fantlab ru

Все отзывы посетителя Тимолеонт

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  1  ] +

Кир Булычев «Такан для детей Земли»

Тимолеонт, вчера в 17:52

Добрая и изящная история, которую финал только красит и делает сильнее. Что-то мне вспомнился один из рассказов Кларка, где ксеносы тоже скрывали свой внешний вид от людей, потому что выглядели форменными библейскими чертями и опасались максимально предвзятого отношения. Вообще интересный вопрос, кого ещё можно встретить там, в космосе, кого мы примем за одного из представителей нашего мирового фольклора. Как минимум пара Лавкрафтовских богов точно есть где-то там в пустоте). И хорошо, что ГГ не кого-нибудь из них притащил на Землю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кир Булычев «Я вас первым обнаружил!»

Тимолеонт, вчера в 17:41

История не избитая только ленивым. Космонавты улетают, пару лет пропадают где-то, а по возвращении оказывается, что прошло десятилетие другое. И мне не стыдно даже признаться, что я слишком туп, чтобы осознать такую концепцию ускорения времени. Нет, теорию-то я знаю и могу её внятно изложить, но в уме у меня она не укладывается, осознать, поверить и принять её тоже не могу.

Но рассказ плох не своей концепцией, а неубедительностью. Говорят, что Савелий Крамаров в «Одиссее» не хотел играть космонавта-клоуна, утверждая, что в СССР на эту важную профессию был исключительно строгий отбор и придурка в космос не послали бы ни за что. Здесь же Булычёв как будто специально набрал в команду корабля исключительно тех, кто максимально для такой работы не годился. Убедительность просто на нулевом уровне и уже на этом этапе перестаёшь воспринимать историю.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Кир Булычев «Освящение храма Ананда»

Тимолеонт, вчера в 17:33

Это не серьёзный учёный, а юный стажёр-практикант, поддавшийся сиюминутному импульсу. Впрочем, не считаю это серьёзным недостатком — автор вполне имеет право написать историю про безответственного балбеса, готового ради красивой девочки поломать к хрену весь пространственно-временной континуум. В остальном — вполне себе интригующий рассказ про глубины истории. Безумно интересно заглянуть в прошлое хотя бы на несколько тысяч лет назад...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Кир Булычев «Поделись со мной...»

Тимолеонт, позавчера в 18:24

Очень многие люди отдали бы почти всё, чтобы уметь таким образом спасать и поддерживать своих близких. И, увы, очень тяжко оказалось ГГ осознавать, что он никогда не сможет таким образом поддержать ни свою любимую, ни детей, а они готовы будут в любой момент спасать и поддерживать его. Ох уж эта совесть, которая мешает соединиться возлюбленным). На самом деле, получился очень меланхолический и грустный рассказ.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кир Булычев «Поломка на линии»

Тимолеонт, позавчера в 18:11

А я воспринял эту историю как большую метафору — многие старые дома хранят в себе тайны истории и могут поведать множество интересных секретов. Секретный ящик в стене — это воплощение всех чуланов, антресолей, кладовок, подвалов, чердаков и просто тайников, в которых можно найти массу исторических древностей.

История про Черняева тоже проняла меня в достаточной степени, чтобы я сразу после прочтения побежал гуглить информацию об этом писателе, но нет — единственный попавшийся мне Александр Черняев писал отнюдь не художественные произведения. Я только сильно позже сообразил, что Черняев — это Беляев же, который точно так же писал чуть ли не до последнего дня своей жизни в осаждённом фашистами городе.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кир Булычев «Когда вымерли динозавры?»

Тимолеонт, позавчера в 17:59

Не такой уж и наивный рассказ, если задуматься. Миниатюризация — вещь естественная и зачастую способствует выживанию видов, оказавшихся в изоляции или столкнувшихся с проблемой сокращения пищевой базы. На каком-нибудь небольшом острове прожорливые гиганты в двадцать метров сдохнут с голода, а их уменьшившиеся на пару порядков родичи будут процветать и размножаться.

