Новая вырастет!». Саламандры скорей казались угнетёнными народами, и мои симпатии целиком были на их стороне. Что же вдруг произошло, почему мир перевернулся и встал на грань гибели?

И лишь в XXI веке я начал понимать, насколько прав был Карел Чапек, как гениально он предвидел будущее, заглядывая на семьдесят лет вперёд. Западная цивилизация, так кичащаяся своей силой и культурой, и сейчас считает возможным бомбить всех инаких, будучи тупо уверенной, что они пребудут в покорности, а оторванные ноги вырастут новые. И в результате мир столкнулся не с домашним гитлеровским фашизмом, который было достаточно разгромить военной силой, чтобы немцы ужаснулись и раскаялись в содеянном. Сейчас поднимают головы настоящие саламандры. Они не раскаются и не пощадят никого. Они пришли переделывать мир под себя. Натовские бомбёжки научили их агрессивной жестокости, и они прекрасно усвоили урок. Дикая работорговля заставила чапековских саламандр хладнокровно уничтожить человечество. И вот теперь предсказание великого писателя сбывается с безжалостной точностью.

У нас было семьдесят лет, чтобы услышать предупреждение Карела Чапека. Мы его не услышали, война с саламандрами началась

«Война с саламандрами»
–  [ 25 ]  +

ouliya_, 24 января 2015 г. в 03:22

Для меня «Война с саламандрами» -- роман о людях, о человеческой природе. Это не антиутопия, не альтернативный вариант развития событий, не фантазия автора, а описание человека и человечества такими, какие они есть сейчас.

Роман очень многогранен, это относится как к тексту, так и к содержанию. Язык и юмор Чапека кажутся такими простыми и незатейливыми, но при этом происходит полное погружение в атмосферу происходящего, и хочется смеяться. Взять хотя бы диалог шведа Иенсена и ирландца Дингля, которые обсуждают капитана ван Тоха и его сумасбродство с ящерицами: хорош как сам разговор, так и его окончание. «Знаешь что? Когда я приеду домой, закажу мессу за спасение его души. Провалиться мне на этом месте, Иенсен, если я этого не сделаю... Эти двенадцать франков Дингль пропил в Гавре и вместо Ирландии отправился оттуда в Джибути. Короче говоря, месса отслужена не была, вследствие чего естественный ход событий не нарушался вмешательством каких-либо высших сил.» Чапек живо преподносит политическую сатиру; в романе множество карикатур, от которых смешно и в то же время грустно. Здесь можно вспомнить читающего газеты Энди Шейхцера из лондонского зоологического сада, с которым беседуют ученые джентльмены. Отличается ли Энди от остальных жителей Лондона? Можно вспомнить и инцидент в Ла-Манше, когда «подкопы» дружественных Англии и Франции друг против друга закончились кровавой бойней саламандр. Можно искать сходства с историческими фигурами (зачастую и искать не приходится, сравнения приходят сами собой). Но для меня это не главное.

А главной для меня во всем романе была фраза: «Были бы только саламандры против людей -- тогда еще, наверное, что-нибудь можно было бы сделать; но люди против людей -- этого, брат, не остановишь.» Ведь на протяжении всего романа мы видим человеческую жестокость, безжалостность, глупость, жадность. Когда читаешь слова врача о том, какого вкуса было мясо саламандры Ганса, который работал лаборантом и с которым доктор много беседовал, отмечая его любознательность; когда читаешь о корсарах 20 века и их методах охоты, о бойне на Кокосовых островах, о фактической работорговле, о странах, снабжающих «своих» саламандр оружием, чтобы не отставать от других государств в военном оснащении.. Когда видишь, что даже при уничтожении мира человека кто-то из людей этот мир продает, появляется навязчивая мысль:«Так им и надо!» Так им и надо, тем, кто продавал живых и разумных существ на вес, магнатам, которые только и хотели, что нажиться на рабах, войне, троим жестоким мальчишкам, забрасывавшим саламандру кирпичами, блондинке Ли, только и думающей о том, как эффектнее смотреться на экране... Казалось бы, их совсем не жалко. Но тут появляется старик Повондра, который берет вину на себя, его сын, переживающий за будущее своих детей. И я, читатель, начинаю сомневаться в своем отношении к человечеству этого мира. И сомневаться начинает автор, разговаривая сам с собой. Это отличный прием Чапека: в этом его споре самого с собой читатель видит те мысли, которые появились уже и у него. Ведь глядя на маленьких Франтика и Марженку, думаешь: а нельзя ли их спасти? Нет, не притягивая за уши счастливый конец, не нарушая логику повествования. И автор делает лучшее, что может: набросок плана спасения. Он не убивает человечество, хоть это и было бы закономерно. Но он и не спасает его. Он оставляет читателю надежду.

И надежда остается не только благодаря этим словам о будущем. Она остается, поскольку пан Повондра раскаивается и винит во всех мировых несчастьях себя. И потому что даже авантюристу ван Тоху не чужды привязанность и теплота к его tapa-boys. И хочется верить, что вот это человеческое еще может спасти мир. И благодаря последней главе читатель знает, что в это хочется верить и автору.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 24 ]  +

Torquemada, 20 января 2009 г. в 01:54

Потрясающе умное, смешное и одновременно грустное произведение. Выполненное ввиде сборника документов, газетных статей, воспоминаний, писем, телеграмм, реконструкций событий оно разворачивает перед читателем по истине эпических размахов катастрофу. Несмотря на весь сюрреализм ситуации и местами откровенно стебный тон автора до самого конца не оставляет ощущение, что перед тобой вполне достоверная хроника-репортаж, или по крайней мере очень обстоятельный исторический очерк.

«Война с Саламандрами» — это одновременно и отличное фантастическое произведение, и политический памфлет, и философское предостережение, и наконец просто великолепный образчик как доброго юмора так и колкой сатиры.

Нельзя не отметить известное сходство с «Планетой Обезьян» Булля, однако однако не смотря на сходства концептов обоих книг, перед ними изначально поставлены разные задачи, которые достигаются совершенно непохожими художественными и сюжетными средствами.

Добавлю, что я прочел этот роман на одном дыхании и получил огромное удовольствие + заряд отличного настроения. Книга определенно «сделала» мой вечер. Браво!

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 20 ]  +

Дед, 07 января 2016 г. в 19:14

Начав читать роман, я думал, что вижу что-то похожее то ли на «Остров доктора Моро», то ли «Детей капитана Гранта». И капельку на Лавкрафта (просто сеттингом, и ничем иным). Но вторая часть книги больше похожа на неплохую придуманную научную монографию (скорее даже на философию и научпоп), со ссылками на выдуманные источники, с вырезками из журналов и т.д. Ну то есть не неплохую, а отличную! Вот только такое смешение стилей (а в третьей части действие напоминает уже фильм-катастрофу/вторжение инопланетян), на мой взгляд, — чуть ли не единственный минус.

А в целом, это одно из самых достойных произведений, которые я читал. В основном, благодаря проработанности и продуманности. И замечательным ссылкам и примечаниям (а также примечаниям к примечаниям, sic!), которые иногда тянут на вполне достойные произведения. Особенно тот, который с цитатами разных известных (и реальных) людей по поводу наличия души. И съезд психологов с их бихевиористским подходом психики. Большая и подробная, детальная карикатура на мир и, в частности, Европу первой половины XX века. Даже почти не касаясь собственно мировых войн.

Без гипербол и преувеличений Хаксли и Оруэлла, без доведения до абсолюта общества потребления или системы тотального контроля, автор описывает, как, по его мнению, вполне гуманистический и прагматический подход к решению глобальных проблем ведёт к неразрешимому кризису. Кризис наступил. И безо всяких саламандр, понятное дело.

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 19 ]  +

zvezdochet2009, 05 мая 2020 г. в 19:43

Роман «Война с саламандрами» — это история о том, как человечество само вырыло себе могилу.

Роман написан замечательным чешским писателем Карелом Чапеком и является главным достижением в его творчестве. И заслуженно. Автор создал мощную политическую сатиру на ситуацию в Европе накануне Второй мировой войны, где жестко раскритиковал не только фашизм, но и западный капитализм, который, по сути, нацистов поощрял и науськивал.

Формально «Войну с саламандрами» можно определить как роман-катастрофу о столкновении человечества с им же порожденным детищем. Однажды некий капитан Ван Тох находит на отмели тропического острова племя разумных ящерок-саламандр, которые находятся на стадии первобытного общества. Разглядев коммерческий потенциал (прекрасно добывают жемчуг), наш отважный капитан стал этих ящерок обучать и наладил их промышленное разведение, открыв тем самым ящик Пандоры.

Роман приятно удивляет своей реалистичностью – Чапек максимально достоверен в описании истории развития саламандр. Раса земноводных шла к своему зениту годами, они рассматривались людьми как рабы или домашняя скотина, но несмотря на жестокое обращение, опыты, откровенное манипулирование, все это время учились, набирались разума и что-то делали в морских водах на глубине. Ненасытная капиталистическая система выращивала саламандр в огромных объемах, и количество однажды неизбежно переросло в качество. История насыщена различными якобы документальными ссылками, статьями, рассказами и пояснениями, проливающими свет на какие-то отдельные аспекты жизни саламандр. Например, мы узнаем о чрезвычайно одаренном саламандре Андреасе Шульце, о саламандровой технологии и повадках.

