Трансцендентальные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > Трансцендентальные монстры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Трансцендентальные монстры

Статья написана 16 февраля 2023 г. 22:31

.

"ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ МОНСТРЫ" (2008).

"Transcendental Monsters".

/философская статья о связях между монструозностью Ктулху и чудовищностью Капитала/

.

Автор: Стивен Шавиро (Steven Shaviro; г.р.1954) — американский академик, профессор английского языка и сравнительной литературы, писатель, философ, культурный критик, лектор, автор пятнадцати книг, многочисленных статей и рецензий, сферы его интересов включают теорию кино, времени, научную фантастику, панпсихизм, капитализм, постмодернизм, аффективность и субъективность. Также он много пишет о музыкальных видеоклипах, как об одной из форм современного искусства. В 1981-ом году получил докторскую степень в Йельском Университете, работал в Территориальном Университете Вашингтона, в настоящее время преподаёт английский язык, теорию кино и культуры на кафедре Государственного Университета Уэйна (Детройт, штат Мичиган). Автор научно-публицистических книг: "Кинематографическое тело" (1993), "Подключённые, или, что значит жить в Сетевом сообществе" (2003), "Пост-кинематографический аффект" (2010), "Вселенная вещей: о спекулятивном реализме" (2014), "Дискогниция" (2016), "Экстремальные вымыслы: научная фантастика о жизни" (2021), "Изображение ритма: музыкальные видео и новые аудиовизуальные формы" (2022), и другие. Наиболее известная и самая читаемая книга Стивена Шавиро "Роковой патруль: теоретическая фантастика о постмодернизме" (1997), в которой автор, с использованием поэтического языка, личных анекдотичных историй, и изобретательной прозы, описывает состояние постмодернизма в начале 1990-х годов прошлого века. Писатель является частым участником различных сетевых радиоподкастов, а также ведёт блог "Теория Пиннокио" на своём веб-сайте <shaviro.com>. Литературные награды: 2017 — Книжная премия за исследования в области научной фантастики и технокультуры в книге "Дискогниция" ("Распознавание", 2016).

-----------------------------------------------

                                                                                                    * * *

В своей блестящей работе "Объяснение Хайдеггера: от феномена к предмету" (2007), в которой проводятся удивительные параллели между феноменологией немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и "странной фантастикой" американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, профессор современной философии и метафизик Грэм Харман утверждает, что Лавкрафтовские истории о неописуемых монстрах не могут быть прочитаны в Кантовском ключе.

Хотя на первый взгляд "недоступный ноуменальный* мир философии Иммануила Канта (*прим., — "ноуменальный мир" — мир явлений и объектов, постигаемых только разумом, в отличии от чувственно воспринимаемых феноменов), кажется идеально соотвествующим загадочной скрытности Лавкрафтовских созданий" (Г. Харман), в действительности эти монструозные сущности, "какими бы причудливыми они не были... всё же принадлежат к причинно-следственным и пространственно-временным условиям, которые, по Канту, относятся исключительно к структуре чувственного человеческого опыта... Таким образом, Лавкрафтовский хоррор — это не ноуменальный ужас, постигаемый разумом, а ужас феноменологический, постигаемый чувственным восприятием" (Г. Харман). Лавкрафт — материалист, и в его монстрах нет ничего трансцендентного или сверхъестественного. В самом деле, истинный источник ужаса для Лавкрафта заключается в том, что, хотя чудовища, присутствие которых он вызывает, превосходят все возможности человеческого восприятия, так что они буквально неописуемы и не поддаются визуализации, они всё равно принадлежат к тому же миру, что и мы. Как и мы, они являются эмпирическими, случайными существами*; и они не "вплывают в мир из ниоткуда" (см., Альфред Н. Уайтхед, "Процесс и реальность", New York: The Free Press, 1978). Думать о них как о "мистических существах", постигаемых разумом, сверхъестественных или потусторонних, на самом деле было бы способом смягчить их ужас. Ибо такая перспектива превратила бы явную произвольность их появления в нечто неизбежное и предопределённое, а значит, в некотором смысле оправданное или "рациональное". (*прим., — в современной философии принято считать, что существует два вида сущностей: те, которые существуют, но могли бы не существовать, и те, которые не могли бы не существовать. Сущности первого рода — это условные или случайные сущности; сущности второго рода — это необходимые сущности, являющиеся необходимостью метафизического или, в широком смысле, логического типа; см. книгу Элвина К. Плантинги "Природа необходимости", Oxford University Press, 1974).