Булычёв здесь неплохо так нагнетает интригу, а потом удачно играет на почве стереотипов и обманутых ожиданий, так что финал ещё получился и остроумно-изящным.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Андрэ Нортон «Магия дракона»

Тимолеонт, 6 июня 19:14

Редкий случай, когда отдельные истории в истории объединены нормальным и интересным сквозным сюжетом и смыслом. И, кажется, это лучшая часть «Магического» цикла. Взрослый и серьёзный сюжет, интересные герои, шикарные «исторические» эпизоды — мне особо понравилось местное толкование истории Артура.. то есть Артоса. Ну и согласен с тем, что это очень мрачная книга, свет и надежда как бы проглядывают, но не факт и финал неоднозначен.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кир Булычев «Секрет чёрного камня»

Тимолеонт, 6 июня 18:59

Очень неуклюжая и нелепая история, пытающаяся быть антимилитаристкой и гуманистической. В принципе, всё начало и середина неплохи и даже интересны — детективно-приключенческая часть удалась, хоть Милодар с Корой и выглядят пятым колесом. Но когда герои прибывают на воюющую планету... Ну, честно, это показалось мне глупостью ещё в 9 лет. Я сам считаю себя гуманистом и пацифистом, но вырос таким уж точно не благодаря «Секрету чёрного камня». И нет, я понимаю, что как и зачем пытался сказать автор, но оно вступает в настолько сильное противоречие со здравым смыслом, что вызывает обратный эффект.

Во-первых, из детей выходят максимально бесполезные и никчёмные солдаты. Капризные, недисциплинированные и т.д. Да, были случаи военного применения маленьких детей в Африке, но там им максимум давали дешёвый автомат, не доверяя хоть сколько-то нибудь сложную технику.

Во-вторых, обученный пилот-шофёр-оператор всегда важней и ценней управляемой им техники. В годы Великой Отечественной у СССР не было никаких проблем максимально быстро тысячами клепать пусть не самые лучшие, но вполне боеспособные самолёты. А вот с обучением пилотов были критические проблемы и не раз сотни истребителей без толка стояли в ангарах просто потому, что не было обученного экипажа. Да что пилоты, даже в самые страшные месяцы 1941-го новобранцев-пехотинцев старались не бросать в бой, пока они не пройдут хотя бы трёхмесячный минимальный курс подготовки.

В-третьих, зверски обидно за фразу про генералов, которые не погибают в сражениях. Типо они все такие трусы и в бой не вступают. Ватутин, Кирпонос, Черняховский, Качалов и многое-многие другие передают пламенный привет «историку» Можейко и писателю Булычёву.

В общем, последняя часть книги вышла на удивление халтурной. И дописывал автор её явно впопыхах, что подтверждает и финальная дивизия роялей в кустах и в целом скомканный финал.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Кир Булычев «Именины госпожи Ворчалкиной»

Тимолеонт, 6 июня 18:24

Как эксперимент и ремейк — забавно и любопытно. Как самостоятельная история — скучно, уныло и непонятно, «что хотел сказать автор». Нет, я не считаю, что здесь есть какая-то глубокая мораль-философия или что они должны были быть. Но сама история выглядит бессмысленной и безыдейной — это не тот случай, когда подобные «жизненные» зарисовки интересны и самодостаточны.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Гай Хейли «Заблудшие и проклятые»

Тимолеонт, 5 июня 18:11

Я намеренно и принципиально не буду комментировать решение ГВ развернуть «две страницы на десять книг и три повести». Но. ВСЮ историю Римской Империи можно уместить на паре десятков страниц школьного учебника. А потом «развернуть их» на десятки тысяч научных, популярных и художественных произведений, которые будут рассказывать огромное множество самых разных историй. Так и здесь. Какая разница, сколько строк в кодексах заняли события этой книги, если здесь рассказано минимум пяток историй совершенно разных персонажей?

Сангвиний, который терзается тем, что вынужден сидеть без дела и постоянно срывающийся на «повоевать». Хан, желающий просто лихо порубиться. Дорн, засевший в глубокую бессмысленную оборону, вместо активной контратаки (лучшая защита — это нападение). Сам Хорус, уже предвкущающий расправу над Императором. Бедный, несчастный и закомплексованный мальчик Пертурбатор, готовый повестись на самую примитивную и очевидную лесть. Яростный гнев берсерка Ангрона, наводящего страх и ужас даже на своих братьев.

А так же целая россыпь персонажей помельче — пара агентов Альфа-легиона, мутящего свои странные схемы. Мобилизованный юноша, который просто мечтал выжить и сам того не заметив, за месяц стал матёрым ветераном. Отважный пилот-командир звена истребителей, которая перед своей героической гибелью даже не успела коснуться фотографии мужа. Крашенный граф — воистину насмешка над Повелителями Ночи. Ещё пара бойцов войск предателей, которых пустили на убой.

Вступление армад предателей на Терру вышло воистину эпичным и внушающим — сотни тысяч кораблей, миллиарды юнитов простого пушечного мяса, ждущие наготове демоны, титаны, механикусы, строящие чудовищные осадные машины и т.д.