Спрятав за увлекательным сюжетом более глубокий смысл, Гашек обеспечил себе славу пророка от литературы. Писатель не дожил до начала Второй мировой, но глобальный конфликт, нарисованный им в романе, почти полностью повторил реальные события. Саламандры так же, подобно фашистам, объявили человечеству ультиматум и приступили к захвату планеты. Но люди как всегда спохватились слишком поздно.

Совершенно очевидно, что раса земноводных всего лишь искусно подобранная метафора того, как рабы однажды могут стать хозяевами. Самое главное в этом произведении – искусно переданные изъяны западной экономики, политики и уровня мышления, недалекость, а порой откровенная глупость людей, которые за коммерческой прибылью не способны разглядеть очевидную опасность уничтожения. Это система, пожирающая саму себя. Очень важно, что Чапек описывает события нейтрально, как настоящий профессиональный журналист: сначала причины, затем последствия. Никакого морализаторства. То есть читателю предоставлено право сделать выводы самому. Если он конечно достаточно разумен для этого. К тому же тема актуальна. Такие вещи происходят и сегодня: одни вкладывают оружие в руки других, не понимая, к каким катастрофическим последствиям это может привести.

Кроме сюжета хорош язык, книжка читается с удовольствием и, начинаясь как забавный анекдот, постепенно набирает обороты и серьезность. Роман – один из лучших примеров того, как надо использовать кривое зеркало сатиры, чтобы высмеивать наши пороки.

Умная интересная книга.

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 19 ]  +

Podebrad, 12 июня 2012 г. в 13:28

  Чапек почему-то не попадает в число писателей-фантастов. Хотя без его «Войны с саламандрами», «RURа», «Средства Макропулоса» и «Фабрики Абсолюта» трудно представить себе фантастику XX века.

  В силу обстоятельств «Войну с саламандрами» часто воспринимали как антифашистский памфлет. Фашистов Чапек активно не любил, и в последних главах «Войны» антифашистская тема ощутима. Но книгу он писал все-таки не об этом, и досталось в ней всем. Германские саламандры слушают нацистские гимны и принимают звание арийских саламандр, итальянские с помпой строят новый материк площадью четверть гектара, французские тайно возводят для Республики подводные крепости на чужом шельфе, а статус британских саламандр юридически не зафиксирован, и, значит, их как бы и нет. И все народы увлеченно роют себе могилу руками своих же саламандр.

  При желании саламандр можно отождествить с угнетенными классами, угнетенными расами, угнетенными нациями, фашистами, мещанами, безликой толпой, да с кем угодно. В 1936 приходили на ум одни ассоциации, в семидесятых годах другие, в 2012 третьи. К тому же сами саламандры по ходу дела меняют свою окраску. Но прежде всего это существа, абсолютно чуждые людям. А современный человек не может потерпеть существование где-то рядом иного мира, ему неподконтрольного. Едва обнаружив саламандр, люди начинают эксплуатировать их, превращают в источник сверхприбыли, используют в политических играх и военном строительстве, пытаются переделать их по своему подобию, навязать им свою культуру, образ мыслей, нормы поведения, не задумываясь, возможно ли это, и чем это может кончиться. Все правильно. Человек рыночный неспособен задуматься над сколько-нибудь отдаленными последствиями своих поступков. Нету времени.

  И ведь все хотели как лучше. Лучше, конечно, для себя. Однако и ближнему зла никто не желал. Кто-то делал на саламандровом проекте бешеные деньги. Кто-то пытался немного улучшить свое положение. Кто-то бескорыстно радовался поступи прогресса. Даже саламандры должны были выиграть, если приобщить их к цивилизации, научить и заставить работать. В итоге гибнут и люди, и саламандры.

  «Война с саламандрами» стала одной из лучших книг Чапека. Легкая, грустная, остроумная, иногда добродушная, чаще язвительная, под конец все более пессимистичная. Но ни разу не возникает ощущения беспросветной черноты. Чапек не строил особых иллюзий, но при этом любил людей. Даже тех, что способны довести мир до катастрофы. И книгу он писал для того, чтобы люди посмотрели на себя и на свой путь в истории. Конечно, это мало помогло, но человек делал все, что мог.

  И, наконец, книга просто прекрасно написана. От нее трудно оторваться. Почти каждая глава — маленький шедевр, от первого появления капитана ван Тоха до дискуссий на последней мирной конференции в Альпах. Чего стоят одни попытки просветить саламандр с помощью газет, рекламы, массовой литературы, массовой агитации, кино, современного искусства и прочего. Сегодня этим занялось бы телевидение. И как итог звучит заключение ученой комиссии: саламандру нельзя признать разумным существом, так как уровень ее умственного развития соответствует уровню развития современного человека.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 18 ]  +

Paganist, 31 января 2020 г. в 11:34

«Войну с саламандрами» называют антиутопией. Мне сложно подобрать жанровую принадлежность для романа, ибо он выходит за рамки антиутопии, являясь более обширным и глубоким произведением. Если же говорить об антиутопии, то «Война с саламандрами» — уникальное явление. Не только для книг подобного типа, но и для литературы вообще.

Роман Чапека — тот вид сатиры, когда улыбка омрачена ужасающей реальностью шутки. Конечно, любому здравомыслящему читателю понятно, что совершенно нет разницы между саламандрами и людьми. Подставляем вместо этих земноводных условных негроидов (или представителей других якобы «отсталых» рас и народов) и убеждаемся, что различий нет: вопросы о том, разумны ли они, есть ли у них душа, правовые вопросы, связанные с ними, «подтягивание» их до уровня нормального цивилизованного человека и так далее. И разумеется, работорговля, использование их в качестве практически бесплатной рабочей силы, жестокие научные опыты над ними. А единичные их достижения в области наук — не более, чем экзотика, развлечение для богемы и СМИ.

Время написания совершенно не зависит от восприятия романа. Ибо многое из того, что описано в романе, имеет место и в наши дни. Например, если рассматривать саламандр как прообраз иммигрантов из стран третьего мира, наводнивших Европу и США. Конечно же, они будут бороться за свои права, ничего не имея против тех, кто их приютил. Аналогичным образом подходит под нынешние реалии засилье трансконтинентальных корпораций, которые ради собственной выгоды подминают интересы многих групп людей, в том числе и безопасность. Очень знакомо, когда под угрозой войны, правительства пытаются вилять хвостом, ссылаясь на экономическую целесообразность при оправдании преступных решений.

В наш век глобализации и размытых границ вопросы, поднятые в романе 84-летней давности, всё ещё актуальны. Перед нами не очередная умозрительная антиутопия о тоталитарном режиме и подавлении свободомыслия. Нет, «Война с саламандрами» — это война людей с самими собой. С болезнями и пороками общества и внутренними страстями, которые всё ещё не преодолело человечество в 21 веке. Поэтому открытый финал романа (вопреки занимательной беседе автора с самим собой касательно итога войны), как кажется, звучит вопросами для каждого читателя: куда мы идём? это то, к чему стремится человечество? ради этого мы живём?

Есть мнения, что роман пропагандирует национализм, фашизм, расизм и так далее. Напротив, автор предостерегает от этих и прочих «измов». Но как предостеречь, если молчать? Потому мы видим «измы» на страницах романа, ибо человечество тогда было больно этими заразами. И не вполне излечилось от них и сейчас.

Для меня «Война с саламандрами» — не только очередная книга из числа любимых мною антиутопий, а одно из наиболее грандиозных произведений о человеческой цивилизации.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 18 ]  +

osipdark, 07 октября 2015 г. в 21:37

В принципе, «Войну с саламандрами» прочитал не так уж и давно. Но, не смотря на свою «древность написания», произведение Чапека обгоняет по уровню многие другие романы и повести, читанные мною в то же время.

У романа есть две стороны — социальная и научная. Обе замечательны. Научная у нас представлена в виде описания общества саламандр, их истории и биологии. Последнее, особенно способ размножения, меня просто поразил. Он настолько странен, парадоксален и абсурден, что идеально вписывается на страницы сатиры чешского писателя. Социальная же, на которой и закручен весь сюжет, не уступает научно-фантастическому элементу по силе и размаху; открытие туземцев, их порабощение, потом озарение «цивилизованных» стран и том, что «а погуманнее надобно относится к братьям нашим земноводно-разумным», борьба за свободу, милитаризация и борьба за свободу... Чего только нет и как все хорошо смешивается в единый литературный труд.

Концовка так же порадовала. Тут вновь и сатира с чертами сюрреализма (как и весь роман), и фантастика, и сарказм, и намек на то, что... Что в «Войне...» лично я не увидел романа с яркими антифашистскими лозунгами или предсказания о саламандровой роли Единой Европы аля Запада в жизни сегодняшнего мира. Для меня это жизнеописание человечества в целом. Наших пороков и желания эти пороки закрыть розовыми очками. Это взгляд на историю людей, ее ход до конечной точки, которая оказывается началом нового круга, ведь двигаемся мы по единому циклу, который от века к веку не меняется. Собственно, как и ошибки, которые мы допускаем. Вообщем-то, по Гегелю, помните? — «История учит человека тому, что история человеку ничему не учит».