То, что Грэм Харман говорит о Лавкрафтовских Великих Древних, на самом деле верно и в отношении мирового Капитала. При всей своей чрезмерной избыточности и отвратительности, капитал, подобно чудовищному Ктулху, — является организмом и, следовательно, полностью эмпирическим феноменом (явлением). Он "предстаёт как естественная или божественная предпосылка нашего общества... и энергия, пронизывающая его, божественна" (см. книгу "Тысяча плато: капитализм и шизофрения", Ж. Делёз и Ф. Гваттари, 1983); тем не менее капитализм является случайным историческим процессом, который мог бы быть иным. Он не существовал вечно, и он не обязательно должен длиться вечно. Как убедительно демонстрирует в своей книге "Истоки капитализма: более широкий вгляд" (2002) политический теоретик и историк марксизма Эллен Мейксинс Вуд (1942-2016), капитализм не является "естественной реализацией постоянно присутствующих тенденций", таких как предполагаемый врождённый человеческий импульс к "торговле, бартеру и обмену", постулируемый шотландским экономистом и философом 18-го века Адамом Смитом (1723-1790) в его известной работе "Исследование о природе и причинах богатства народов". Ибо это не неизбежность, а скорее — как и пришествие Великого Ктулху — случайный результат непредвиденного столкновения (или встречи). Капитализм родился из "внешнего соединения двух потоков: потоков производителей и потоков денег... С одной стороны, де-территориализованный рабочий, который стал вольным и незащищённым, вынужденным продавать свои трудовые мощности; с другой — декодированные деньги, ставшие капиталом, способным эти мощности покупать" (Ж. Делёз и Ф. Гваттари, 1983). Оба этих "потока" возникли в результате разложения феодализма; но также возникло и множество других потоков, и нет никакой особой причины или структурной необходимости, почему эти два конкретных потока должны были стать более значимыми, чем все остальные, или почему они должны были соединиться друг с другом. Это столкновение, породившее капитализм, никогда не должно было произойти; и в любом случае, это случилось лишь один единственный раз.

Исторически более точная, чем французские философы Жиль Делёз (1925-1995) и Феликс Гваттари (1930-1992), американо-канадский историк Эллен Мейксинс Вуд показывает, насколько в пост-феодальной аграрной Англии обращение к рынку стало не просто возможностью (как это было для поздне-средневековых купцов в итальянской Флоренции и финансовых спекулянтов ранне-современного времени в Голландии), а абсолютным императивом, (общезначимым законом, противоположным личным принципам), как для землевладельцев, так и для рабочих. "Рынки различных типов существовали на протяжении всей фиксированной истории человечества и, без сомнения, даже намного раньше, поскольку люди всегда обменивали и продавали свои излишки самыми разными способами и для разных целей. Но при капитализме рынок выполняет особую, беспрецедентную функцию. Практически всё в капиталистическом обществе является товаром, производимым для рынка. И что ещё более принципиально, и капитал, и труд полностью зависят от рынка, в отношении самых основных условий своего собственного воспроизводства... Эта рыночная зависимость предоставляет рынку беспрецедентную роль в капиталистических обществах, не только как простому механизму обмена или распределения, но и как главному определяющему и регулирующему фактору социального воспроизводства". (см., Эллен М. Вуд "Происхождение капитализма: более широкий взгляд", Verso Books, 2002).

