Убить по русски


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Убить по-русски
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Убить по-русски

Статья написана 21 января 2022 г. 12:40

Текст. Реальность (мини-сериал), Россия, 2020

Внимание: в рецензии, как и в самом произведении, присутствуют моменты 18+.

***

Илья Горюнов семь лет отсидел в тюрьме по ложному обвинению. Он выжил и вышел на свободу, движимый только одним желанием — отомстить тому, кто поломал ему жизнь, подбросив наркотики. Встретившись лицом к лицу со своим обидчиком, Илья совершает импульсивный поступок и получает доступ к его айфону, а с ним и к его жизни. На время Илья становится Петром Хазиным — через реальность на экране смартфона.

*** Современный российский натурализм

Мини-сериал Клима Шипенко «Текст. Реальность» вышел спустя восемь с лишним месяцев после полнометражного фильма «Текст» и представляет собой его расширенную и чуть иначе смонтированную версию. В пяти часовых сериях история Ильи Горюнова занимает в два с лишним раза больше экранного времени, но существование каждой добавленной минуты считаю оправданным. Сценаристом здесь также выступил Дмитрий Глуховский, и тут он получил возможность более тонкой и точной настройки экранизации своего романа. Темпоритм происходящего, многочисленные вставки внутренних монологов и подобия закольцованных мыслеобразов главного героя, длиннейшие музыкальные композиции и панорамные планы, значимые символы в окружающем – всё это позволил ему применить лишь формат мини-сериала с непрерывным повествованием. Ну и, конечно же, решение К. Шипенко принять сценарий автора, а не дать что-то своё.

Отдельно хочу выделить клиповую составляющую сериала, представленную музыкально-шумовым рядом, неразрывно связанным с визуальными образами и дополняющим их. Она перемежает сюжетные события и реально давит на психику. В отличие от воды А. А. Тарковского, эти клипы создают понятный большинству эмоционально-образный фон. Безлюдье, зимняя серость промзоны, слепые окна редких жилых домов, бесконечная дорога и тишина. Варево мыслей и кипение чувств внутри героя, толпа, клубняк и метро снаружи. Пустая квартира, сумрак, одиночество и звуки семейной жизни соседей. А вот стройная легко одетая красавица в нездешнем пейзаже будто рождает танцем музыку. Пьяные разговоры и секс под включенное на телевизоре порно. Искажённый мегафоном голос и проблесковые маячки в окно, удары во входную дверь, выстрелы и обречённо-лихое: «Идите на ...!»

Да, Д. Глуховский по-прежнему не стесняется использовать нецензурную лексику и сгущать краски при создании художественного мира. Скандальность его натурализма местами зашкаливает. Почему не реализма? Потому, что персонажи, общество, семья, мораль, дружба, вера, любовь и сам герой демонстрируются намеренно низко и деструктивно. Те самые модные «тёмность» и «нуарность», но без гламура и компьютерных игр, а на основе современной российской действительности. Животные инстинкты, рациональное приспособленчество и закулисье внешне привлекательных вещей: местами противно, но до боли реально. Тяжело, знакомо и узнаваемо, в отличие от легковесных, театрализованных и в корне чужих картин С. Подгаевского и подобных ему. Отмечу, что сквернословие здесь того толка, что давно перешло в разряд общеупотребительного разговорного, и слов этих не больше трёх.

«Текст» Д. Глуховского не станет современным «Идиотом» или «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского, поскольку в нём нет социального, религиозного и личностного анализа, нет тонкого психологизма. Тут другой, внешне примитивный подход, отпугивающий многих и многих. По принципу «гаже пахнет – туже входит». Режиссёр и сценарист предпочитают воздействовать опосредованно, через спинной мозг и железы, отвратительной злободневностью будить инстинкты и бессознательное. При этом композиционно сериал не так прост и выстроен на смене акцентов: пристрастный к пошлости фотографизм, криминально-сенсационные приключения, бытовой символизм. Проще выражаясь, наблюдается движение от грязи и эпатажа к правильному и вечному. Пищу получат и головной мозг, и сердце, и душа. Это кажется странным, но натурализм именно благодаря своей примитивности способен к эстетической мимикрии и симбиозу с другими художественными методами.