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 17 ]  +

kerigma, 10 августа 2018 г. в 21:16

Роман начался за здравие, а завершился за упокой. Переход от милой веселой истории к саламандровому апокалипсису хоть и был в достаточной степени растянут по страницам и более ли менее логически обоснован, все равно показался немного странным. Хотя весело и интересно было почти до конца.

Вначале идея с саламандрами, которых обнаружил и начал опекать капитан торгового судна в южных морях, кажется совсем необычайной, во всяком случае, я каких-то аналогов в литературе не помню. И саламандры странные, и очень непонятны их способности и намерения, и внезапное увлечение капитана тоже странно, хотя почему бы и нет, собственно. Начало истории представляется чистым приключенческим романом, и как она к концу умудрилась превратиться в политический памфлет, мне понятно технически, но не понятно логически. И даже кажется мне, что автор задумывал-то изначально политический памфлет, но так увлекся начальной саламадровой историей, что написал в итоге довольно романтический кусок, неожиданный во всем остальном романе.

Середина романа — это медленный, но очень тщательно и комически задокументированный переход от «загадочных морских тварей» сначала к скучной коммерции и политике, а потом и к тотальному и всеобъемлющему апокалипсису. Саламандры развиваются, и сначала становятся рабами человека, но потом, натурально, освобождаются от своих цепей и показывают всем кузькину мать. Подано это, надо признать, очень смешно — особенно подборки «официальных» документов. Автор молодец, и переводчик тоже. Можно признать, что автору удалось отразить то, как весь мир вообще в своих самых разных проявлениях, от научных статей до бытовых разговоров простых людей, отреагировал на сверхразумных саламандр. И заодно отлично простебать все эти формы письменного выражения общественного мнения.

Концовка, может быть, слишком разухабистая: так уж прямо и апокалипсис, и саламандры захватили весь мир, а бедные люди непонятно, куда должны деться. С другой стороны, было понятно, что к этому все идет, иначе и смысла не было начинать. Хотя, конечно, немного жаль, что столько изобретательности и чувства юмора вложено в донесение затертой до отвращения мысли, что люди-де такие уроды — им хоть что дай, они сделают из этого повод для мировой катастрофы.

Оценка : 8
«Р.У.Р.»
–  [ 15 ]  +

lord_lex, 07 июля 2012 г. в 21:59

Эта пьеса, наверное, одно из самых значимых произведений в истории научной фантастики. Можно на пальцах одной руки перечесть авторов, чьё мышление коренным образом поменяло восприятие будущих поколений писателей и помогло повернуть фантастике именно в то русло, в которое она повернула.

Может быть сегодня пьеса не так известна широкому кругу читателей и зрителей театров, хотя, несомненно, заслуживает того, но именно это произведение окончательно подарило миру роботов! Интересно, в «Р.У.Р.» я ожидал увидеть роботов такими, какими их обычно видели в середине ХХ века — металлическими и недостаточно развитыми, чтобы тягаться в уме с человеком. Но первые пророки всегда гениальны, Чапек сходу создал андроидов, которые, как считается, появились позже. Андроиды Чапека, например, не уступают своим собратьям у Дика из «Бегущего по лезвию».

Проблематика произведения поставлена верно и точно, и я уверен, что в будущем человечеству предстоит столкнуться с подобной проблемой, которую нужно будет решать наилучшим путём. Конечно, можно считать, что у Чапека всё как-то примитивно и немного камерно, но если вспомнить «Войну миров» Уэллса или «20000 лье под водой» Верна, то перестаёшь быть литературным критиком и искать недостатки. Возможно, это участь всех пионерских произведений — блистать не так ярко, как последователи. Но без таких произведений как «Р.У.Р.» не было бы той старой-доброй фантастики, которую мы знаем и любим!

Возможно, что меня кто-то поймёт неправильно и пройдёт это произведение стороной, а мне бы не хотелось лишать читателей того удовольствия, что я сам испытал при прочтении. На самом деле Карел Чапек умеет писать живо и интересно. Интересный чешский юмор украшает страницы на протяжении почти всей пьесы, а драматизм в кульминации и развязке держит в напряжении до последней точки.

Если вы любите классические произведения научной фантастики и хотите узнать, с чего же всё начиналось, то эта пьеса именно для вас!

Оценка : 8
«Война с саламандрами»
–  [ 15 ]  +

B.E.You, 05 ноября 2010 г. в 01:22

Роман Карела Чапека «Война с саламандрами» — отражение того времени. А был он написан в 1936 году, перед самым началом Второй мировой войны. Роман-предупреждение, роман-предостережение.

В основе сюжета лежит эволюция саламандр от простейшего животного, до царя зверей. Чапек показывает нам всё развитие этого вида от начала и до конца, как будто проводит экскурсию в музее, рассказывает историю возвышения саламандр со всеми доказательствами и подтверждениями. Вот мы видим доклады учёных биологов, вот перед нами новые направления в музыке, кино и литературе сформировавшиеся вод впечатлением от этих существ, вот описание новой религии, вот подробнейшие труды об изменении экономики и политики государств, выступления публичных людей, а также людей «маленьких», но от которых также зависит ход истории и, конечно же, вырезки из газет, которые передают настроения масс. По мере того как эволюционирует это хвостатое земноводное, также изменяется отношение человечества к этим безобидным на первый взгляд существам. Если сначала это животные, которых можно безнаказанно эксплуатировать, ставить на них опыты, продавать и покупать «пачками» как каких-нибудь лабораторных крыс, то после того как они расплодились; овладели членораздельной речью и человеческими орудиями труда — происходит поворот ровно на сто восемьдесят градусов, и уже мы — люди становимся досадной мелочью, которая мешает расселению саламандр, что приводит к неизбежному конфликту.

Стремление человека к наживе, не смотря ни на какие условия (поставка оружия саламандрам, когда они уже выдвинули свой ультиматум и начали военные действия), нацистское и фашистское отношение как к саламандрам, так и человека к человеку – всё это привело к тому, что мир начал рушиться.

Монолитное произведение, в котором автор описал эпоху, в которой жил, а также предсказал причины и характер будущей войны с поразительной точностью.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 12 ]  +

Reystlen, 29 июня 2021 г. в 16:09

Отличная антиутопия с прекрасным юмором и иронией к себе, к некоторым странам и человечеству в целом. В романе нет навязчивой морали, что, по-моему, очень удачно, сама катастрофа показана как этап эволюции — естественный и закономерный. Гибель человечества у Чапека легка, логична и очень позитивна. Люди нарисованы бездушными эксплуататорами природы и наказание их выглядит естественным, жалости к ним у автора нет, наоборот в какой то момент прочтения, ты начинаешь сочувствовать саламандрам. Да, и наказания нет в романе, скорее естественное самоуничтожение инородного элемента природы-человечества. Автор высмеивает наживу ,алчность, глупость, недальновидность, национализм, пропаганду и прочие пороки в которых мы грязнем и грязнем каждый день. Саламандры же, наоборот выглядят очень гуманными, культурными, саморазвивающимся и демократичными существами. Терпение их поражает, они преспокойно терпят рабство и эксплуатацию, гуманно ведут войну и отстаивают свои права.

В романе у Чапека звучит и экологическая нотка- бесконтрольные эксперименты с животными(природой) могут привести к экологической катастрофе. К тому же антиутопия высмеивает агрессивность человечества и неуёмную жажду потребления. Человечество выглядит оккупантом на теле Земли. Саламандры же напротив гармоничны и экологичны. Очень понравились сатира на нацистскую Германию с её северные (арийские ) саламандрами.

Очень понравился персонаж дворецкий, что винил себя за то, что впустил угрозу саламандр в мир. Мне понравился прием автора разговора со своей совестью о судьбе дворецкого.

Великолепный роман. Очень рекомендую любителям катастроф и гибели человечества. Кстати, очень актуален сегодня в связи с Ковид 19,так как возможно он тоже продукт человеческого вмешательства в природу.

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 12 ]  +

drugndrug, 16 сентября 2020 г. в 17:12

И автор замечательный, и сама книга – стопроцентный шедевр!

Произведения Чапека пронизаны иронией, юмором и сатирой, невозможно устоять перед таким “магическим” набором, всё это с необыкновенной силой тянет читателей к его литературному наследию. И именно “Война с саламандрами”, на мой взгляд, обладает огромным количеством достоинств, чтобы считать этот шедевр вершиной творчества Чапека.