Но, если честно, да, я с трудом представляю, как оставшееся можно растянуть ещё на несколько тысяч страниц...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кир Булычев «Крокодил на дворе»

Тимолеонт, 5 июня 17:56

Ахинея, но весёлая. Обычно, я не перевариваю подобные истории, но Булычёв удержался на очень тонкой грани между абсурдом и отсутствием здравого смысла. Мне особо понравились коты-киллеры, которые не могут угробить никого, крупнее курицы. Ха! Автор явно никогда не держал при себе кошачьих. Да и в целом подобных шуток здесь хватает.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кир Булычев «Планета для тиранов»

Тимолеонт, 5 июня 17:41

Сразу оговорюсь, что сюжет, приключения и персонажи мне понравились. С приключенческой точки зрения — вполне себе крепкая повесть. Но я продолжаю поражаться матёрому отбитому идеализму Булычёва... Автор не в первый раз фактически прямо говорит, что какие-то там социальные, экономические, политические и прочие предпосылки и причины войн — это фигня. Исторический процесс и неизбежность — глупость несусветная. Войны начинаются только потому, что так захотел какой-нибудь кровавый тиранчик, а к власти он пришёл вот просто так, потому что был жестоким и кровавым. Подобные взгляды простительны наивным инфантилам, но, ёлки-палки, Можейко же — дипломированный историк, имеющий настоящие и изданные научные работы. Как так-то? Мне аж интересно стало, Булычёв сам искренне в это верил, или целенаправленно вливал подобную ересь в головы подрастающего поколения?

И нет, я не требую подробного политологического анализа в детской повести. Но хоть двумя строчками упомянуть, что общество переживало тяжкие и голодные времена, а тиран обещал людям лёгкое решение проблем и даже в какой-то степени выполнил своё обещание — это возможно даже в детской книге и уже было бы намного честней.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Энди Смайлли «The Assassination of Gabriel Seth»

Тимолеонт, 5 июня 17:24

Бой один на один с эверсором — тяжёлое испытание даже для самых опытных астартес. В финале

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Пришествия зверя» есть неплохой эпизод, как несколько десятков эверсоров рвут на части целую роту Космодесантников, являющихся отрядом и личной охраной едва ли не первого лица Империума.
Впрочем, несложно догадаться, что название рассказа — кликбейт и до финала похождений магистра Расчленителей ещё далеко). Зато понятно, что он очень многим людям успел критически насолить и им не жалко огромных ресурсов на его уничтожение.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кир Булычев «Гость в кувшине»

Тимолеонт, 5 июня 17:17

У Булычёва прекрасно выходило выписывать максимально бесячих персонажей. Гость в кувшине — именно такой. Абсолютно непонятно, чего все так носятся с этим опасным хамлом, который лишь каким-то чудом никого не угробил. Объективно — получился неплохой «Хоттабыч» наоборот.

И понравился финальный эпизод на этакой традиционалисткой планете. С одной стороны, могу понять и несчастных, не готовых жить как в Средневековье, но с другой — не могу не сочувствовать и главе семейства, которому порушили дело его жизни. В конце концов, желающие помыться в горячем душе и посмотреть кино, могли бы уехать в цивилизованные места, оставив чудака жить с немногими желающими или вовсе в одиночку.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кир Булычев «Опасные сказки»

Тимолеонт, 5 июня 16:59

С одной стороны — прикольные приключения и персонажи. С другой — всё это имеет очень уж отчётливое ощущение, что автор просто навалил в кучу побольше сказочных и легендарных персонажей, почти не потрудившись связать всё это в логичную и последовательную историю. Хотя за попугая Могилку я очень многое готов простить и накинул балл сверху).

Оценка: 7
– [  1  ] +

Грэм Лион «Armour of Faith»

Тимолеонт, 5 июня 16:56

Зомби-апокалипсис против Астартес в «Центурионе» (на которых я, кроме этого рассказа, натыкался только в варгейме про вторую Армагеддонскую) — это интересно. Вполне себе зрелищная и крутая заруба получилась. Ну, ещё демоны и простые гвардейцы на месте. В качестве смысловой-идейной нагрузки — истории про героизм и самопожертвование.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кир Булычев «Ночь в награду»

Тимолеонт, 4 июня 08:22

Очень неловкая и странная сатира. Зависимость от западных кредитов, слухи о военном перевороте, очень своеобразные госнаграды и т.д — понятно, к каким актуальным тогда событиям отсылал автор. Но лично у меня всё равно мозги скрипели, пытаясь понять, что же хотел сказать автор и про что вообще данная история? Непонятно...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кир Булычев «Товарищ «Д»

Тимолеонт, 3 июня 17:49

Очередная история о противостоянии обычного человека Дьяволу — миллион историй таких. «Товраищ Д» выделяется за счёт хорошо проработанной психологии персонажей. Проходняков здесь почти нет — каждая личность это небольшая собственная история о грехопадении и обращении в обятия Сатаны — свои мотивы, мечты, бредовые домыслы про атеистов и светское государство и т.д. Именно благодаря им книгу и читаешь с удовольствием.