Другими словами, есть рынки без капитализма, но нет капитализма без абсолютного господства рынка. По словам Эллен Мейксинс Вуд, "эта уникальная система рыночной зависимости означает, что диктат капиталистического рынка — его требования и законы конкуренции, накопления, максимизации прибыли и повышения производительности труда — регулирует не только все экономические операции, но и социальные отношения в целом". И это ключ к тому, что я называю Чудовищностью Капитала. Он совершенно случаен в своём происхождении; и всё же, появившись однажды, он навязывает себя повсеместно. Капитализм, возможно, мог бы никогда не появиться из предшествовавшего ему хаоса феодальных, торговых, религиозных и государственных институтов, точно так же, как Великий Ктулху мог бы никогда не наткнуться на нашу планету. Но в обоих случаях злополучная встреча действительно имела место. И только после этого, в своих последующих эффектах, когда он действительно появился на сцене и подчинил себе всех соперников, капитализм смог — опять же, подобно Ктулху — ретроспективно презентовать себя как непреодолимую и всеобъемлющую силу. Капитализм возник "в очень специфическом месте и очень поздно в истории человечества". Но как только он возник, он сделал рыночные отношения обязательными: как говорит Эллен Мейксинс Вуд, так называемый “свободный рынок” стал императивом, вынужденной деятельностью, вместо возможности. (см., Эллен М. Вуд "Истоки капитализма: более широкий взгляд", Verso Books, 2002).

Это заставляет совершенно иначе взглянуть на философский вопрос о том, как классифицировать Чудовищность. Грэм Харман убедительно показывает, что Лавкрафтовские ужасы нельзя рассматривать как ноуменальные. Но на самом деле это просто спор против "соломенного человечка". Для правильного Кантианского прочтения рассказов Лавкрафта — как и "Капитала" Карла Маркса, и понятия самого капитализма — необходимо утверждать не то, что рассматриваемое чудовище ноуменально, а скорее то, что оно трансцендентально, что является совершенно другим вопросом. В своей философии Иммануил Кант всегда тщательно различает "трансцендентальное" и "трансцендентное". Трансцендентальное состояние — это условие, которое является универсальным и априорным, но применимо только к опыту и не выходит за его пределы (например, такие понятия как Пространство и Время). Иными словами, оно категорически не относится к "ноумену", или "вещи в себе" (философская формулировка Канта). Трансцендентное — не совсем эмпиричное условие, поскольку оно не доступно в пределах опыта (например, понятие Бог, бессмертная Душа, и т.п.; считается, что познанием "трансцендентного" занимается религия и метафизика). Но в то же самое время "трансцендентное" — есть не что иное, как эмпирическое, поскольку в целом также может быть отнесено только к опыту. В современной философии постмодернизма оппозиция "трансцендентного" и "трансцендентального" устраняется посредством введения понятия трансгрессии — установления границы, между Возможным и Невозможным. Таким образом, "трансцендентное" является странным пограничным понятием, не вмещающимся в рамки условного, эмпирического существования и одновременно не простирающееся куда-либо за его пределы. На этой границе (трансцендентального и трансцендентного), или в этом пределе, в действительности и существует, как выразилась британская писательница и доктор философии Нина Пауэр, "жуткая близость Канта и Лавкрафта", благодаря Лавкрафтовскому "усвоению Кантианских категорий во имя трансцендентального ужаса" (см. статью Нины Пауэр "Субъекты философии", журнал "Parrhesia", №3, 2007). 

Кант утверждает, что такое трансцендентальное условие как Время, "не может быть отменено", но также и не может быть представлено непосредственно напрямую. На него можно ссылаться только косвенно, "посредством аналогий". Поэтому мы вполне можем сказать, что трансцендентальное сопротивляется любому виду эмпирического описания (полученного опытным путём через органы чувств, посредством наблюдения или эксперимента). Тем не менее, когда мы пытаемся описать его — когда мы стремимся вызвать то, что французский писатель-модернист Марсель Пруст (1871-1922) называл "немного времени в чистом виде" — мы сталкиваемся с теми же трудностями, что и герои-рассказчики в Лавкрафтовских историях, когда они пытаются описать монстров с которыми столкнулись: "смысл описаний в том, что они совершенно не удаются, лишь косвенно намекая на некий невыразимый субстрат реальности" (Г. Харман). Однако этот "невыразимый субстрат" сам по себе не является (как убедительно показывает Г. Харман) трансцендентным, абсолютным или потусторонним. Это особенное свойство нашего мира, и только нашего мира. Такова апория* трансцендентального: мы сталкиваемся с чем-то, о чём не умеем говорить, но и обойти молчанием тоже не можем. 