Да, сей труд написан был давно, в 1936-м году, но мне трудно говорить о нём, как о устаревшем и старомодном опусе былых лет. Нет, он оригинален и актуален и в наш постиндустриальный век, век наивысшей стадии общественного потребительства, век информационной глобализации и нанотехнологий. В себе этот роман содержит предупреждение любому поколению человеческого рода – люди могут выпустить джинна из бутылки, который уничтожит их, собственными руками. Саламандры – это есть результат деятельности безнравственного и аморального образа жизни самих нас, людей. Можно угодить в ловушку, устроенную собственными страстями: жаждой к наживе, к власти, к безответственному отношению к природе и к животным. В момент создания сего шедевра в мире назревали катастрофы: в СССР укреплял позиции кровавый сталинский режим, в Германии фашисты захватили власть, старый мир агонизировал, а новый рождался в муках и страданиях, близилась самая страшная война, затеянная людьми за всю историю их существования – Вторая Мировая Война. Автор прекрасно понимал, что творилось вокруг него, эти его думы нашли своё литературное воплощение. Чапек дал понять читателю, что самый злейший враг человека в его книге – это не саламандра на самом деле, это сам человек. Зло можно посеять и взрастить собственными руками, а когда оно разрастётся по всему миру – никакие руки с ним не справятся.

Блистательная книга! Я в восторге от прочитанного!

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 12 ]  +

igorgag, 24 сентября 2014 г. в 19:17

В каком-то смысле в этом романе автор бросает мостик от фантастики классической (Уэллса) к фантастике нового времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В отдалённом уголке земного шара капитан коммерческого судна ван Тох (на самом деле — компатриот автора, чех Вантох, изменивший фамилию на голландский лад) обнаруживает колонию ранее неизвестных человечеству крупных земноводных. Далее выясняется, что эти твари обладают неожиданно высоким интеллектом, который к тому же ещё и поддаётся развитию посредством обучения.

То с юмористическими, то с сатирическими нотками Чапек рассказывает о том, как саламандры (такое название в повседневном обиходе получил новый вид) начинают распространяться по всему свету. В начале этому поспособствовала случайность — ван Тох обращается к магнату, с которым был знаком в детстве, хотя тогдашние их отношения и не отличались большой дружбой; лакей, в расчёте на чаевые, докладывает боссу. Тот принимает рассказ капитана за сказку, но в спонсировании задумки — добычи жемчуга дрессированными саламандрами — однако не отказывает... Но далее стремительный ход событий определяют уже ничем неприкрытые человеческая корысть, алчность, националистические и милитаристские амбиции... И в конце концов численность саламандр, их оснащённость достигают таких величин, что уже не они получают приказы от людей, а напротив — диктуют свои условия отдельным государствам и всему человечеству...

На мой взгляд, один из самых убедительных романов-антиутопий. Это не только сатира на поднявший голову во второй четверти ХХ века фашизм и нацизм, но и до сих пор актуальное предупреждение всему человечеству — ведь оно и по сей день остаётся разобщённым, подвластным узким интересам, далёким от общего блага, как государственным, так и частным... Я это на собственной шкуре ощущаю...

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 11 ]  +

Povlastnich, 19 июня 2019 г. в 16:04

Добавлю ещё один н е восторженный отзыв. «Война с саламандрами» — одно из самых известных произведений К. Чапека, которое, правда, от начала до конца читали лишь немногие даже в его родной стране. Меня это не удивляет. Начало романа интригует, идея с саламандрами также, но потом весь поток скатывается в унылую серую топь.

Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На далёком острове найдены разумные саламандры, способные к обучению. Люди присваивают их и начинают сначала разводить для работы и обучать различным видам труда...а потом уже саламандры, которым понравился динамит, музыка и прочие достижения человечества, начинают выстраивать своё собственное общество. К финалу книги оно оказывается жизнеспособнее человеческого.

В общем, так. Роман написан в интересной форме собрания газетных вырезок, репортажей, фельетонов, писем и заметок. Это довольно типично для чешской литературы — вспомните Швейка, который наполовину состоит из различных баек, а собственно сюжетную линию можно рассказать в нескольких фразах. За это — плюсы, весьма оригинально и красиво. Всё остальное — минусы. Очень монотонно и нудно, кроме главного сюжетного хода нет никаких оригинальных идей, ни персонажей, шутки и обороты пусть и броские, но постоянно повторяются. Начинал с радостью, а закончил едва-едва. Собственно, даже не знаю, что ещё добавить — книга не оставила никаких воспоминаний кроме общего впечатления.

Есть очень интересная и стоящая внимания мысль — саламандр в свет выводит не целенаправленная злая воля, а, скорее, бездействие людей, не желающих в угоду комфорту замечать опасности. Что, в общем, вполне можно отнести к чешской истории 20-30-х годов, когда чехи в упор не замечали немецкой угрозы, пока не оказались в Протекторате Чехии и Моравии. В этом Чапек-Ванга не ошиблась. Больше ничего на ум не приходит. Собственно, по финалу романа даже непонятно, что будет дальше — саламандры останутся в своих бухтах? Будут воевать с людьми? На чьей стороне перевес и почему? И так далее, автор словно останавливается на полпути.

Дабы добавить позитива: есть кой-какие прикольные моменты («лекция о музыке саламандр»), история рассказана разными голосами и с различных сторон: от первооткрывателя саламандр до промышленников, которые увидели в них золотую жилу. Ну, а как же, ящеры не только трудолюбивые, но и умеют сами о себе заботиться, это Вам не коровы, которых доить надо....История выписана с типично чешской любовью к деталям, чуть ли не до биографии каждого отдельного саламандра и описания самого мелкого события. Собственно, примерно до трети книги всё даже очень классно, но позже...э-э...в общем, негативом я уже брызнул выше.

Что интересно — Чапек всю жизнь был ярым антикоммунистом — почитайте его эссе «Почему я не коммунист?» и поймёте. Если осилите (я пока не смог), конечно, потому что он раз пятнадцать пережёвывает в нём одну-единственную мысль: «Коммунисты всего лишь хотят захватить власть!». Насколько я знаю — впрочем, не упорствую — и «Война с саламандрами» имела, скорее, противокоммунистический характер. Сам же он жил жизнью «мелкого буржуа» — вырос в обеспеченной семье, проучился несколько лет по Западным Европам, любил сад и огород, то сё, с политической элитой времени был почти на «ты».

Это я к чему? К тому, что нацисты, выросшие из той жизненной идеологии, которую он исповедовал, почти уничтожили его страну, а коммунисты её спасли, не только советские войска, но и чешское коммунистическое сопротивление, о котором сегодня в Чехии не очень любят вспоминать, ибо «мы всегда были частью Западной культуры». Неисповедимы пути Господни....В общем, как Ванга он, кроме вышеприведённого примера, оказался так себе. Вообще, это довольно типично для чешской культуры: они замечательные поэты повседневной жизни, у них отлично выходит рецессия и «троллинг» в стиле Monthy Python, но такие способности, как панорамное, широкое видение, или философские концепции, занимают в местной культуре не очень крупную нишу.

Конечно, могут быть и индивидуальные исключения, я говорю об общем настрое менталитета. Однако Чапек в этом отношении для меня типичное дитя своего мира. Его глобальные построения туманны и нечётки — например, общество саламандр практически лишено каких-либо индивидуальных, ярких чёрт, и непонятно — если это антиутопия, то в какое общество метил автор? Почему? Нет ответа. Вообще, в его творчестве мне намного больше нравятся рассказы и апокрифы, где пышным цветом расцветает именно повседневный юмор и рецессия, чем крупные романы. Признаюсь, кроме Войны с Саламандрами я ни один из них не дочитал до конца, собственно, по тем же причинам, по каким еле дотянул эту книгу. Хотите познакомиться с его творчеством — советую начать с «Рассказы из одного/другого кармана».

Оценка : 4
«Война с саламандрами»
–  [ 11 ]  +

Fiametta, 11 мая 2014 г. в 09:32

Это книга о том, как цивилизованный мир сам долго и старательно выращивает свою гибель. И это гибель, может быть, возмездие за жестокость и жажду наживы.

Считается, что книга — предсказание второй мировой войны, но нельзя полностью отождествлять саламандр с нацистами. В начале книги саламандры — только жертвы. Обнаружившие их моряки уничтожают всю популяцию, кроме пары особей. Затем саламандр заставляют работать на людей, эксплуатируют их нещадно, проводят над ними жестокие опыты. Потом дают им образование и пытаются им проповедовать.

Саламандр становится все больше, их технический уровень все возрастает, появляются саламандры-ученые. И вот саламандры уничтожают территории людей, не из сознательной мести, а чтобы добыть себе место для жизни. Предчувствие мести третьего мира белой расе? Но саламандры неспособны к искусству, а среди людей нет племени без песен и сказок.

Угроза гибели уже неминуема, но люди все еще поставляют оружие саламандрам, а их интересы на конференции представляют люди-адвокаты. Так сейчас поставляют оружие террористам. И кто Главный Саламандр, как он стал предводителем чуждого вида?