*** Фрустрация

Начало истории гадко и натуралистически подробно. Великовозрастный балбес рвётся на встречу с девушкой и в клуб, а строгая мать крестом встала у двери. Не пущу-де, пока предмет не пересдашь, мне твоё поступление в МГУ слишком дорого обошлось. Будь двадцатилетний сыночка лет на десять младше, сцена смотрелась бы не так мерзко, но создатели нашли способ усилить её и в существующем возрасте матери и ребёнка. Далее свобода и клуб, а в нём облава ФСКН. Граждане! Ну нельзя так себя вести с представителями органов власти при исполнении. Тем более, если вы находитесь внутри текста Д. Глуховского. Ну, вы всё понимаете, ведь даже здесь лучше не выражаться.

Если бы автор желал тупо лить чернушку с порнушкой, он сделал бы это легко. Маменькин сынок, студент-филолог на зоне долгие семь лет. Подумайте об этом прежде, чем начать по-интеллигентски ругать сериал, к примеру, за два часто, эмоционально и подряд, к месту и не к месту повторяемых матерных слова и тело, в эпоху развитых компьютерных технологий условно принадлежащее замужней на тот момент Кристине Асмус. Автору-сценаристу и режиссёру важно не шокировать зрителя очередным кукареку зелёного слоника, не познакомить его с выживанием по ту сторону решётки, как это сделал В. Т. Шаламов. Им важно донести до нас что-то другое. Задумайтесь лучше над этим.

Илья отсидел положенное и получил освобождение. Не будет спойлером сказать, что он не стал ни опущенным, ни авторитетным, ни даже инвалидом. Бывший инфантильный и влюблённый паренёк выгорел и нечеловечески устал на зоне. Он шёл домой и думал, что хуже быть уже не может – но автор-оптимист доказал, что ещё как может. Связка из трёх ударов по уже повисшему на канатах телу: мать, девушка, лучший друг. И никакого свистка, никакого рефери, никакого гонга. Удивительно ли, что Илья выпил и при встрече с задержавшим его Петром Хазиным впал в мужскую истерику со всеми вытекающими последствиями? Нет. Удивляет то, что именно здесь унылый натурализм расцветает фантастическим авантюрно-плутовским повествованием.

*** Сублимация

Натурализм как основной стиль картины никуда не делся, но фантастические допущения после обретения Ильёй смартфона сыплются одно за другим. Все понимают, что в действительности, учитывая родословную и двойную занятость Хазина, герою не удалось бы даже выспаться? Хотя бы потому, что агенты уровня Хазина при всём желании не могут позволить себе самостоятельность, безнадзорность и одиночество. Видимо, излишне натуралистический фокус как раз и призван отвлечь внимание зрителя от подобных расхождений с реальностью. Художественный вымысел, конечно, но без него не было бы ни романа, ни экранизации.

На момент осуждения Илье двадцать лет. Ярко выраженный инфантил к тому же, но по факту МГУ для него неразрывно продолжает «школьные годы чудесные». Жил с мамой, учился, тусовался с друзьями, целовался с девушкой – и вдруг всего этого разом не стало. И «волчий билет» по жизни, как печать Каина. В стандартных криминальных боевиках невинные жертвы матереют в заключении и мстят, едва выйдя на свободу. Жестоко и беспощадно, попутно отрываясь по выпивке и девочкам за все отбытые годы. Юмор автора в том, каким образом он изменил сей устоявшийся шаблон. Илья заполучил в личное пользование айфон врага вместе с паролем, а с ними всю его жизнь, грехи и душу. Сатира и гротеск, однако.

Смартфон в современном мире куда важнее своего носителя из плоти и крови, а социальные сети и мессенджеры значимее реальных встреч. Виртуализация личности прошла успешно, и любой бомжара сможет, не переодеваясь и не трезвея, сойти за модного блогера. И начинаются у перевоплотившегося Ильи необыкновенные приключения. Оперативная работа под прикрытием, агентурное внедрение в торговлю наркотиками, банкеты в среде генеральского состава служб и министерств. Элитные клубы, пентхаусы, командировки на райские острова, доступные девушки, секс втроём… Красота! Точнее, её уродливое в своей ирреальности и натурализме отражение. Онанизм, как подчеркнул в одной из сцен сам Д. Глуховский. Какое время, такие и плуты, и приключения у них соответствующие. Одни живут, другие дрочат.

