Джефф Вандермеер, С. Дж. Чамберс «Библия стимпанка: иллюстрированный гид по мирам дирижаблей и безумных ученых в викторианском стиле» Определения стимпанка в данном отзыве не будет. Много нерадостного. Что-то от пост-знания: хвалят периодическое издание анархической направленности SteamPunk Magazine, а сноска информирует, сдох в 2016-м. Мультфильм "Девять" новая основа — что нет, то нет. Обзор стимпанка на ТВ, сделаный м-ром Кло, суть список провалов, вроде Jack of All Trades, пока не дошло до аниме, в котором со стимпанком всё ОК. В одном месте успех "Дикий, Дикий Запад", в другом он объявлен провалившимся. Дирижабли вот-вот станут экономически эффективными. И т.д. Усугубляет меланхолию идеологический заряд. Для составителей главное стимпанк как субкультура, а раз субкультура, то, значит, протест. Намеки на некую связь недешево косплеящих викторианцев (4 главных стиля: уличный сорванец, механик, исследователь и эстет) с анархизмом и "зелеными" обоснованы так: желание что-то сделать своими руками против всех современных тенденций, не так ли? Стимпанк вообще как жанр не невинен и помнит о костях рабочих и колониализме, он жаждет разрушить порядки прошлого, ведь многие из проблем никуда не делись, только контекст совершенно другой. Большая часть сил потрачена на обзоры моды, фестивалей, встреч, выступлений, музыки и продукции индустриальных художников (ремеслеников)... как немного близкого машиностроению, груды крашеного металла под названиями «Ракета бластерной готики» и «Форевертон» не вдохновили, а выражения типа "гуманизация и персонализация технологий" заставляют ежиться. Туда же руководство по перенесению принтерной распечатки на баночку из-под леденцов, электрохимически, в домашних условиях. Спасибо, хоть выкроек нет. Ценны два эссе, мрачное Стерлинга и юморное Валенте. Очерк про Осикава Сюнро, с его Сакураги, клоном капитана Немо, противником белых пиратов, России и прочих держав еще до русско-японской (первая алармисткая японская НФ 1849 год). Неожидано про Эдгара По, его мистификации в переводе Бодлера, оказывается, открыли двери Жюлю Верну. Интервью Вестерфельда времен "Левиафана". Имена, названия, странички, картинки... Из художников похвалили Владимира Гвоздева... Чуток о Франции, Жак Барсия звезда бразильской НФ. Всё изменила и легимитизировала статья в «Нью Йорк Таймс» 8 мая 2008 года. Без комментариев. "Кочевники времени" Муркока почти стимпанк, но лишены ностальгии по прошлому. Был еще комикс Талбота про "Лютера Аркрайта" конца семидесятых. Но термин "паропанк/стимпанк" придуман К. В. Джетером, позже отрицавшим и принадлежность к стимпанку и даже посещение калифорнийского бара, в котором Блэйлок, он и Пауэрс делились идеями. Эти трое — весь первый литературный стимпанк по 1992. Пулман, Стивенсон, Гибсон и Стерлинг, ди Филиппио... На момент написания — Черри Прист (о да), Гэйл Кэрригер (нечитаемо же) и Екатерина Седиа ("Алхимия камня", очень хвалят). Море позитива в адрес "Псы газового света" Ловачи и "Мечты о вечном движении" Палмер (помним, рекомендации Вандермеера не для всех). В кино самый неудачный стимпанктранстпорт в "Хрониках мутантов". Выражение признательности Миядзаки... "Стимбою"... И какой-то "Легион" 2004 года Кадзуаки Кирии. "Лига выдающихся джентльманов" запорола все в комикс вложенное, вот "Шерлок Холмс" Гая Ричи — хороший стимпанк. Хорош и Riese 2009 года, недурны "Тайные приключения Жюля Верна". Перевод читается гладко, примечания в тему, но "травление жестянок при помощи раствора соли электрического тока" и переменный ток аккумулятора выдают... ограниченную компетенцию и ответственность. Издано отменно. Впервые понял, что в очках персонажа пристовской обложки отражается золотой дирижабль, а не нечто горящее. Недобро глядящая Валенте в корсете, зачетная фотка Черри Прист. Однако, подбор иллюстраций рандомный — целый разворот на мастерскую лучевого оружия и всей линейки их игрушек зачем? Рекомендации: хорошо иллюстрированный привет из года 2010.
|