Оценка : 9
«Война с саламандрами»
–  [ 11 ]  +

Bob-101, 27 ноября 2011 г. в 18:29

Мне эту книгу в 1966 году купил папа на улице (тогда тоже были книжные развалы) Я прочитал всю от корки до корки.Больше всего запомнил про саламандр .Книга очень понравилась,но вот вчера вечером пришел домой и включил радио .Целый час сидел и слушал спектакль .Удовольствие получил колоссальное. Многое понял только вчера ибо мальчишкой мне это понять было не дано. Но именно поэтому детство,как правило счастливое у людей,что они мерзости человеческие не видят. Книга именно об этом. Политическая сатира. В фантастической проекции автор показал и доказал ,как началась вторая мировая война. Произведение сатирическое и оно открывает всю глупость и темность,заблуждения человеческой природы. Это нас не коснется _именно так думают герои этой книги. Беда приходит к ним ,но только чуть позже. Книга недооценена российским читателем. Очень сильное произведение. Если вам нравится Скотный Двор ,Мы ,1984 ,Процесс ,то читайте обязательно.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 10 ]  +

colouroflife, 08 января 2019 г. в 13:44

Очень заинтересовала книга когда прочитал аннотацию и отзывы. И ожидания оправдались вполне.

Роман раскрывает очень занимательный вопрос «Что было бы если бы не только человек эволюционировал?». Ожидал прочесть интересную антиутопию, но бонусом здесь оказались ещё и яркая сатира как на всё общество в целом, так и на отдельные его составляющие — на культурные, политические, военные, научные (причём вне временных рамок — сатира и по сей очень к месту). Отдельно хочу выделить истинную арийскую саламандру — этот момент особенно доставил.

Казалось бы, речь об эксплуатации человеком другого разумного вида, но насколько «человечны» проявления и саламандр в завоевании планеты и истощении её ресурсов? Неужели любая цивилизация неумолимо приходит к самоуничтожению? Эти вопросы всплывают ближе к финалу, а финал достаточно короткий. В остальное время очень увлекательно наблюдать саму историю развития саламандр и как на это активно влиял человек. Во всех подобных историях мне именно это и нравится. А это Чапек проработал очень детально.

Великолепная в своём ужасе антиутопия и очень точная сатира в одном романе. Местами так смешно, что становится страшно. Рекомендую всем любителям жанра.

Оценка : 8
«Поэт»
–  [ 10 ]  +

starflear, 04 августа 2012 г. в 10:01

О, шея лебедя!

о, грудь!

о, барабан!

И эти палочки — трагедии знаменье... — потрясающие строчки, не правда ли?

Поэты, по мнению Чапека, люди особые, живут в параллельном мире, ничего не видят, никого не замечают, однако помогают найти виновника преступления с помощью собственных стихов!

Замечательный расказ, читается просто влет.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 10 ]  +

indieboot, 24 июля 2012 г. в 21:47

Если отвлечься от политической подоплёки произведения, можно сказать, что на лицо ещё один апокалиптический сценарий. Крушение мира происходит в следствии необдуманного создания новой культуры, новой цивилизации. Сначала — диковинка, потом — дармовые трудовые ресурсы. И тут труд делает из саламандры «человека». Благодаря тому, что человек сознательно этому способствовал: сначала дал орудия труда/обороны, а затем и соответствующие знания. И мало того, ещё и ресурсы для создания новой цивилизации, которая в рамках естественного отбора, пытаясь выжить, приспособить под себя среду обитания, губит цивилизацию человеческую. По сути человечество своими же руками создало монстра, который его и пожирает.

Справедливости ради стоит отметить, что осуществлению большинства возможных сценариев краха мира способствует именно человек.

Оценка : 8
«Голубая хризантема»
–  [ 9 ]  +

Славич, 31 декабря 2011 г. в 13:21

Первый рассказ из раннего сборника Карела Чапека. Вроде бы не детектив, но розыски и даже преступление присутствуют.

В самом деле, настоящий коллекционер пойдёт на многое, чтобы заполучить хризантему редкого сорта. Помниться, веке в XVII в Голландии за луковицы тюльпанов порой отдавали целое состояние... и разорялись, когда биржевой пузырь лопнул. Но это уже другая история...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, у старика-рассказчика в саду действительно растёт голубая хризантема? Или он выдумал всю эту историю, чтобы пустить пыль в глаза легковерным слушателям? Как Вы думаете, а?

И ещё: такая история могла произойти в Чехии или в какой другой стране Европы, но только не в России. Ну не привык наш народ верить написанному, не привык! Когда дочитаете, поймёте, о чем я.

Оценка : 8
«Война с саламандрами»
–  [ 8 ]  +

Thalidomide, 08 марта 2018 г. в 10:22

Оставлю здесь небольшое бонусное дополнение о читательских стратегиях.:) В школе, в конце 80ых, читал этот роман раза три (первый раз его прочёл вроде бы лет в 12), воспринимая просто как юмористическую книжку про смешных саламандр, и даже не подозревал, что это серьёзная сатира. Особенно умилялся от Болеслава Яблонского, саламандры. Сейчас, конечно, социально-политический подтекст виден сразу, но в целом данный роман — хороший пример многоуровневой книги, которая не становится хуже от неполного её понимания.

Также отмечу, что это, видимо, одна из первых книг, невольно заложивших штампы зоохоррора (молодые гедонисты приплывают отдохнуть на райский остров и сталкиваются с ужасными монстрами). При этом, скорее всего, на самом деле она на них не повлияла.

«Фабрика Абсолюта»
–  [ 8 ]  +

Книжный червь, 26 сентября 2012 г. в 21:19

Взяв в роли фантастического элемента основы пантеизма, Чапек выстроил сюжет вокруг бога, пришедшего в реальный мир коммерции, предвзятости и жадности, и разумеется, всё там переворотившего. Сам фант-элемент можно считать в какой-то мере предсказанием: распад ядра (аналогия «полного использования») на сегодняшний день — один из самых распространённых источников энергии. Повествование выстроено так же, как в «Войне с саламандрами»: в каждой главе новые персонажи, действующие в разных уголках мира (по ходу бывают регрессы к старым персонажам); но всё же «Фабрика Абсолюта» во многом уступает «Саламандрам». Повествование развивается очень уж безмятежно.

Это, безусловно, сатира: налицо все элементы (и пародийные имена, и другое добро). Сатира на внешнюю политику, церковь (но не религию) и отдельно взятых лицемеров. Но больше всего автор критикует разрозненность людей, нетерпимость одной религии к другим, что и приводит в романе к мировой войне. Война описана слишком уж фантастично, но прекрасные последние главы оправдывают любую степень фантастичности. Вдоволь посмеявшись над без пяти минут верующими, готовыми убить иноверцев, автор заявляет серьёзно: «С нетерпимостью нужно кончать, ни к чему хорошему она не приведёт».

Ну и не могу не упомянуть о таком приятном чапековском элементе, как маленькие истории отдельных персонажей в общей концепции сюжета. Например, эпизод с почтальоном заслуживает того, чтобы быть изданным как отдельный рассказ.

Вердикт: читать, не сомневаясь. По крайней мере, улыбка и удовольствие вам обеспечены.

Оценка : 8
«Война с саламандрами»
–  [ 7 ]  +

vgi, 02 марта 2024 г. в 12:30

Антиутопии, за редкими исключениями, обычно довольно тяжелы для чтения. Чапеку удалось написать антиутопический (?) роман, читающийся на одном дыхании! Так что я согласен с аннотацией — это лучший роман автора. И, пожалуй, одна из лучших антиутопий XX века. Более того. часто бывает, что фантастические произведения оценивают лишь в сравнении с себе подобными. Мол, вообще-то так себе, но для фантастики неплохо. Этот роман в таких скидках не нуждается. Он вполне может быть оценён по меркам большой литературы, и оценён весьма высоко.

В аннотации написано, что это антифашистский роман. Не уверен. Возможно, в 1930-х он и воспринимался именно так, на злобу дня. Но он не в большей степени «антифашистский», чем любое другое произведение, затрагивающее тему войны и политики. Хотя настроение витающей в воздухе мировой войны роман предаёт отлично. Современному читателю это должно быть особенно понятно — нынче обстановочка в мире тоже не очень весёлая.

Не согласен я с аннотацией и в том, что роман каким-то образом предвосхитил «1984» Оруэлла. Никаких аналогий между этими книгами, помимо жанра, я усмотреть не могу — да и в рамках жанра эти книги настолько различаются, насколько это возможно.

Литературно всё это выполнено отлично. Тема книги такова, что легко можно скатиться в схематичный памфлет. Но автору удалось этого избежать — не в последнюю очередь благодаря замечательному юмору. И тому, что герои романа — вполне живые люди. Капитан дальнего плавания Я. ван Тох, чех, замаскированный под голландца, просто великолепен!

Небольшую популярность романа на Западе могу объяснить только невысокими качествами переводов. Хотя на английский книга была переведена аж три раза но, судя по всему, её мало кто читал. По этой причине новое поколение открывает для себя заново уже давно известные вещи — например, в недавнем фильме «Не смотри вверх», как мне кажется, звучит вполне чапековский мотив человечества, копающего себе могилу...

Конечно, роман слишком обширен для короткой фантлабовской рецензии, так что тут я, пожалуй, остановлюсь, хотя говорить можно было бы ещё долго.

Ставлю книге наивысшую из возможных оценку — десятку.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 10 января 2020 г. в 06:19

Грамотная и актуальная, несмотря на весьма много прошедших лет после написания книга в жанре социальной фантастики. Пресловутые саламандры, при всем великолепии их идеи, это только фон, на котором четко прорисована основная проблема человеческого общества, которое охотно продаст верёвку, на которой его повесят.