Ну и да — ГГ не Фауст и не какой-нибудь успешный богоборец. Он обычный оболтус под сорок лет, который в силу своих представлений о том, что Правильно, пытается навести хоть немного справедливости и спасти хоть кого-нибудь.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кир Булычев «Технология рассказа»

Тимолеонт, 3 июня 14:15

Прекраснейшая самопародия! Как абсолютно верно написал сам автор — «ещё одна гуслярская история». Все её характерные черты — от Минца, изобретений и до хеппи энда показаны и высмеяны. Плюс, Булычёв очень остроумно и интересно показал, как он вообще пишет книги. Гипертрофированно и упрощённо, конечно, но получилось всё равно отлично.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кир Булычев «Принцы в башне»

Тимолеонт, 3 июня 11:34

Средненькая история, главная проблема которой — Алиса. Булычёв взял очень интересный эпизод из истории Англии, грамотно его пересказал, сбавил авторским объяснением некоторых закулисных событий... Ну, в принципе, и всё. Это как раз то самое «для детей сойдёт». А потом для чего-то впихнул в события Алису. Она не приносит в действие вообще ничего — её с лихвой заменил бы почти любой паж. Но отнимает у истории львиную часть правдоподобия и убедительности — даже королевские особы общаются с ней как с равной, Алиса через слово вспоминает, что ни в коем случае нельзя менять прошлое и постоянно в него вмешивается и, по идее, должна была к чертям поломать все причинно-следственные связи... Позабавил только эпилог, но и он какой-то странный.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Энди Смайлли «Debt of Blood»

Тимолеонт, 3 июня 08:51

Всегда можно найти оправдание своим преступлениям — восстановление справедливости, ненависть, крайняя необходимость... Автор здесь буквально полшага не дошёл до мысли, а чем Амит лучше предателя-Хоруса? Масштабы — несопоставимы, да, а так — готов идти до последнего ради своей цели.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Энди Смайлли «Torturer's Thirst»

Тимолеонт, 3 июня 07:33

Смертоносность и опасность безумных космодесантников, которые уже во многом перестали быть собой. Вы взяли нас в плен и превосходите числом сотня к одному? Да пофиг, развяжите только и всё равно голыми руками разорвём. Вышло достаточно кроваво и жёстко, моментами я сначала удивлялся, а потом понял, почему ГГ никто и не думал особо приходить на помощь).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Бен Каунтер «Penumbral Spike»

Тимолеонт, 3 июня 07:08

История и про героизм, и про пафосное самопожертвование. Ради выживания Обсидиановы Глефы вынуждены жертвовать даже своими самыми дорогими святынями — лишь бы уберечь всё остальное и победить даже не в самой страшной и важной битве с чудовищным врагом. Масштабно, эпично и интересно, сцена боя дредноутов с орками, правда, вышла бледноватой, но тоже сойдёт.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джош Рейнольдс «Master of the Hunt»

Тимолеонт, 2 июня 18:04

Немного натянуто, но в целом вполне бодро и весело. Скорость против скорости, магистр Белых Шрамов против варповского «призрачного гонщика». И оба они мечтают о черепе противника в качестве трофея. Тут относительно скоро должны выйти гонки по вахе40000, я буду очень доволен, если игра примерно так и будет выглядеть в итоге.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Лори Голдинг «Daedalus»

Тимолеонт, 2 июня 17:24

Крохотный эпизод гигантского побоища. Небольшой отряд Кос Императора всего лишь пытается спасти геносемя — будущее своего ордена. Правда, чёткая и ясная задача никак не мешает проявлять героизм и пафосное превозмогание — один бой с крылатым гигантским тиранидом чего стоит). Эх, не везёт всё же несчастным Косам с тиранидами — нигде от них не скрыться.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кир Булычев «Так начинаются наводнения»

Тимолеонт, 2 июня 17:00

На подобные миры с пониженным индексом реальности, посторонних пускать точно не следует. Впрочем, местные тоже хороши, что допускают в свои владения непроинструктированных вредителей...