*** Инициация

Несмотря на местами жёсткий юмор, полновесной социальной сатиры не получилось. Скорее всего, и не было такой цели. У «Текста» другой посыл: даже виртуально воздействуя, можно изменить жизнь к лучшему. Просто не упустите финальный эпизод после титров последней серии. В начале было Слово, оно стало печатным, а после перешло с бумаги на электронные носители. Естественный процесс. Чем книга лучше мессенджера, если суть лишь в пользующемся словом человеке, его уме, совести, воле и выборе? Ничем, если по-прежнему оставаться людьми. Продолжение идей традиционной русской литературы налицо. Не Фёдор Михайлович, далеко не он, но на своём уровне и в своём ряду «Текст» вполне достойное произведение. Правильное.

Парадигма выстраивается интересная: В. Головачёв и М. Семёнова. От первого Д. Глуховский будто бы взял плоть, от второй душу. Зарвавшиеся мажоры, произвол властей, зло и возмутившиеся, оставшиеся чистыми мальчики – чем не головачёвская схема? Выгоревший дотла пацан, все семь лет следящий в инстаграме за кровником, отомстивший, но тянущий в жизнь не себя, а случайных знакомых только потому, что иначе не может – не перезагрузка ли Волкодава? Да, Илья не боец, а дрочер, и это отличает его от героев двух указанных авторов в худшую сторону. Да ведь и «Текст» не боевик и не сказка.

В натурализм, плутовские приключения и гротеск, оказывается, с самого начала были скрыто вшиты элементы символизма. От мелочей вроде клуба «Рай» и вывески «От(р)ада» до приготовленного матерью супа, которого как раз хватило. От пошло обыгранного ММЖ непорочного отцовства до Христа и Голгофы. У героев классического западного натурализма нет возможности выбора и нет ответственности за свою жизнь и поступки. Илья Горюнов изначально поставлен Д. Глуховским в ситуацию двоемирия – текста и реальности, грязи и совести. Среда тянет его в одну сторону, воспитание в другую. Есть иконы дома и безвизовая Колумбия где-то там. Есть пахнущая матерью подушка и заглядывающая в глаза соблазнительница, манящая заморскими чудесами. Есть загранпаспорт и моральный выбор в ситуации, когда никому ничего не должен. Убить по-русски… или теперь это воспринимается только сказочно, по-веннски?

P.S.

Если кому интересно, то вот моя статья на роман «Будущее» Д. Глуховского: https://fantlab.ru/blogarticle53306





1285
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 12:54
Текст читать не хотел, а теперь Вы заинтересовали. Спасибо за рецензию! Сериал смотреть вряд ли буду, а книгу скачаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 13:01
Stout
Рад быть полезным! Вангую, что натурализма и мата в книге будет больше.


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 13:05
То, что Глуховский не может в тонкости, а пишет в лоб, давно известно
Отсюда и натурализм, и мат, и мораль в стиле «плохие на самом деле плохие»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 13:59
eos
Д. Глуховский — не самый плохой противовес для засилья великовозрастного янг эдалт, не находите? И весло у него дюралевое, как у персонажа юморески Михаила Евдокимова. Пущай гоняет )


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 13:47
ИМХО, как автор текстов Глуховский откровенно слабоват. Даже самое раскрученное его произведение «Метро» в своей литературной части хромает на обе ноги. Собственно, если бы не «Метро», про литератора Глуховского до сей поры мало бы кто знал. Высшей точкой его литературной карьеры (по крайней мере пока) для меня были и остаются его «Сумерки», и то с определенными ограничениями.
Глуховский хорош, как генератор идей. То же пресловутое «Метро» стало наверное самой успешной российской литературной франшизой.
А вот в кинематографе Глуховскому — самое место. И видимо, сам он наконец-то это осознал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:04
avsergeev71
Согласен. «Метро» вообще не лезло, надолго вычеркнул этого автора. «Будущее» не так плохо, как кажется, но больше ничего не читал. А экранизировать наверняка сейчас ринутся «Метро»...
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:06

цитата ХельгиИнгварссон

А экранизировать наверняка сейчас ринутся «Метро»...

Его давно уже хотят экранизировать. Для меня загадка, почему до сих пор этого не сделали.

цитата ХельгиИнгварссон

но больше ничего не читал.

Попробуйте «Сумерки». Рекомендую.
Это конечно не шедевр, роман не без изъянов и во многом вторичен, но (ИМХО конечно) это лучшее, что создал автор именно в литературном плане.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:08
avsergeev71
Гм. Попробуйте придать форму мату в тумане.