(*прим., — Апори́я — древ.греч. "безысходность, безвыходное положение, затруднение" — термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы, парадоксальные ситуации, чаще всего связанные с противоречиями между очевидными данными наблюдения и чувственного опыта, и попытками их мысленного анализа, связанного с наличием доводов против очевидного. Вымышленная, логически верная ситуация, которая не может существовать в реальности. Апоретическое утверждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории).

Лучше всего это можно понять, сопоставив с Кантовским пониманием морали. Кант говорит, что моральные законы, которым мы обязаны подчиняться, на самом деле являются законами, которые мы навязали себе сами: они были установлены нашим рациональным, разумным, ноуменальным "Я". Но в случае с пониманием самой морали, нет такой рациональной силы и такого ноуменального разрешения. Понимание не является автономным, поскольку ограничено эмпирическим миром, которым оно не способно овладеть. Ограничения, с которыми сталкивается понимание — это не те ограничения, которые оно узаконило, а те, которые уже предполагаются самим фактом его существования. Другими словами, как говорит Жиль Делёз, комментируя философов Иммануила Канта и Анри Бергсона (1859-1941), дело не в том, что время находится внутри нас, а скорее в том, что мы находимся внутри времени: "это мы находимся внутри по отношению ко времени, а не наоборот... Время — это не интерьер внутри нас, а как раз противоположное". (см. книгу "Бергсонизм", Жиль Делёз, 1988).

Ощущение того, что мы сами являемся следствием действия сил, нам не принадлежащих, сил, которые превосходят нас и остаются к нам безразличны, вполне могло бы стать формулой ужаса. Разумеется, ни Кант, ни Бергсон, ни Делёз не представляют это таким образом. Однако, современный британский философ и профессор теории критики Бенджамин Нойс в одной из своих статей убедительно доказывает, что "вихрь бурлящего времени" является для Лавкрафта высшей формой ужаса, превосходящей любой конкретный пример появления той или иной чудовищной расы существ (Б. Нойс, 2008). Нас ужасает не столько бесчеловечность Ктулху или превосходство Древних по отношению к нам, сколько более масштабная истина, симптомами которой они являются: полная "отстранённость Времени от всякого отношения к Человечеству" (Б. Нойс, 2008). В более обобщённом смысле можно сказать, что Чудовищность трансцендентальна, потому что идея трансцендентального — как состояния, которому мы подвержены, но которое мы не можем обнаружить, описать или каким-либо образом ограничить — сама по себе ужасна и чудовищна. 

Конечно, для Канта, само Время не имеет происхождения или историю, поскольку все истории и все становления обязательно должны разворачиваться внутри него. С Кантианской точки зрения — или, если уж на то пошло, с Хайдеггерианской — наша подчинённость Времени является общим экзистенциальным условием, которое должно применяться ко всем существам, осознающим свою собственную конечность. Однако, справедлива ли такая формулировка в отношении сверхъестественности трансцендентного, того, как оно двусмысленно, одновременно принадлежит и не принадлежит к эмпирической сфере? Жиль Делёз отмечает, что пост-Кантианская мысль критиковала "трансцендентальную дедукцию" Канта за её неполноту (прим., — "Трансцендентальная дедукция" — ключевой раздел в главном философском труде И. Канта — "Критика чистого разума" (1781), в котором обосновывается правомерность применения априорных понятий чистого рассудка к предметам опыта). Пост-кантианцы "требовали принципа, который был бы не просто обусловлен по отношению к объектам, но и являлся бы действительно генетическим и продуктивным". Другими словами, они стремились определить трансцендентальное как непрерывный процесс конструирования, а не как уже постоянно существующую фиксированную структуру. Трансцендентальное активно "генетично и продуктивно", потому что это "синтез", соединяющий или объединяющий воедино, а не просто фиксированный результат, который когда-то уже был синтезирован. Время, как трансцендентальное состояние не просто создаётся раз и навсегда. Оно должно постоянно синтезироваться; и это непрерывно продолжающееся действие синтеза, или производства, само по себе является темпоральным опытом (переживанием того, что всё вокруг лишь временно), которому мы подвержены. 