Блестящий юмор автора позволяет преодолеть в общем то философскую вещь, пусть и снабженную разнообразными эпизодическими приключенческими вставками. Очень современно звучат экономические доводы социальных групп в пользу сотрудничества с саламандрами, а также язвительно выстебывается ситуация с оправданием агрессора «международным сообществом». Собственно, ничего в мировой политике не меняется, сожрут всех, в том числе и самых «крутых», а их холуи быстро перестроятся и будут сожраны чуть погодя. А все из-за жадности, трусости и эгоизма.

Рекомендую. Классика, неустаревшая по своей сути.

Оценка : 8
«Паштет»
–  [ 7 ]  +

Тиань, 30 декабря 2017 г. в 16:15

Прелестная юмористическая миниатюра о том, как вредно быть чрезмерно серьезным.

Герой так вдумчиво и ответственно относился к собственной жизни, вопросам питания и здоровья, что, приобретя дорогой деликатесный страсбургский паштет, так и не нашел в себе смелости его попробовать. Очень отравиться боялся — ботулизм и все-такое, серьезным людям хорошо известное. Зато паштет скушал кот героя. И не тайком, как какой-нибудь воришка, а с благословения хозяина.

Хозяин — зараза — о своем здоровье пекся сверх всякой меры, а домашним любимцем рискнул, не задумываясь. Сначала в целях проверки съедобности продукта, потом — потому что выкинуть дорогую покупку рука не поднималась. А вот скормить сомнительную пищу домашнему зверенку поднялась.

Правда, всю ночь и следующий день герой следил за котом — нет ли признаков отравления. Но и в этом эгоизма больше, чем привязанности. А ведь одинокий человек. Кроме кота, никого. Воистину, люди, слишком сильно пекущиеся о своем здоровье, опасны для окружающих. Подальше от них держаться надо. Видимо, это многие подсознательно чувствуют, что, отчасти может объяснять одиночество героя.

Но это чисто мои домыслы, рассказ не об этом. Рассказ о паштете, который съел кот. Съел с большим удовольствием, потому что продукт был свежим и качественным. А хозяину осталось только локотки себе обкусывать и при случае укорять питомца тем, что тот его паштет слопал. И поделом. Нечего на животных эксперименты ставить.

Оценка : 8
«Похищенный документ № 139/VII отд. «С»
–  [ 7 ]  +

ваена, 08 декабря 2016 г. в 14:05

Этот великолепный маленький рассказ является в какой-то мере пародией на «Похищенное письмо» Эдгара По и на «Второе пятно» Конан Дойля. В этом рассказе показано, что пропажа важного документа вовсе не обязательно связана со шпионажем. И не обязательно обладать выдающимся интеллектом Огюста Дюпена или Шерлока Холмса. Рядовой полицейский, добросовестно выполняющий свою работу вполне может раскрыть это «государственное преступление».

Оценка : 8
«Эксперимент профессора Роусса»
–  [ 7 ]  +

vesnyshka, 03 ноября 2016 г. в 13:48

Вы когда-нибудь играли в словесные ассоциации? Я раньше очень любила эту забаву, и хорошо, Чапек напомнил о ней) Это довольно легкая игра, которая порой вытаскивает из вашего подсознания весьма неожиданные вещи. Так вот в рассказе Карела этим способом вытаскивают из подозреваемого признание в убийстве. А что? легко и просто, никаких тебе отпечатков пальцев, следственных групп и всякого-такого. На этом, собственно, детектив и ограничивается, зато открывается ещё одна задача рассказа — высмеивание министров, начальников, депутатов и прочей братии, которые не осмеливаются поиграть в эту игру. И это неудивительно, мы-то знаем, что там у них в душонках творится. А так же иронизирования над стандартизированным мышлением журналистов, которые мыслят шаблонными фразами, и даже ассоциативная игра не может выбить их из того фразового клише, в котором они застряли.

Рассказ из серии карманных — т.е. маленький по объему. Но зато в нём много мастерски раскрытых тем. Люблю, когда автор умеет, не растекаясь мыслью по древу, создать объем внутренний, а не внешний. Чапеку это удалось.

Оценка : 7
«Гадалка»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 15 января 2020 г. в 06:26

Лёгкий ироничный рассказ, интрига которого понятна читателю почти с первых строк, но это нисколько не уменьшает интереса. Без всякой социальной и прочей напряжённости, отличный вариант для любого журнала на момент написания.

В общем, хороший, практически неустаревающий по своей теме развлекательный рассказ, рекомендую

Оценка : 8
«Поэт»
–  [ 6 ]  +

Вертер де Гёте, 10 января 2020 г. в 22:10

Совершенно гениальный рассказ. Вечный эталон ироничного детектива (разумеется, в хорошем значении этого словосочетания).

В таком небольшом по объёму тексте Чапек сумел передать множество нюансов, связанных с человеческой психологией: игры подсознания, разницу в мышлении «физиков» и «лириков» и «из какого сора растут стихи», то есть — какие странные цепочки образов возникают порой в человеческой голове.

Автомобиль сбил женщину и скрылся, пострадавшая в больнице, полиция расследует дело, но как часто бывает, никто не запомнил даже цвет машины. Среди свидетелей происшествия был богемный поэт, он и вовсе не запомнил никаких подробностей, но под впечатлением написал странное имажинистское стихотворение. И в этом потоке неясных образов полицейский и сам автор неожиданно находят другой подсознательный смысл.

Вначале было слово — я услышал радиопостановку и был совершенно очарован, а затем уже добрался и до книги.

Ещё интереснее стало, когда на сайте Леонида Каганова я наткнулся на предысторию появления рассказа. В 1921 году поэт Уильямс, наблюдая за проехавшей мимо пожарной машиной с номером 5 на кузове, экспромтом сочинил пафосное стихотворение «Великая цифра». На какое-то время «цифра 5 « стала мемом у писателей и художников. Так художник Демут, друг Уильямса создал знаменитую авангардную картину «Я Видел цифру Пять в Золоте». Вот и Чапек не устоял перед возможностью обыграть этот мем.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 6 ]  +

Asaris, 14 ноября 2019 г. в 03:08

2 Povlastnich

Не проповедовал Чапек никакого нацизма, а уж немецкого — тем более. Немецкие нацисты и прочие их империалисты у Чапека — любимая мишень для сатиры была. А что он видел в коммунизме недостатки и не горел желанием иметь русских в качестве «старших братьев», говорит в первом случае о наличии развитого ума у автора, а во втором — о наличии у него же национального достоинства.

Собственно, в повествовании о том, как человечество проморгало угрозу, речь идет именно о человечестве. Чехословакии здесь касается лишь провинциальное заблуждение Повондры, что небольшая страна вдали от морских побережий не представляет интереса для новых хозяев мира.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 6 ]  +

andron 666, 14 декабря 2014 г. в 03:42

Прочитал впервые эту книгу в юности. Так,от нечего делать. Название не располагало ни к чему серьёзному,иллюстрации тоже. Начал читать и понял, что книга эта совсем не проста и «саламандры» эти совсем не саламандры, а мы, люди. Чапек однажды сказал(или написал) об этом произведении (не цитирую, просто передаю содержание), что ему страшно писать о людях и поэтому он написал о саламандрах. Действительно, в книге показаны многие гнусности, которые совершило человечество:колонизация,работорговля,фашизм.На мой взгляд,эта книга- предупреждение всему человечеству и,к сожалению, она актуальна и сегодня.

Мои же впечатления от романа сугубо положительные.Тем,кто его ещё не читал-рекомендую прочитать.

Оценка : 9
«Год садовода»
–  [ 6 ]  +

taipan, 06 июня 2012 г. в 19:18

Цикл рассказов чешского писателя Карела Чапека (среди прочего, автор интернационального термина «робот») — искрометный, веселый и трогательный. Собрание сгруппированных по временам года остроумных новелл-зарисовок, посвященных семенам, черенкам, луковицам, клубням, рассаде, рыхлению, копанию, прививке, прополке, поливу, удобрению... В целом – внушительному архетипу Садовода, которому в русской культуре синонимичен «дачник». Человеку во всех смыслах Счастливому, вот только бы ему еще «ноги, как у жука, чтобы не садиться на корточки, и крылья, чтоб он мог парить над своими грядками», и чтоб спину так не ломило, проклятую!

Снабженная замечательными иллюстрациями брата писателя Йозефа Чапека, захватывающая, не оставляющая равнодушным философская эпопея про поиски идентичности и возвращение к корням:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Надо иметь садик величиной с ладонь, надо иметь хоть одну клумбочку, чтобы познать, что у тебя под ногами. Тогда, голубчик, ты понял бы, что облака не так разнообразны, прекрасны и грозны, как земля, по которой ты ходишь. Тогда научился бы различать почву кислую, вязкую, глинистую, холодную, каменистую, засоренную. Тогда узнал бы, что персть бывает воздушная, как пирог, теплая, легкая, вкусная, как хлеб, и назвал бы её прекрасной, как называешь женщин или облака. Тогда испытал бы особенное чувственное наслажденье, видя, как твоя трость уходит на целый локоть в рыхлую, рассыпчатую почву, или сжимая в горсти комок, чтоб ощутить её воздушное и влажное тепло».