«Сумерки» вношу в папирус :beer:
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:10

цитата ХельгиИнгварссон

Попробуйте придать форму мату в тумане.

В «Метро» то кстати мата вообще нет. По крайней мере в первых двух книгах.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:10
avsergeev71

Будет! Всё будет )
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:13

цитата ХельгиИнгварссон

Будет! Всё будет )

Мне кстати вообще не понятен этот странный вектор автора в сторону матерщины. Работать с нецензурщиной всегда очень сложно. Тут нужно буквально идти по лезвию ножа. Далеко не у всех и не всегда это получается.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:18
avsergeev71
Эпатажа и «ну научи меня плохому» в его мате куда больше, чем натурализма. Сравните с «Москва- Петушки» В. В. Ерофеева. Но это только моё мнение.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:26

цитата ХельгиИнгварссон

Эпатажа и «ну научи меня плохому» в его мате куда больше, чем натурализма.

Вот и мне кажется, что у Глуховского больше эпатажа.
У Венички мат — органичен. Без мата это было бы совсем другим произведением.
У Глуховского мат можно спокойно изъять из текста, и — ничего не изменится.
ИМХО конечно.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:32
avsergeev71

Согласен. Мне кажется, мат Д. Глуховского уже не в русской, а в штатовской традиции. У нас шофёр 1962-го года есть, так у того не мат для связки, а нормативная лексика. 5 к одному, если не нервничает. И всё понятно )


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:27
В опусе Илья Горюнов, а в реалии Иван Голунов...

Похоже, Глуховский ещё и визионер... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:34
lena_m
Тс-с-с! Никто же не догадался! )
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:41
Интересно, что по итогам 2020 года два фильма Шипенко вошли в десятку самых кассовых отечественных картин...

Текст и Холоп...
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 14:51
lena_m

«Холопа» тогда смотреть не стал из-за псевдопопаданчества, сейчас подумываю. Полнометражный «Текст» достал отрывком с голой Асмус-не Асмус, который мне настойчиво совали под нос грузчики вацапа прямо на своих телефонах. Мини-сериал взялся смотреть, только чтобы подключенный на месяц Okko даром не простаивал — и не пожалел.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 15:16

цитата ХельгиИнгварссон

Полнометражный «Текст» достал отрывком с голой Асмус-не Асмус

Многие только этот эпизод и заметили. И это все, что нужно знать о необходимости «клубнички» в подобных фильмах. Но, судя по сериалу, автор сделал соответствующие выводы.
ИМХО, автору все же нужно возвращаться к своим истокам: психологический (социальный) триллер в декорациях постапа. Ну или генерить нечто новое. Это у него получается.
А нуар на фоне российской бытовухи... Ну такое.
 


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 16:38
avsergeev71

цитата avsergeev71

А нуар на фоне российской бытовухи... Ну такое.

Да, на сказку не похоже. И все выдумки видны на раз. Не «Декстер» и не «Рабыня Изаура», где яхту и любовь только замечаешь. К. Образцов сделал попытку, но пришлось повязать с игрушками и западными образцами. Даже с его стилем и слогом.

И мне кажется, «Текст. Реальность» — вполне удачный эксперимент Д. Глуховского. Как говорится, в добрый путь.


Ссылка на сообщение21 января 2022 г. 22:11
Глуховский весь стоит на полке, да пока еще не добрался до чтения) Метро разве что начинал, но как-то уж туговато пошло. Текст тоже имеется и, к счастью, без раздражающего Петрова на обложке, что какой-никакой плюс ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 00:15