Когда философ Жиль Делёз переопределяет трансцендентальное как непрерывный, генетический и продуктивный синтез, он переходит от трансцендентального идеализма Канта к тому, что он называет трансцендентальным эмпиризмом. Синтез определяет условия эмпирического бытия; но это сам по себе эмпирический процесс, имманентный (неотъемлимый в силу внутренней природы), присущий тем явлениям, которыми он управляет. Ибо всякий синтез есть случайное столкновение сил. Это перестройка или переформулировка эмпирического поля — но та, которая возникает внутри этого самого поля. Поэтому синтез парадоксальным образом определяет априори то, что, тем не менее, могло бы быть чем-то совсем иным. И именно таким образом монструозное тело Ктулху или чудовищный, уродливый организм Капитала, являются трансцендентальным ужасом. В обоих случаях мы переходим от случайного, эмпирического столкновения к навязыванию трансцендентных условий. Ктулху мог бы и вовсе пропустить нашу планету, а рынок мог бы остаться дополнением к другим формам экономической деятельности, политической и социальной жизни. Но как только появится могущественный Ктулху, или когда рынок окажет своё неумолимое и безжалостное давление в самое сердце социуса, от полномерной чудовищности будет уже не отвертеться...

                                                                                                      * * *

.

Author: © 2008 Steven Shaviro. 

Copyright © 2008 Author's Blog "The Pinocchio Theory". 

The Pinocchio Theory / Proudly powered by WordPress.

Перевод: © 2023 ZaverLast.

Ссылка: http://www.shaviro.com/Blog/

==================================





928
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2023 г. 17:10
«...Будет справедливо отдать должное оригинальности английского писателя Колина Генри Уилсона (1931-2013), установившего связь между фантастикой Говарда Лавкрафта и феноменологией Эдмунда Гуссерля, ещё за сорок лет до переосмысления данной темы философом Грэмом Харманом в 2007-ом году. Уилсон провёл явные параллели в своих книгах «Паразиты разума» (1967) и «Философский камень» (1969). По просьбе Августа Дерлета «Паразиты разума» даже были специально опубликованы издательством «Аркхэм Хаус». Возрождение интереса к феноменологии «pulp fiction» и введение Лавкрафтовского творчества в более широкий дискурс о материализме, назрело уже очень давно. Слишком многие почитатели ГФЛ остановились в своих исследованиях, пытаясь обнаружить в его произведениях только лишь один мистицизм Древного мира, которого там, в действительности, не так уж много...».
/из зарубежных комментариев к статье С. Шавиро «Трансцендентальные монстры»/


Ссылка на сообщение17 февраля 2023 г. 22:00
«В статье «Трансцендентальные монстры» представлены замечательные аргументы в пользу хтонического прочтения феномена Капитала. Если Ктулху действительно является своего рода ужасающей аллегорией Капитала, как синтетически произведённой трансцендентальной категории, то весьма интересно, что он и его окружение склонны искажать пространственно-временное восприятие людей, которые с ними сталкиваются. Открытие портала в Р'льех вызывает «фантазию призматического искажения», в которой портал перемещается «аномально по диагонали, так что все правила материи и перспективы казались нарушенными». О самом Ктулху лавкрафтовский рассказчик пишет: «Объект невозможно описать — не существует языка для таких... древних противоречий всей материи, силе и космическому порядку».

Несмотря на свой статус феноменологической, апостериорной сущности, Ктулху создаёт поле, которое искажает синтез пространства-времени и размывает категории человеческих суждений. Невозможный, вызывающий безумие факт его существования разрушает представления о чистой реальности и отрицании (как и сопутствующая ненадёжность повествований лавкрафтовских рассказчиков), и он может быть как множественным, так и единственным по форме. Например, в истории «Зов Ктулху», во время финальной сцены погони за кораблём, при столкновении Ктулху распадается на части, но затем эта «рассеянная желеобразность плавно ре-комбинируется в свою ненавистную первоначальную форму». Все эти детали довольно интересно перекликаются с выявленными параллелями и указывают ещё на одну причину ужаса, вызываемого хтоническим Капиталом. Как новое (или ранее неизвестное) трансцендентальное условие или категория, Ктулху каким-то образом взаимодействует с другими условиями, нарушая их синтезы, сбивая с толку и запутывая суждения трансцендентального «Я»; и последствия этого искажающего взаимодействия ретроактивно разрушают кажущуюся чистоту, последовательность и тавтологический авторитет форм, управляющих пониманием, показывая, что они, действительно, всегда являлись синтетическими, пластичными и произведёнными, а не фиксированными, постоянными и предшествующими. 

Через подобную деятельность, Ктулху подтверждает подозрения Иммануила Канта о том, что категории не привязаны к трансцендентным коррелятам (хотя Кант всё же допускает возможность того, что они могут быть связаны), но, по иронии судьбы, это подтверждение подрывает устойчивость Кантианской системы. Это, конечно же, то же самое, что Капитал (как новосозданное трансцендентальное состояние) делает с пространством, временем и нашими категориями суждений. Он одновременно реален и нереален (фиктивная/виртуальная сущность с матеральными эффектами), множественен и единичен (проявляющийся как атомистически, так и в виде полноценного тела), и оказывает глубокое искажающее воздействие на пространственные и временные условия. Говоря короче, это Нечто сверхъестественной силы, пронизывающее уязвимый, жидкий субстрат нашего бытия. Поэтому вполне логично, что Ктулху назван «Богом». Он ненужная, но неизбежная замена необходимой сущности, которую он вытеснил, Ктулху — постаприорное чудовище. Точно так же, как и Капитал. И всё же... несмотря на свою инаковость, он по-прежнему кажется зависимым от последовательности, хронологии, формы и очертаний. В финальной сцене «Зова Ктулху» он преследует корабль — по своей сути это временная деятельность (и как бы ни был травмирован экипаж, ему удаётся сбежать). Таким образом, Ктулху по-прежнему подчиняется тем же самым вещам, которые он искажает, прежде всего пространству и времени. И это, оказывается, его самая большая слабость...».

/из зарубежных комментариев к статье С. Шавиро «Трансцендентальные монстры»/


Ссылка на сообщение17 февраля 2023 г. 23:08
«Если Капитал действительно является конструируемым трансценденталом (формой абстрактного безличного господства), конструируемым через социальные отношения, тогда должно быть возможным уничтожение стоймости во всех её формах. И, всё-таки невозможно понять, как философ Жиль Делёз мог быть ницшеанцем и марксистом одновременно. Впрочем, поскольку Фридрих Ницше считал, что все действия в мире есть проявление Воли к Власти, то Ктулху вполне может оказаться положительным явлением, если, конечно, будет возможность встать на его сторону и принять его чудовищность. Иначе говоря, если вы сможете заставить Капитал работать на вас, тогда всех сил вам на этом пути...». /из зарубежных комментариев к статье С. Шавиро «Трансцендентальные монстры»/


Ссылка на сообщение18 февраля 2023 г. 12:29
Какое-то нелепое сопоставление Ктулху и капитала, Лавкрафта и Маркса. ))
Напоминает жонглирование мудреными словесами.
Они там на Западе еще что-нибудь читают, кроме нескольких левых авторов? 8-)

Я бы сказал, что Кант тут никаким боком. Его время — это трансцендентальная форма чувственности, то есть то, что изначально присуще нашему сознанию и поэтому позволяет нам иметь какой-либо опыт. Каким образом монстры Лавкрафта могут быть «трансцендентальными», то есть быть присущими нашему сознанию и формировать наш опыт?
Все американцы читают Канта через призму своих трансценденталистов, поэтому все и путают. Вот у трансценденталистов действительно трансцендентальная реальность это нечто изначальное, надчеловеческое, при этом оказывающее какое-то смутное воздействие на нас. Они называли это Сверх-душой, Богом за пределами всех религий и проч. Если теперь это романтическое представление взять со знаком минус, то и получим монстров Лавкрафта, то есть некий черный романтизм, антиромантизм.
Кстати, Харман-то умнее читает Лавкрафта. Он обращает внимание не на самих монстров, не на их «трансцендентальность», а на язык, на стиль Лавкрафта, в котором он видит яркий пример своей теории, что именно искусство способно по касательной, вскользь получить доступ к ноуменальному, которое закрыто для прямого познания.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2023 г. 15:17
Не хотелось бы вносить дополнительную путаницу в такой непростой материал. Думаю, что автор статьи всё-таки имел ввиду то, что Ктулху трансцендентен как понятие Божества (не трансцендентален), однако в то же самое время находится на самой границе между трансцендентностью и трансцендентальностью, то есть где-то между разумом и чувственностью (это если рассматривать данное явление по Канту). И это пограничное состояние в определённом смысле можно сравнить и сопоставить с понятием Времени и в каком-то роде с понятием Капитала, которые управляют нами (не мы ими), но которые мы не в состоянии полностью описать. А вообще, этот материал, на мой вгляд хотя и интересен (поскольку философских работ по Ктулху и Космицизму не так много), в то же самое время достаточно сложен и специфичен по нескольким причинам, касающимся некоторых моментов трактования перевода слов «трансцендентность» и «трансцендентальность», которые в английском языке часто пишутся одинаково, как «transcendence», а так же ещё и потому, что фактически является дискуссией (как и вцелом вся философия по своей природе дискуссионна), так как происходит на уровне беседы подготовленных специалистов (судя по комментам), и по всей видимости статья была направлена именно на них, что объясняет некоторую недораскрытость и обрывчатость понятий в тексте, столь необходимых обычному интересующемуся читателю, вообщем такой «междусобойчик». Я попытался, насколько позволяет мой уровень, максимально адаптировать сам текст, а также добавил в него нужные примечания.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2023 г. 15:45
То, что можно до бесконечности жонглировать заумными терминами, понятно давно. Это еще софисты открыли 2500 лет назад. Зачем им уподобляться только? )
Я не совсем понимаю, как именно Капитал управляет нами, возможно, и так, но что время никак не управляет, по Канту совершенно ясно. Это лишь условие нашего повседневного опыта, наша же способность, с помощью которой мы понимаем мир. Условно говоря, как очки, надетые на глаза. Никакой мистики. А то, что американцы путают «трансцендентное» и «трансцендентальное», так это давно замечено, я ж потому трансценденталистов и вспомнил )
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2023 г. 17:28
По поводу того, что американцы путают понятия «трансцендентное» и «трансцендентальное» тут я с вами целиком согласен (теперь и вы мне это пояснили), именно с этим я на собственной практике и столкнулся в данной статье, и чуть было вообще не пожалел что за неё взялся. Что же касаемо влияния Времени на нас, то мне представляется что всё же это мы находимся внутри Времени, а не Время внутри нас (и эта конструкция постоянно моделируется/синтезируется с другими жизненными процессами, оказывая на нас влияние), с этим философским предположением автора я скорее соглашусь, чем нет. Хотя обсуждать такие вопросы, конечно же, можно только в дискуссионном порядке, поскольку всё слишком относительно, да и уровень моих познаний философских работ не столь глубок, я скорее ориентируюсь на собственное мироощущение. А вот по поводу Капитала хотелось бы сказать следующее. Не знаю, знакомы ли вы с книгой «Циклонопедия» — экспериментальный философско-фантастический роман иранского писателя и философа Резы Негарестани, вышедший в 2008 году и чуть ли уже не ставший, как пишут за рубежом, культовым (в России впервые был переведён и выпущен в 2018 изд-вом «Носорог»). Автор данного романа подобным образом (и достаточно оригинально и интересно) сопоставляет феномен Ктулху... с Нефтью (и косвенно с Капиталом). Как гласит российская рецензия: «Циклонопедия» — это одна из книг, формирующих интеллектуальные поиски нашего времени». Так вот, похоже, что Западная философская мысль так и продолжает всё дальше идти и углублятся в этом направлении, начиная с 1960-х годов, что ещё раз доказывает и публикация этой статьи.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2023 г. 20:20
И мы во времени, и мы в капитале, и мы в Ктулху — все это можно обсуждать и дискутировать, безусловно. Но тут, как говорится, причем здесь Кант? У него-то определенно время в нас. ))
Не, Циклонопедию пока не прочел, хотя стоит в библиотеке ))
А вот Хармана читал и даже писал рецензию. У него все гораздо яснее и логичнее, чем у этого Шапиро :-)))


Ссылка на сообщение21 февраля 2023 г. 21:16
«Западная философской мысль» безгранична. Недавно прочитал высказывание одного, достаточно известного современного философа, утверждающего что лавкрафтовский Ктулху — это символ матриархата. Причём эта мысль, в разных формах, озвучивается и у некоторых других исследователей.


⇑ Наверх