Даже если и не подвигнет завзятого жителя мегаполиса на внезапную страсть к обобщенным «шести соткам», то уж во всяком случае, заставит пересмотреть скептическое отношение к приусадебным хлопотам, а может и завести себе на подоконнике какую-нибудь мохнатую фиалку или пристроить в углу комнаты горшок со спатифиллумом.

Оценка : 10
«Белая болезнь»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 01 апреля 2020 г. в 09:41

ЧИТАТЬ ВСЕМ!

Пьеса написана в 1937 году. Полностью описывает события наших дней, которые идут именно сегодня — эпидемия смертельная с Китая. И там Китай. Если автор сумел это предвидеть каким-то образом почти 83 года тому назад, то предвидел видно и последствия эпидемии, о чем тоже написал. Вот и не верь после этого в предопределенность событий. Подробности сцен в пьесе ошеломительно копируют нынешние подробности развития эпидемии. Даже приезд одного из властителей в инфекционную клинику!!!!

Мир после уже нашей пандемии будет точно другим — многие об этом думают и строят гипотезы- не стройте их -почитайте пьесу. Там всё сказано.

В Москве за 1 день поставлена видеопьеса по сценарию Александр Минкина — называется «Зараза».

https://echo.msk.ru/blog/minkin/2616595-e...

Оценка : 10
«Исчезновение актёра Бенды»
–  [ 5 ]  +

A.Ch, 20 января 2019 г. в 10:41

В один день пропал известный актёр. Друзья взволнованы, полиция обещает сделать всё, что в их силах и больше, но пока человек не найден.

Рассказ поднимает вопрос о силе актёрского искусства и насколько человек в перевоплощении в роль должен менять себя. Стиль Чапека узнаваем: здесь простые почти разговорные слова; неординарность ситуации и разгадки; газетная краткость и сухость; плюс небольшая ирония и социальная значимость.

Нельзя назвать рассказ полностью детективным, так как автор не подбрасывает нам слишком много вариантов “Кто убийца?”, а все мысли докопавшегося до истины друга не показаны, есть лишь поступки. Больше похоже на фельетон.

Конечно, вспоминаются “Все звуки страха” Харлана Эллисона о проникновении роли в личность и “Человек с рассечённой губой” Артура Конан Дойла, как детектив со схожим сюжетом.

Оценка : 7
«Поэт»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 05 июля 2018 г. в 22:35

Карел Чапек не раз повторял, что книги его серьёзны, а фантазии он готов сочинять бесплатно и с походом. Что касается таких произведений, как «Война с саламандрами» или «RUR», то так оно и есть. Однако вот перед нами весёлый рассказик, достойный пера раннего Чехова, в котором нет ничего серьёзней весёлой насмешки над нравами.

А Сингапур ассоциируется у меня с коричневым цветом с тех самых пор, как я впервые прочёл этот рассказ.

«С точки зрения кошки»
–  [ 5 ]  +

Ольгун4ик, 23 мая 2018 г. в 13:14

У рассказа два недостатка и очень существенных.

Во-первых, он очень короткий.

Во-вторых, последний год издания этого рассказа стоит 1988 год. В общем, сто лет назад, почти без преувеличения. Многие сегодняшний посетители сайта ещё и не родились.

Из достоинств:

Чапек озвучил то, что мы думаем, как о нас думают кошки. Это сейчас мы в этом уверены, а в 1919 году автор всеми силами пытался отвлечься от черкания тёмным предметом по белой поверхности, и, возможно, единственный, кто его жалел и был кот.

А в этом году живой рассказ Чапека зазвучал еще ярче в исполнении Владимира Князева в авторском проекте Глубина.

Оценка : 8
«Год садовода»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 09 сентября 2015 г. в 07:45

Удивительно уютная книга, исполненная доброго юмора и искренних, лирических описаний. Читаешь, и тепло на душе. Неудивительно, что раздобыв собрание сочинений Карела Чапека, первым делом я схватился перечитывать «Год садовода». Трудно представить себе большее удовольствие. И это при том, что сам я не садовод, а огородник, над которыми писатель подтрунивает довольно едко. Но ведь не обидно! Если вы ещё не читали эту книгу, прочтите обязательно, и вы многое поймёте в жизни.

«Кракатит»
–  [ 5 ]  +

mogzonec, 07 ноября 2014 г. в 14:11

У Чапека это мой самый любимый роман. Несколько раз перечитывал, и всегда переживал сюжет. Редко, кому удалось столь мощно и экспрессивно реализовать в фантастике достаточно традиционный мотив об абсолютном оружии, а заодно нарисовать столь трагический образ ученого, создавшего мощнейшую взрывчатку, но взорвавшего собственную жизнь и собственное будущее. И все это на фоне острого сюжета, с неожиданными, лихими поворотами, резкими взлетами, опасными падениями. Книжка достойная того, чтобы ее перечитывать.

Оценка : 8
«Кракатит»
–  [ 5 ]  +

мрачный маргинал, 23 августа 2012 г. в 16:11

Двадцатые годы прошлого столетия были полны сюжетов о сверхоружии, — супервзрывчатке, лучах смерти, и проч.

Отдал дань этой Н-Ф романтике и Карел Чапек, но претворил тему в романтико-экспрессионистском сюжете, где фантастическое равноправно с эротическим.

Борьба за изобретение, происки спецслужб... Отменный приключенческий сюжет.

Произведение, вполне достойное изобретателя «Россумских универсальных роботов».

Оценка : 8
«Фабрика Абсолюта»
–  [ 4 ]  +

labysla, 11 июня 2022 г. в 17:56

Если бы ранний Антон Чехов писал романы, он мог бы написать вот такую Фабрику Абсолюта.

Блестящий оригинальный сюжет, объемные и живые, набросанные несколькими штрихами персонажи, сильнейший нравственный мессадж.

Многие сравнивают этот роман с Саламандрами. Сравню и я.

Чапек ни в коем случае не недооценивает силу жадности и глупости, которые легко оборачиваются кровавым кошмаром.

Рекомендую однозначно.

Оценка : 10
«Средство Макропулоса»
–  [ 4 ]  +

Podebrad, 21 марта 2022 г. в 16:31

Оказывается, рецепт бессмертия был открыт ещё 400 лет назад. Не совсем бессмертия, рано или поздно с каждым что-нибудь случится, но неограниченно долгой жизни. Досталось это счастье женщине, в общем-то доброй, но поразительно пустой. То ли глупая она от рождения, то ли поглупела с возрастом. Может быть, дело и хуже. При дворе Рудольфа II кормились не только алхимики, но и чёрные маги, ну, те, кто так себя рекомендует. Недаром Эмилия жалуется, что у неё умерла душа.

  Пусть всё не так плохо. Эмилия просто с годами поглупела и опустилась. Но вот рецепт достаётся целой компании людей, в большинстве своём очень неглупых. Какие будут предложения? Подарить бессмертие людям, всему человечеству. Наградить избранных, достойных бессмертия. Оставить эликсир присутствующим. Оставить наследникам изобретателя. Открыть торговлю бессмертием. Думаю, сегодня, спустя ровно 100 лет, это предложение прозвучало бы первым и, возможно, последним. Но как только участники дискуссии задумаются всерьёз, настроения меняются. Очень разные люди, деловые, умные, циничные, жизнелюбивые, один за другим отступают. Оказывается, физическое бессмертие — вещь довольно жуткая.

  Кажется, ерунда. Каждому хочется прожить как можно дольше. В этом сомневаться невозможно. Но вот представить себя в этой ситуации. Пережить жену, ребёнка, внуков, правнуков, прапра... и т.д. Пережить всех, с кем было хоть что-то общее. Оказаться в мире, где всё тебя раздражает, и где ты сам никому не нужен. Разве что историкам. Да и то, много ли мы сможем рассказать историкам такого, что они не узнают без нас. Можно только принять вариант с бессмертием для каждого. Но физическое бессмертие всех людей означает смерть человечества. В этом тоже сомневаться невозможно.

  «Средство Макропулоса» стало одной из самых заметных пьес XX века и, вероятно, самой известной пьесой Чапека. Конечно, «RUR» — это такая философская глыба. Она породила, помимо прочего, само понятие «робот». Но герои «RURа» какие-то малоубедительные. А персонажи «Средства Макропулоса» разные и живые. Они действуют и меняются естественным образом.

  Одна деталь показалась мне более фантастической, чем эликсир бессмертия. Барон Прус, человек, совсем не склонный делиться с ближними, по первой просьбе знакомит адвоката противной стороны со спрятанными в его доме документами, которые могут повлиять на исход тяжбы. Нет, чтобы выставить адвоката на вполне законных основаниях, самому найти бумаги, ознакомиться, уничтожить и гарантированно выиграть процесс. Но ему это и в голову не приходит. Мало того, остальные персонажи считают поступок Пруса совершенно естественным. Видимо, и первые зрители пьесы думали так же. Всё-таки они были какие-то другие, люди, воспитанные на исходе XIX века.