Вообще достаточно глубокий рассказ — если захотеть, то можно увидеть здесь и метафору об экологии и важности охраны природы. Но лично с склонен считать, что это просто немного меланхоличная, но в первую очередь остроумная история-анекдот, которая сочинялась ради ударной концовки.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кир Булычев «Хоккей Толи Гусева»

Тимолеонт, 2 июня 16:09

Люди всегда остаются людьми и стараются найти себе развлечение-отдых, которое позволит вспомнить о родном доме даже в ста парсеках от Земли. А тут ещё местные чудеса вмешаться могут... Очаровательный в своей ностальгической красоте рассказ. Очень краткая история, но в ней всё по делу и, кажется, нет ни единого лишнего слова.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Магия мохнатых»

Тимолеонт, 1 июня 14:59

Вообще мне очень нравится «детская литература», которая не считает своих читателей дурачками и что для них можно писать «попроще». Дети — это те же маленькие взрослые, и писать для них как для слабоумных с бесконечными сюсюканьями и примитивизацией — это отуплять людей, заравнее сводя их литературные вкусы к днищу. К счастью, работы Нортон — это умная литература, пишет она как надо). Другое дело, что объективно «Магия мохнатых» — очень средненькая история, с огромным, но нереализованным потенциалом. Вся эта индейская магия и животных антураж — это круто, но сюжет слаб, как и персонажи, а жаль.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кир Булычев «Драконозавр»

Тимолеонт, 31 мая 16:52

Интересно, Булычев был очень слабым романистом, или даже не пытался толком маскировать свои отдельные повести и рассказы под видом «романа»? Ведь сквозной сюжет здесь настолько явно пришит белыми нитками, что диву даёшься.

Впрочем, по отдельности — это рядовые приключения Селезнёвой. Получилось неплохо, только Алиса так набедокурила в прошлом, что странно становится от отсутствия «эффекта бабочки».

Оценка: 6
– [  1  ] +

Андрэ Нортон «Магия восьмиугольного дома»

Тимолеонт, 31 мая 16:42

Автору прекрасно удалось показать окружающий мир глазами маленькой девочки. Она несчастна, лишилась родителей, большинство сверстников не принимают её в свой круг, а тут ещё беда с любимой куклой приключилась... Но начинается череда невероятных приключений, которые конечно же, навсегда меняют её жизнь.

В целом, хорошая детская развлекательная повесть. Лёгкая, ненапряжная, но в то же время неглупая и достаточно глубокая, чтобы было над чем задуматься и научиться.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гай Хейли «Circle of Honour»

Тимолеонт, 29 мая 18:56

Неожиданно гуманистический рассказ от лица космодесантника из одного из самых отбитых и фанатичных лоялистских орденов. Мы не знаем подробностей того, за что так ополчились против местной мелкой секты, члены которой просто поклонялись Императору в меру своего скромного разумения. Может, там расцветал культ «Четырёхрукого императора», может, его основал известный ересиарх и им уже немного оставалось до призыва демона и ввержения своего мира в варп. А может, просто у кого-то из Экклезиархии возникли конфликты с местными священниками, который они разрешили максимально жёстко и топорно. Или вовсе инквизитору какому что-то не понравилось. В любом случае, были уничтожены жизни и судьбы множества ни в чём не повиннных людей, которые должны были быть уничтожены без всякой жалости.

Но и в целом это весьма небезлюбопытная история одного из множества Чёрных Храмовников, можно сказать, рядовая, но очень интересная судьба.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика»

Тимолеонт, 29 мая 18:34

Для меня, как поклонника истории и культуры Византии и Античности, эта история стала восхитительным подарком. Не так часто натыкаешься на писателей, которые не просто тупо-топорно изображают «средневековых людей» с менталитетом, поведением, мировоззрением и сущностью наших современников, а действительно заморачиваются — как себя вели люди данной эпохи, что они из себя представляли, во что верили, чем интересовались и т.д и т.п. Здесь это представлено в полной красе — внешняя политика юстиниановской Византии и её взаимоотношения с соседним Ираном и варварскими королевствами, противостояние иконоборцев-иконопочитателей, зарождающийся понемногу необратимый раскол на католичество и православие, отношение людей к Богу и власти, значимость ипподрома, скачек, возниц и то, какое место они занимали в жизни людей, да даже «партии» Зелёных и Голубых, которые в принципе представляли из себя интересный феномен, не имеющий аналогов в современном виде и до сих пор вызывающий споры историков о том, что это вообще было.

А уж насколько подробно Гэвриел заморочился с изучением культуры и политики!

Само собой, Сарантий — это та же самая Византия. Автор просто мудро всё переименовал, чтобы иметь полную свободу действий. Во всём остальном — это почти строго историческая книга, не считая скромной магии, живых амулетов и мальчиков-пророков.

Радует и то, что автор равнодушно пренебрегает всеми привычными шаблонами в отношении романтических отношений. Ну, тут без спойлеров не объяснить, так что просто поверьте на слово.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Гай Гэвриел Кей «Повелитель императоров»

Тимолеонт, 29 мая 17:56

Продолжение, лишь самую каплю уступающее предыдущей части. Раздражает лишь только неслабое количество роялей в кустах — бедный Рустам буквально через шаг спотыкается о них и разве что не ночует в этих музыкальных инструментах. Ну, серьёзно, количество невероятных совпадений и удач превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Впрочем, это единственная серьёзная претензия. Событий стало больше, сюжет насыщенней, персонажи раскрываются с новой стороны, а поэтичность только похорошела и стала ещё изящней.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кир Булычев «Опозоренный город»

Тимолеонт, 29 мая 17:46

Как последовательная история — рассказ очень хорош. Как сатира — ещё лучше, хотя этот жанр вообще очень редко получался у Булычёва хоть сколько-то нибудь убедительным. Пусть и в немного гипертрофированном виде, но автор неплохо показал, как работает система распространения подобной дезинформации и расшатывание трезвомыслия граждан. Только это свойственно не только нашей стране, но и всему человеческому роду, к сожалению. Ещё забавно, что это чуть ли не первый ксенос, умудрившийся одержать верх над гуслярцами и добиться от них своего.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Кир Булычев «Гусляр»

Тимолеонт, 27 мая 17:31

Ох уж эта советская Сумеречная Зона под названием Великий Гусляр... Инопланетяне, великие изобретатели, самые разные фантастические твари, хроноаномалии — проще сказать, какого атрибута фантастики здесь нет. Историй же здесь — огромнейшее множество. Тематики и сюжеты разные, но всё же можно разделить историю Гусляра на две эпохи.

А). Советская — до начала перестройки. Истории здесь практически всегда добрые, уютные и почти не злые. Герои — гуманисты, они искренние и хорошие люди, ну, почти все. Часто — спасают мир, ещё чаще — пытаются улучшить жизнь этого мира. Причём истории не скатывались в кумач и пропаганду — была и сатира, было и откровенное издевательство над некоторыми сторонами жизни.

Б). «Новый Гусляр» — Ложкин в советской Гусляре не был таким гадким и омерзительным, каковыми стали его жители в 90ые. Когда Булычёва «перестала душить большевистская цензура», Гусляр буквально пошёл во все тяжкие. Я понимаю, что это сатира, которая обязательно должна была отражать и коррупцию, и бандитизм, и т.д. и т.п, но, блин, до боли обидно за тот светлый и чистый Гусляр. Это буквально то же самое, что если бы Селезнёва в 90ых пошла на панель и начала сниматься в порнушке, Аркадий Сапожков начал бы барыжить наркотой, а Гераскин сколотил банду и начал ломать ноги несговорчивым коммерсантам. Ну вот нахрена? Видимо, где-то на рубеже тысячелетий Булычёв начал о чём-то догадываться и придумал злобный антипод Гусляра — Верёвкин, но это марка была нераскручена и в длительную серию не пошла. Ну или автор уже не мог сочинять без чернухи.

Ну и одно дело, если б просто герои изменились, но так и само качество историй упало радикально.

Впрочем, в любом случае Гусляр всё же остаётся знаковым городом в истории отечественной фантастики, минимум пару десятков рассказов цикла вполне достойны войти в золотой фонд отечественной литературы и в школьную программу, а я за этим чтением провёл много-много прекрасных часов.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кир Булычев «По примеру Бомбара»

Тимолеонт, 27 мая 15:35

Рассказ одной идеи, которая блестяще выстреливает и вокруг которой выстраивается хорошая история. Робкий застенчивый Стендаль проявляет свои характерные качества, Ложкин всё так же бдителен, а в Гусляре происходят очередные чудеса. В то же время рассказ достаточно метафоричен и проводит прямую как шпала мысль о важности веры в свои силы. Хотя как раз-таки по описываемой методике можно опровергнуть подобную «веру»).

P.S. Как тут не вспомнить Пратчетта, у которого одни хитрецы додумались летать на энергии страха и ужаса пилотов, до дрожи боящихся высоты.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кристиан Данн «Bloodspire»

Тимолеонт, 27 мая 14:33

Образцовая военная операция Астартес. Дано — взбунтовавшийся против Империума мир-Улей и рота Кровавых Ангелов, а так же одна-единственная ночь. Результат — расправа настолько показательная, что уже к утру вся планета снова вернулась к Империуму. Цена этому со стороны Космодесанта — несколько подбитых единиц бронетехники, один раненный боец и несколько десятков тысяч израсходованных боеприпасов. Такие истории прекрасно иллюстрируют, насколько Астартес превосходят обычных, не слишком хорошо подготовленных, людей.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Гай Хейли «The Black Pilgrims»

Тимолеонт, 27 мая 13:20

Стандартная, можно даже сказать, обыденная боевая зарисовка из скучных будней Чёрных Храмовников. Сплочённый отряд боевых братьев, ведущих практически расслабленную беседу по пути на службу, «скучные» генокрады, всего лишь древний Патриарх... Ничего особенного). История нужная просто для того, чтобы кратко рассказать о службе Чёрных Храмовников.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Энди Смайлли «Know Thyself»

Тимолеонт, 27 мая 12:19

Любо-дорого иногда полюбоваться, как настырным и любознательным инквизиторам порой дают по носу. Особенно так зрелищно и с такой фантазией — как со стороны автора, так и со стороны Габриеля Сета, которому только гордыня и вредность помешали решить всё более привычным для Расчленителей способом.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Энди Смайлли «Astorath the Grim: Redeemer of the Lost»

Тимолеонт, 26 мая 15:04

Вроде по идее, Асторат должен уничтожать тех бойцов Рот Смерти, с кем уже не могут справиться собственные капелланы. Только интересно, как вообще происходит эта процедура и как Асторат узнаёт о своих жертвах? В делах ордена он вообще участвовать не должен, так как всё его время должно уходить на полубестолковое метание по Империуму. Впрочем, я придираюсь. Зрелищность и пафос здесь на весьма удовлетворительном уровне.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Энди Смайлли «Gabriel Seth: The Flesh Tearer»

Тимолеонт, 26 мая 15:00

Хорошо показана отбитость Сета, для которого все, посмевшие поднять руку на психов его ордена — враги. Впрочем, они с маньячным Асторатом стоят друг друга, аки жаба и гадюка. Ну а в целом замес двух именных персонажей получился каким-то неубедительным. Кто хочет прилетает на Ваал незамеченным, пробивается в одно из самых охраняемых мест планеты, машет оружием... Странно, что агенты Альфа-Легиона ещё не заполонили планету с такой-то системой безопасности.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Гай Гэвриел Кей «Дорога в Сарантий»

Тимолеонт, 23 мая 18:38

Могу только удивляться тому, насколько выросло мастерство автора со времён «Гобеленов». Интересные персонажи у него получались уже тогда, но сейчас характеры стали более цельными, а мотивы и поступки — последовательными. И ко всему этому добавился сюжет и действие, не ввергающие в тоску и уныние. К тому же Кей научился не закапывать историю под грудой бессмысленных образов и метафор — благодаря этому «Дорога в Сарантий» получилась почти что поэтическим произведением! Меня она буквально заворожила — вроде бы и ничего особенного не происходит (это подтверждает куча недовольных отзывов, мол, экшона и действия мало), а всё равно шикарно и красиво. Очень давно ни одна книга не захватывала и не очаровывала меня так своим сюжетом, персонажами и миром.

Вообще Гэвриел использовал классический авторский приём — вдохновившись реальными историческими событиями и персоналиями (Византия и Королевство Остготов), он мудро переписал все названия и имена, что освободило его от исторических рамок и дало полную свободу действия. Тертлдав со своим Видессом точно так же поступил. Все имена и народы угадываются буквально сходу — освоившие курс истории за 6ой класс сделают это без труда, плюс, автор сделал своих персонажей именно что «историчными» — они ведут себя именно как жители Средиземноморья 6го века, а не как наши современники. Повторюсь, персонажи — самая сильная часть романа, все основные действующие лица и почти все второстепенные, очень яркие личности и прекрасно запоминаются. Они именно личности со своими мотивами и судьбами (чего только бедный Пронобий Тилитик стоит!).

Оценка: 9
– [  1  ] +

Кир Булычев «Туфли из кожи игуанодона»

Тимолеонт, 22 мая 19:04

Кажется, Булычёв пытался написать нелинейное повествование. Типо сюжет, показанный с разных сторон от разных лиц и т.д и всё такое. Но получилось малосвязанная и бредоватая ахинея. Какие-то идиотские шпионы, инопланетяне, мальчики и т.д... Будь этот рассказ написан в наше время, я счёл бы, что это нейросеть стянуло откуда-то набор событий и серьёзно накосячила, пытаясь связать их воедино.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Кир Булычев «Ксения без головы»

Тимолеонт, 22 мая 18:19

И снова, в духе времени, удивительное изобретение используется для того, чтобы показать самое мерзкое и противное, что есть в любях в общем и в гуслярцах в частности. Да и сам автор откровенно поливает свою страну и народ мерзостью и помоями. Что это вообще было? Очень неловкая «сатира» про отсутствие морали и прочую хрень, или автор на старости лет уже искренне в это верил? Очень неприятное послевкусие остаётся после последних рассказов о Гусляре... Уже и «Великим»-то его называть язык не поворачивается.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Кир Булычев «Гений из Гусляра»

Тимолеонт, 22 мая 14:33

Рассказ слишком запредельно наивен и глуп. Я понимаю все условности Великого Гусляра, но всему же есть пределы здравого смысла. Впрочем, не считая этого, получилась вполне добротная и забавная история, раздражает только абсолютно тряпочный и блеклый ГГ, который является тупо персонажем-функцией, ибо Грубин и Минц крутящие шашни с молодой учительницей, были б слишком нелепы.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кир Булычев «Золотые рыбки снова в продаже»

Тимолеонт, 22 мая 13:55

Неплохая сатира, пусть и чернушная. Первое появление золотых рыбок в Гусляре было хоть и нелепым, но душевным, люди остались людьми и не скатились в конченное скотство, как здесь. Всё-таки для чернухи Булычёв выдумал же свой балабановский антипод Гусляра — Верёвкин, так зачем было такую гнусь изображать здесь? Я никогда не считал себя ханжой, но ту же арку про беременность читать было просто противно. Впрочем, несмотря на всё это история неплоха — злободневна и актуальна даже сейчас. Но впечатление окончательно испортили неуместные плевки в сторону советского прошлого. Я просто поражаюсь, как некоторые граждане, вроде автора, умудрялись вывернуть всё наизнанку и объяснять плюсы жизни в СССР его зверством, злобой, жестокостью и всеобщим доносительством.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Кир Булычев «Плоды внушения»

Тимолеонт, 22 мая 12:50

Типичный для Булычёва идеалистичный рассказ про лёгкое и простое решение тяжёлых проблем. Несмотря на отдельные глупости и гадости, рассказ, тем не менее, хороший — в ранних 90ых «Гусляр» ещё не совсем скатился и продолжал оставаться, обычно, Великим.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Сара Коуквелл «Cause and Effect»

Тимолеонт, 21 мая 15:31

На удивление слабый рассказ. Конечно, далеко-далеко не всегда в ваха-литературе сюжет вообще играет хоть какую-то роль, но здесь он настолько демонстративно декоративен, что я уже в день прочтения с трудом вспомнил, о чём тут речь-то шла. Даже замес с эльдарами получился скучноватым. Единственное, тут неплохо и интересно рассказывается про обычаи и мировоззрение Серебряных Черепов, тем и ограничивается то любопытное, что здесь есть.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Дэвид Аннандейл «Shadow Captain»

Тимолеонт, 21 мая 15:12

В меру зрелищное и эпичное противостояние с ОГРОМНЫМ БРОНИРОВАННЫМ ПАРОВОЗОМ С ТЫСЯЧАМИ ПУШЕК, который чуть ли не одним лишь пафосом крошит в пыль целые отряды Астартес. Это был бы достойный противник даже Уриэлю Вентрису на ДЕМОНИЧЕСКОМ ПАРОВОЗЕ.

Да и вообще мне понравился замеч орков против эльдар в союзе с Астартес. Бодрое и пафосное болтер-порно, в котором есть ещё и немного интриги и таинственности.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Кир Булычев «Подвиг красной косынки»

Тимолеонт, 20 мая 14:33

Самое печальное в этой истории то, что Булычёв вполне мог её и всерьёз написать, даже почти без стёба. Ну, реально, он зачастую про Советский Союз именно так и отзывался в своём творчестве — в детских историях без капли сатиры и стёба, на полном серьёзе заливая эту субстанцию в головы юного поколения. Издевательство вышло каким-то странным в итоге, просто ради того, чтобы поприкалываться над советской классикой без особого смысла и толка. Особую роль играет и «авторство» — всё же эту сказку написал Ложкин, главный гуслярский доносчик, подлец и ничтожество.

Оценка: 5
⇑ Наверх