цитата Asuranis

Метро разве что начинал, но как-то уж туговато пошло

«Метро» было прорывным в плане идеи. Это сейчас идея постапа в локациях подземки изрядно подзатаскалось, и уже не кажется такой яркой. А тогда это была «бомба«! Я прекрасно помню свой восторг от первой книги: казалось, что это нечто свежее и оригинальное (хотя уже тогда были видны явные промахи и недочеты). Вторую книгу читал уже более критично, восторгов поубавилось, — автор явно не знал, что делать со своим детищем. А третью книгу даже начинать не стал.
Попробуйте «Сумерки». Если «Сумерки» не пойдут, скорее всего Глуховский — просто не ваш автор. Хотя для страховки можно попробовать «Будущее».
А «Текст» — слишком специфичное для Глуховского произведение. Все же он больше фантаст, чем реалист. Не представляю, зачем он внезапно решил попробовать себя на новом поприще. Хотя, справедливости ради, позже автор все же вернулся к своему любимому постапу (я имею в виду «Пост»), но это уже другая история.
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 08:41
Как писатель, я могу его понять, идеи возникают самые разнообразные, в плане жанров и вообще, вот и захотелось и в реализм окунуться, но не очень пошло. Да, метро на старте было интересным в плане идеи, это потом уже рандомные авторы начали сочинять свои истории и получилась целая межавторская вселенная «метро 2033». И всегда, без каки-то исключений я слышу одно и то же — первая книга норм, вторая так себе, третья либо плохая, либо ее вовсе не стали читать)
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 10:42

цитата Asuranis

И всегда, без каки-то исключений я слышу одно и то же — первая книга норм, вторая так себе, третья либо плохая, либо ее вовсе не стали читать

Первая книга «Метро» — это во многом продукт коллективного творчества. Она писалась фактически в режиме онн-лайн. Отдельные главы время выкладывались в сеть, обсуждались, оценивались, правились. Одних концовок было несколько штук.
А вот дальше автор погнал отсебятину. И результат налицо.
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 13:11
Вот оно как, этой истории о коллективном творчестве я не знал) Тогда понятно, почему дальше все пошло совершенно иначе.
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 10:14
Asuranis

Возможно, приобрету «Текст» и поставлю на полку. Но сначала прочитаю или прослушаю файлом — так надёжнее )

Меня раздражают обложки «Волкодава» с Александром Бухаровым, но там экранизация сродни изнасилованию. Александр Петров здесь, по-моему, попал в образ и сыграл хорошо. Мне запомнились его глаза, когда блесна-колебалка в туристическом агентстве ему о дальних странах рассказывала. С удивлением узнал от жены, что он был Гоголем в «Гоголе»... :-)))
 


Ссылка на сообщение22 января 2022 г. 13:11
Я просто уже не могу смотреть на Петрова нигде, он как свое время Козловский или Безруков просто заколебал уже во всех ролях мелькать )) У меня, к счастью, «Волкодав» без кинообложек, экранизация вышла уж очень скверной.
 


Ссылка на сообщение25 января 2022 г. 06:11

цитата Asuranis

он как свое время Козловский или Безруков просто заколебал уже во всех ролях мелькать ))

О да, теперь понял ) Я просто мало смотрю роскин.
 


Ссылка на сообщение25 января 2022 г. 11:16
Я тоже, но даже мне эти лица примелькались до раздражения)
 


Ссылка на сообщение26 января 2022 г. 05:12
Asuranis
:beer:
 


Ссылка на сообщение25 января 2022 г. 17:09
ХельгиИнгварссон, наше кино сейчас поинтересней западного...

Одни только Солнцепёк, Minsk да Хрустальный чего стоят...
 


Ссылка на сообщение26 января 2022 г. 05:17
lena_m
Угу, когда не повторяет американские сюжеты, действительность и мироощущение, когда не вбухивает весь бюджет в одну сцену спецэффектов и когда не соединяет в одном кадре актёров старой и новой школы.
 


Ссылка на сообщение26 января 2022 г. 13:10
Ну первые два о политике и желания смотреть не вызывают, хватило новостей о тех событиях выше крыши, а вот Хрустальный еще ничего, судя по описанию.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 16:28
lena_m

За время отсутствия здесь успел посмотреть там интересный российский хакасфильм 2020 года, но в старом стиле — «Белая дорога Эльзы». Политики нет, плача по национальности нет, мистики нет. Хакасский джеклондон )
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 16:39
ХельгиИнгварссон, из нашего недавнего рекомендую к просмотру:

Межсезонье

Афроамериканец

О последнем см. у меня в:

https://fantlab.ru/blo...
Россия. Периодика. 2022 год. Примечательное
 


Ссылка на сообщение16 марта 2022 г. 06:05
lena_m

О, «Межсезонье» не перепевка ли истории Бонни и Клайда?
 


Ссылка на сообщение16 марта 2022 г. 18:46
ХельгиИнгварссон, аллюзии имеют место быть, но крайне поверхностные...
 


Ссылка на сообщение17 марта 2022 г. 08:04
lena_m
Угу. Будем надеяться, что оригинальность перевесит заимствования...


⇑ Наверх