Оценка : 10
«Бродяжья сказка»
–  [ 4 ]  +

Zangezi, 22 февраля 2021 г. в 16:27

Во всех русских изданиях (в переводе Б. Заходера) в описании приключений котелка тиражируется цензурная лакуна.

Привожу полный текст Чапека:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я тоже, — сказал незнакомец, — и полиция телеграфировала из Кракова в Варшаву, чтобы арестовать его. А тем временем купил котелок шапку с шубой, потому что было уже холодно, отрастил бороду и уехал в Москву.

— А что он делал в Москве? — спросил судья.

— Ну, что бы он там делал? — сказал незнакомец. — Он занимался политикой, ублюдок. Там он стал журналистом. Тогда он думал, что захватит власть, но русские уже арестовали его и приговорили к расстрелу; а когда его привели к месту казни, подул ветер, и тут он, мошенник, проскользнул между ног солдат и покатился через матушку-Россию к Новочеркасску. Там он надел на голову барана и стал атаманом донских казаков. Я преследую и наконец ловлю его; и вот он, негодяй, свистит своим казакам и приказывает пристрелить меня.

— Что дальше? — нетерпеливо спросил судья.

— Ну, что дальше? — сказал незнакомец. — Я им говорю, что мы не боимся казаков, что мы их в суп нарезаем. Не знаю, пан судья, есть ли у вас и здесь казаки...

— Они неплохо растут, — заметил судья. — Больше всего у Либятова, там, где есть березки и осины.

— Казак — хороший гриб, — сказал незнакомец, — но нога у него немного деревянистая. Вот я и говорю, что мы варим казаков в супе или режем их на мелкие кусочки и сушим, а казаки так испугались, что отпустили меня. Но тем временем мой котелок вскочил на лошадь и помчался на восток. Я, конечно, слежу за ним. И он садится в поезд в Оренбурге, едет в Омск и через Сибирь, но заблудился в Иркутске; он якобы где-то подделывал деньги, но потом хунхузские грабители поймали и отняли у него все, так что он остался лишь с голой жизнью. Потом я встретил его на улице в Благовещенске, но он, умный, напугал меня и покатился через Маньчжурию к Китайскому морю. Я догнал его на берегу, потому что он боялся воды.

«Р.У.Р.»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 10 января 2020 г. в 11:54

Перефразируя Войновича: «Может ли робот стать человеком?» Согласно теории Энгельса, что труд сделал из обезьяны человека, безусловно может, хотя, например, у лошади в колхозе это не получилось.

Тем не менее, Чапек ставит вопрос по-другому, если нет души, то хоть уработайся, но человеком не станешь. Но вот дилемма, если вкалывают роботы, а человек уже не при делах, что случится с человечеством? И на этот вопрос автор также даёт вразумительный ответ.

В общем и целом, весьма философская пьеса, безусловно революционная по времени выхода и по своей идее, хотя не устаревшая и сейчас.

Оценка : 7
«Человек, который умел летать»
–  [ 4 ]  +

god54, 05 октября 2019 г. в 08:22

И кто же сказал, что К.Чапек не писатель-фантаст? Количество, а главное качество его фантастических произведений, просто зашкаливает. Так и этот рассказ, можно отнести к неординарным, которые и по сей день будут будоражить читателя. Потом появятся подражания, многие будут интересны и привлекательны, но они будут вторичны. Психология сверхъестественных способностей, как же легко её загубить, как мало нужно труда, чтобы отучить человека даже от мысли, что ты не такой, как все... Текст, сюжет, идея все гармонично и интересно. Классика.

Оценка : 10
«Война с саламандрами»
–  [ 4 ]  +

god54, 19 сентября 2019 г. в 20:03

Несколько раз читал сие произведение: в детстве, зрелости и старости и так не смог сформулировать свое отношение к нему, вернее будет своё мнение о нём. Идея крайне хороша: гибель человеческой цивилизации в детальном описании с указанием причин, конкретных виновных и даже сроков завершения. Тема, которая и тогда и сейчас крайне редко исследуется писателями. С другой стороны текст крайне перегружен сатирой на общество того времени вплоть до прямых упоминаний тех или иных стран и личностей, что превращает фантастическое произведение в политический памфлет. Может, это и хорошо, для того времени, но фантастика, это иное направление литературы. Сюжет увлекательный, оригинальный, читабельный, но автор практически не остановился на мире саламандр, а потому получается, что грандиозная подготовительная работа, развитие цивилизации, создание мироустройства, новой философии для читателя осталась неизвестной, ибо есть описание лишь одной стороны человеческой, а это не дает полной картины всех событий для их более глубокого понимания. Вот и мучаюсь, или в коллекцию включить, или в раздел хорошей фантастики вставить. Видно всё же для меня чего-то не хватает, если я так цепляюсь к роману.

Оценка : 10
«Минда, или о собаководстве»
–  [ 4 ]  +

ii00429935, 31 июля 2019 г. в 15:15

Иногда отличный рассказ могут испортить несколько финальных строк. Как по мне, «Минда...» — яркий тому пример.

У Карела Чапека частенько встречается такой мотив: жизнь одинокого мужчины скрашивает домашний любимец. Кот в новелле «Паштет», кошка («Прожигатель жизни»), наконец, эрдельтерьер по кличке Минда в рассказе имени себя. Не каждый отец так внимателен к своей дочери, как герой- рассказчик к Минде. Здесь даже очевидные недостатки этого создания выглядят, как достоинства. А сколько в рассказе мягкого юмора и иронии! Если бы не финал... А теперь внимание! Дальше будет не спойлер, а предупреждение всем любителям животных. Пан Карел, мне стыдно за вашего героя. Работая в газете, он не может пристроить в добрые руки породистых щенков? Очевидно, он плохой журналист. Он слишком чувствителен, чтобы избавиться от щенков самостоятельно? Боюсь, он и человек неважный. Как хотите, а для меня такой финал перечеркивает всю мимимишность этой истории.

Оценка : 6
«Александр Македонский»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 20 апреля 2019 г. в 22:01

Если бы я ставил оценки переводным произведениям, этому рассказу я выставил бы несомненную десятку за безжалостно реалистичную фантастичность. Каждый шаг в военной компании с железной необходимостью диктует шаг следующий. Завоевание мира невозможно прервать, можно лишь обожраться захваченным и сдохнуть, что и произошло с божественным Александром. И как логично и красиво показал это Карел Чапек!

«Р.У.Р.»
–  [ 4 ]  +

colouroflife, 28 января 2019 г. в 12:26

По всей видимости это первая сознательно прочитанная мною пьеса. До этого не сталкивался с этой формой, кроме как в школе пожалуй. Взялся за это произведение с интересом, потому что услышал о том что само слово «робот» в жизни и в литературе впервые появилось и популяризовалось благодаря Чапеку и данному произведению.

К минусам отнесу то что пожалуй пьесу лучше смотреть в театре, нежели читать. Меня не покидало ощущение театральности всех диалогов и монологов героев. Так и представлялось что они играют на публику, произносят все речи громко и с подчеркнутой эмоциональностью. А это мешало мне насладиться происходящим сюжетом. И я бы предпочёл чтобы свои мысли герои озвучивали в своей голове, нежели произносили монологи обращенные к зрителю. В общем если бы это был полноценный роман, то я бы поставил 8 или даже 9 из 10.

Однако и плюсов немало. История об искусственных людях созданных исключительно для работы актуальна и по сей день. И дело даже не именно в роботах как таковых, дело скорее в ненасытности человека в покорении окружающей среды, в жажде подчинять и властвовать, в стремлении облегчить труд до такой степени что совсем ничего делать не надо будет. Кстати здесь, по современным меркам, скорее андроиды (или, если хотите, репликанты) — копии людей созданные в лаборатории, а не механические или электронные машины, собранные на заводе.

Немножко жаль что это пьеса, а не роман. В остальном же — замечательная нестареющая классика, которая повернула мир в новое русло в литературе и не только.

Оценка : 7
«Фабрика Абсолюта»
–  [ 4 ]  +

kerigma, 10 августа 2018 г. в 21:17

На первый взгляд, совершенно другая история, но по итогам очень похожая на «саламандр». В попытке изобрести очередной вечный двигатель талантливый инженер случайно изобретает механизм, который способен за счет уничтожения материи выпусить в мир чистого бога, заключенного в ней. И все причастные тут же начинают творить чудеса, исцелять прикосновением, любить ближнего ну и что там дальше по списку. Вначале это очень комично, хотя, наверное, и оскорбляет чьи-то религиозные чувства, но во времена Чапека об этом, слава богу, уже перестали думать или еще не начали.

Но чем дальше, тем больше опять же становится понятно, что человек такая тварь, он и из бога найдет повод устроить мировую войну или хотя бы драку с соседом. Написано очень весело, отдельные места страшно смешны, собственно, все, что связано с «вольной» трактовкой любых религиозных канонов и историй. Хотя это, собственно, и единственно хорошее, что есть в романе, в остальном же он — тоже пасквиль на злобных капиталистов, которые даже видя, что их действия развалят мир, но принесут некоторую прибыль сейчас, выбирают прибыль.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх