При всех изъянах получился эффектный, эпический и сюжетно продуманный сезон.
Один из лучших SF сериалов года.
Итак, если Зимний Исаак писал свой громадный цикл последовательно, с ответвлениями и многолетними перерывами, добавляя новые мотивы и свежие научные образы, то авторам сценария пришлось все компоновать в один сюжет и еще прыгать сверху, чтобы это добро уместилось в обычную папку :)
И у них получилось главное: основные действующие лица не выпрыгивают как чертик из коробочки, не корчат из себя "бога из машины", но реализуют планы, которые начались не вчера и завершатся совсем не завтра.
Вот сильные стороны сериала:
— роботы вообще. После того, как с людьми нормально сосуществовать не получилось, в немногих уцелевших машинах не осталось ненависти. Да, законы продолжали действовать. Да, порой от людей достается так, что кого-то надо бы и убить в ответ. Но совершенствующиеся машины пытаются выйти на новый уровень развития сами и вытащить за собой человечество. Интернета там нет, однако если машины пустились на металлолом, то чему удивляться?
— Демерзель. Отлично показано, что её личная трагедия и связь с императором оказывается несколько более глубокой, чем можно было подумать не первый взгляд :). И очень хорошо замотивирован её жест-отказ в финале девятой серии и, кстати, история с коварными заговорщиками из первого сезона, теми самыми, что исказили генетический код династии, заиграла новыми красками;
— такой специфический момент, как "транспортная связность галактики". От Трантора до Терминуса пара дней пути. Бель Риоз не месяцами ведет войну с Основанием, а все решается за неделю. Галактика одновременно и чрезвычайно велика (миллионы планет) и компактна. Если у вас есть возможность добраться до транспортной сети империи или же создать свои звездолеты, то перед вами почти бесконечный рынок / источник ресурсов. А если вы выпадаете из обоймы и не имеете своей научной школы, то неизбежно сваливаетесь в варварство;
— еще более специфический момент с медленной политико-технологической деградацией империи. Книги запрещены. Множество технологий может существовать в единичных экземплярах. То есть стоило Основанию просто плюнуть на часть законодательных ограничений, как выяснилось, что технологические ограничения — преодолимы буквально небольшим коллективом ученных и инженеров. Да, требовалась библиотека, настоящее созвездие талантов, но в Империи таких центров можно было бы создать несколько. Только вот кому это надо? Даже заговорщикам нужен совсем другой набор технологий. А локальные центры силы невозможны из-за связности Галактики: если о "независимом университете" узнают, то тут же подгонят авианосцы флот;
— местами (хотя не везде) очень хорош дизайн;
— образ Хобера Мэллоу. С одной стороны — ординарный пример мошенника, с другой — этот мошенник понимает, что же такое он сотворил и к каким последствиям это привело.
— линия императора. Это самая большая удача что первого сезона, что второго. У Азимова череда все более слабеющих тиранов (срисованная с Древнего Рима или с Византии), а тут череда клонов, которые увидели в Селдоне реальную угрозу и действительно осознали, что надо меняться. Только вот меняются не так как надо! Пусть не за одну сотню лет, но власть окончательно развратила Клеона.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
После нападения на дворец Клеон приказывает не уничтожить Терминус, а подождать, пока он сам не явится туда для переговоров. Явился. Только не за тем, чтобы договариваться. Он пришел порадоваться смерти свои врагов и насладиться своим триумфом. Перебить клериков Основания, лично зарезать директора, посмеяться в лицо призраку Селдона, уничтожить Треминус со всем населением. Когда Демерзель это осознала, поняла, что император окончательно утратил моральные ориентиры, она немедленно бросила опекать его и отправилась на Трантор (зачем — узнаем в финале). То есть борьба с "мертвой рукой Селдона" тут была не столько в политэкономическом, сколько с личностно-нравственном пространстве. Император проиграл. Из жесткого садовника и мастера комбинаций он превратился в натурального тирана, который только что закрыл один из путей развития галактики.
Так же хорошо показано, что романтический Рассвет и осторожный Закат балансировали импульсивную натуру Дня. И второй сезон посвящен тому, как распадается эта триада, День оказывается без всяких сдерживающих центров.
И да, все три актера тянут :)
Что можно отнести к неудачам сезона?
— показательная и ненужная "политкорректность" на экране. Боевые эээ... гомосексуалисты и бодипозитивная жрица. При том, что Бель Риозу и его "жене" в качестве развязки придумали вполне себе драму, ведь реально можно было обойтись без однополой любви. Но женщина Бель Риоза потребовала бы экранного времени, её вряд ли бы он посадил в истребитель. И тут возникает вторая проблема;
— малолюдье на экране. Казалось бы, два десятка периферийных действующих лиц, и всех точно не запомнить. Но — этого категорически недостает. Ни дворец, ни флагман флота не кажутся достаточно организованными, слишком много функций приходиться сливать в нескольких действующих лицах. И при этом относительно неплохо (в смысле количества людей, принимающих решения), показан Терминус, тайная планета телепатов и еще малая свита будущей императрицы. Там людей хватает. В принципе можно было поработать с массовкой, выстроить хореографию сцен, показать, что дворец очень и очень населен, а флагман — забит людьми. Иначе не бывает. Но тут или кончился бюджет или решили, что и так сойдет...
— нищебродство Терминуса!!! Основание же располагало отличными технологиями и начало уже производить корабли. Запущена торговля. Прошло больше ста лет. Это значит как должна выглядеть столица Основания? Как уютный университетский городок. Тот идеал архитектуры, который привезли с собой изгнанники. А на экране — лагерь сквоттеров или слет чукотских бардов. Бомбжатник какой-то. Тьфу.
— линия со сверхспособностями, вообще тема с телепатами. Я понимаю, зачем это было сделано: еще одна альтернатива развития, зеленые технологии, раскрытие потенциала человека и т.п. Но в дело пошел перенос душ, пророчества, вещие сны и прочая фэнтези-атрибутика
Итого: второй сезон удачнее первого. Выстрелила часть ружей, развешанных на стенах, стало больше динамики. Если вы хотите увидеть точную экранизацию книг Азимова, можете не смотреть. Но точная экранизация потребовала бы убрать и робота, и клонов императора, и призрак Селдона. Сериал бы изрядно потерял в личностной составляющей.
Добрался до сериала после того как посмотрел отзыв Диденко.
Прочитал книгу-первоисточник, "Библиотекарь" М. Елизарова.
Довольно сложные впечатления...
Завязка и фантастическое допущение описаны почти во всех рецензиях: есть некие книги, напечатанные в Союзе, и если такую книгу прочитать — целиком и внимательно — получаешь силу. Или ярость. Или память. Или радость.
Сами по себе книги это посредственное творчество рядового советского автора, про трудовые подвиги и боевые свершения. По рукам ходят шесть типов книг, это издания разных повестей писателя Громова. И все ищут седьмую, книгу Смысла, потому что кто-то её даже читал, но теперь не помнит.
Вокруг книг складываются секты-читальни, они конкурируют между собой, иногда мирно, иногда в открытых стычках. Государство 90-х всех этих читален не замечает, потому как в них собираются весьма специфические люди, да и возможности — со всей Яростью и Памятью — приходят к человеку буквально на несколько часов.
Люди, которые составляют контингент читателей, они где-то посередине между отверженными и избранными. Идет распад советского общества, и людям, которые случайно дочитывают книгу до конца, сподручнее вербовать последователей среди своих. Вчерашние интеллигенты оказываются без пропитания, но вдруг получают смысл жизни. Афганцы. Часть заключенных. Одинокие. Люди объединяются, потому что память позволяет очиститься, а сила защититься, только ведь кто-то должен быть сильным именно в эту секунду, требуются часовые-дежурные.
Но сильнее всего книги действуют на тех, у кого совсем не осталось своей души, на пустые сосуды. Старухи в одной из богаделен-лечебниц постоянно подпитывались книгами, и составили самую дисциплинированную, но и самую страшную читальню...
*
А дальше идет вполне традиционно: сын одного из ярких деятелей подпольного сообщества — рос и ничего не знал о деяниях отца. И вот отец в могиле, у сына на руках полученное от него письмо и Вяземцев-младший отправляется в соседний город, продавать полученную по наследству квартиру.
Деньги нужны для получения визы в США.
Но через пару дней он уже дерется с конкурирующей читальней.
Парень втянулся.
Весь остальной сюжет построен не столько на личных противоречиях персонажей (хотя они есть), сколько на противоречия сакрального и профанного.
По первой своей природе книги — чудо. Это воплощение советского невозможного проекта, это послание от поколения, победившего смерть, своим потомкам. И каждый раз, когда человек заканчивает читать книгу, происходит единение его души с одним из качеств того времени. Тут очень важно, что книги ведь малоталантливые, скучные, во многом вторичные: чудо всегда больше того носителя, на который опирается. Книги работают ключами, потому что они настолько стереотипные для своего времени, что воплощают его дух;
Однако природа общества вокруг совершенно изменилась, поколение другое, люди дерутся за власть и деньги. Потому постепенно исчезает запрет на использование огнестрельного оружия в разборках читален, есть попытки монополизировать чтение книг, создать единую структуру, которая просто будет использовать интересный эффект в чисто корыстных целях.
Поэтому герой проходит несколько этапов развития и несколько уровней интриги: то он паникующий посторонний, то яростный неофит, то стремиться наказать предателей, то победить в конфликте.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но в итоге книга Смысла ставит его перед необходимостью стать чтецом всех книг, чтобы постоянно создавать над страной, полученной в наследство непутевым поколением, защитный купол. Вяземцев изменяется, у этой перемены вполне прозрачная библейская аналогия — преображение на горе Фавор. Отныне в секретном туннеле Вяземцев будет теперь всегда читать эти строки, чтобы защищать свою Отчизну...
*
Если убрать советские мотивы, то основой сериала выступает отчасти религиозный боевик (тут выбор прототипов очень широк), отчасти городское фентази, вроде "Потерянной комнаты" (сериал, 2006). Образ некоего подполья, которые существует чуть в стороне от обычных граждан, разделилось на фракции и воюет, уже само не очень понимая за что — это образ богатый, позволяет много чего показать, но его уже раскрывались в десятках произведений.
Критика Диденко (мол, персонажи второго плана не имеют никаких маркеров развития) с моей точки зрения явно преувеличена и, скорее, следствие его разочарования — после лобовой, яркой завязки первой серии, с легко читаемой моралью, вдруг выясняется, что история будет не только о тщете долларов, но и о проблемах... Персонажи второго плана вполне трансформируются: постепенно лепится образ антагониста: от серого, нейтрального судьи до мелкого тирана, пожранного изнутри жаждой власти. В несколько приемов раскрывается природа Селивановой — от временного, переходного руководителя до фанатически ожидающей своего мессию верующей, а потом этот фанатизм исчезает, как по мановению волшебной палочки, потому что книга памяти позволяет вспомнить её единственную настоящую любовь. И актеры играют на таком уровне, что мне, как зрителю, понятны характеры персонажей. Если недостаточно самой игры актеров, то флэшбеки из историй читален позволяют увидеть, как менялись люди после чтения книг.
Сюжет развивается: есть постоянно вскрытие новых уровней интриги, что дает резкие повороты и переплетение сюжетных линий.
Да, конечно, часть этих поворотов в сериале вполне предсказуема и машинка этого зрелища построена по традиционным схемам: как молодого Вяземцева уговаривают-втягивают в дело, выход на первую схватку, выход на финальное противостояние — где-то тут надо цитировать "Тысячеликого героя" и еще парочку книг по сценарному делу. Киношные драматические штампы выдерживают от и до: поэтому, например, к финальной схватке любимая девушка протагониста должна погибнуть (он ведь уйдет в туннель навсегда), но в кадре есть девушка, которая остается предпоследней из читальни широнинцев, и именно её, единственную, он успевает спасти после своего преображения (потому что очень красиво, когда побеждающий протагонист в последний момент может остановить антагониста). Именно для этого Вяземцеву и обеспечиваю любовный треугольник, чтобы в наличии было две девушки :) Последовательно размениваются второплановые фигуры позитивных и негативных персонажей. И даже запрет на употребление огнестрельного оружия выглядит как подражание Голливуду (хотя прописан в первоисточнике), потому что с пистолетами и автоматами никакая книга Ярости не помогала бы: читальни уничтожили бы друг друга за несколько месяцев первой большой войны, а для драматизма нужны схватки, да еще с приличной массовкой.
Еще от современного кино взята операторская работа. Множество ракурсов съемки, приемов постановки света, закрепления камеры на оружии, соотношение динамических и статичных кадров, общих и крупных планов...
*
Но если учитывать мотивы советской сакральности, то в сериале есть над чем подумать. На экране один из вариантов осмысления ушедшей эпохи. Совсем другой мир, в котором у людей была иная мотивация. Сейчас она непонятна, и осознать её в полном объеме не получается — книга Смысла отнимает память. Люди заглядывают в прошлое, вынимают из него кусочки, как слепые из индийской сказки, описывающие слона.
Умильного любования прошлым тоже нет. Сериал не "агитка бедного Демьяна". Советское общество разложилось, и все, буквально все персонажи несут на себе следы неудачи большого советского проекта.
Тогда что же там сакрального?
Как можно отделить советскую эстетику от идеологии, так можно отделить порыв людей той эпохи от удачного или неудачного идеологического замысла. Порыв людей лишен личного выражения, и когда читатели "причащаются" книгами, они обращаются к чему-то предельно среднему и безликому. В сериале не молятся на Сталина или там Чкалова, не вешают на стены карты СССР, не носят партбилеты в карманах. И даже обращение "товарищи" — это просто отзвук правил хорошего тона прошлой эпохи, в большинстве читален слово уже вышло из обихода.
Сериал пытается работать с формированием традиции. Порыв и усилие военного поколения очищается от идеологии и предстает моральным ориентиром, получившим еще и мистическую поддержку. Настоящие память, ярость, замысел, терпение, власть — то, что доступно любому. И получить их можно через обращение к памяти и переживаниям поколения, совершившего величайший подвиг.
Если смотреть "Библиотекаря" как совершенно отдельное произведение, то виден "День святого Йоргена" наоборот. Где советская власть смеялась над христианством, сейчас используется наработки околореглигиозного кино, чтобы сакрализировать советскую эпоху.
*
А хорош ли сериал в качестве экранизации?
Как бы не ругали сценаристов и режиссера, они неплохо поработали. Исходный текст написан под сильным, очевиднейшим влиянием книг Проханова. Роман "Библиотекарь" предельно не кинематографичен. Длинная экспозиция, в которой рассказывается история возникновения читален. Несколько сумбурная середина, которая заполнена описанием различных мер конспирации и завершается большим сражением, победой старух. И длинный финал, в котором герой не добровольно становится чтецом советского псалтыря, но попадает в плен к старухам, и те заточают его в подвал, чтобы там он читал книги постоянно.
Стал искрой, неугасимой лампадой, которая своим светом творит щит Родины.
Текст Елизарова лишен голливудской сериальной структуры, но есть в нем некое дополнительное измерение: читатели магических книг получают не только светлые стороны прошлого. Темнота никуда не исчезает, поэтому в читальне сумасшедших старух вполне себе интриги, под стать Политбюро. Потому жестокость. Плюс удушающая секретность, которая превращается в сектанство: из всех причастных громовских текстов ни один не прочел книгу радости по радио.
"Магический реализм" с упором на последнее слово.
Поэтому авторы сценария намерено делали сериал более легким, без лишней чернухи. Смогли найти баланс между чтением отрывков текста (они должна давать ощущение тайны) и диалогами персонажей. Убрали слишком узнаваемую поэзию. И как следует поработали с декорациями.
*
Итог: советский "магический реализм" — это очень большое искушение для киноделов. Эстетика другой эпохи, люди с другими характерами и некая тайна. Авторы книг уже многие сюжеты превратили в истертые пятаки. Обращаются больше к сталинской эпохе, прямо к войне, про "хорошее тридцатилетие" вспоминают куда меньше. Обычно получается откровенный мусор и отбраковка.
Тут смогли создать сериал, в котором оригинальная идея выражена через максимально шаблонную структуру сюжета.
Впечатление от сборника рассказов получились противоречивое, с мрачным оттенком.
Нет, если брать "сферического коня в вакууме", то книга имеет целый ряд достоинств и смотрится на твердую восьмерку.
Хороший темп повествования. Никаких мегарассусоливаний на лишние триста страниц.
Каждый рассказ — завершенная, динамичная история с понятным финалом.
Есть сквозной персонаж, он же главный герой, выступающий в образе "меньшего зла".
Есть атмосфера. Автор специализируется по хоррору и родовые черты жанра проступают сквозь текст. Ужас, безнадега, отвращение, оторопь, брезгливость. Местами читать тревожно. Провинциальная новгородчина XVII-го века, да еще и в альтернативной реальности, с живыми мертвецами, привидениями, оборотнями и прочим.
Появись эта книга в начала нулевых, впечатление у меня от неё было бы куда лучше.
*
Только вот есть несколько маленьких "но", каждое величиною с откормленного борова.
Происхождение главного героя вполне читается: это ведьмак Геральд, обращенный автором в ходячего мертвеца и привязанный к конкретному селу. Если Сапковский играет в реализм (при всех оговорках), то есть два сравнительно простых способа написать что-то похожее и при этом совсем другое: уйти в юмор или в крипоту.
Юмор — это "Сергий против нечисти". Смешно, жизнерадостно, пародийно и постмодерново. Городская современная фэнтези, которая не претендует на правду, а лишь на интересную историю.
А тут слишком душно и мерзко. Там где у Кинга есть страх на фоне "маленького американского городка", но с примесью уюта и спокойствия, тут именно мерзость, отвратительная безнадежность, гримдарковость. Герой, Рух Бучила, тяжелейшими усилиями спасает ребеночка, но мать убьет младенца и герой это не осудит. Автор постоянно выходит на мелодраматические коллизии, которые разрешаются самоубийствами, просьбами о самоубийствах, безнадежными порывами. В то же "Ванькиной любви" Рух Бучила фактически отпускает вампиршу в село, заранее зная, что она быстро начнет убивать людей. И да, она убила сестру своего жениха. После чего жених убил нареченную, а Рух Бучила пришел к отцу жениха — совестить, укорять. Мол, именно ты подстроил обращение невесты. И тот да, усовестился. Хотя именно Рух Бучила отпустил обращенную вампиршу к людям. Из-за подобных фокусов рассыпается образ Руха Бучилы: как бы не пугал автор бОльшим злом, его меньшее зло тоже выглядит мало совместимым с жизнью людей. А значит, вели бы с ним люди себя принципиально иначе. Лучшим рассказом в сборнике выглядят "Все оттенки падали" — просто потому, что там есть спасение хотя бы одного человека, прямо связанного с очередной коллизией.
*
Еще автор использует альтернативную историю, с появлением магии в мире.
Как бы сказать помягче, сделано это спустя рукава. Возьмем эталонный образец: "Адашев. Северские земли" Вадима Нестерова. Разработан мир, прописано общество, дана трансформация персонажей, связанная с этим миром.
А что видим тут?
Заявлена мега-катастрофа в 1302-м году — силы ада и неба стали реальностью, началась анархия. Длилось это пока "в 1413-м году на Венском конвенте уцелевшие христианские государства не объединились и не дали отпор нечисти, дикарям, варварам и демонопоклонникам, сталью и огнем установив новый порядок."
Действие происходит уже в 1670-х.
Чего можно было бы ждать?
— образы из XIX-го века появляться никак не должны? Фиг вам. Городские охотники на экзотическую нечисть, городские же ученые-естествоиспытатели, "гусарские офицеры", дамы высшего света...
— нечисть и благодать, кроме того, что встроены в социум, должны встроиться в технологии. Колдовство в ремесле, в крестьянском деле, в армии, в государстве. Любое изделие неизбежно с примесью магии, ведь колдунов буквально как травы, а в каждом доме домовой живет. Фиг вам. Повторяются модели поведения, характерные для нашей реальности: магия/святость/скверна в ремесле — постоянно не здесь, они ускользают или рассыпаются, или фактически являются проявлениями массовой истерии, которые приводят приводят к очень быстрому распаду общества. То есть имеется и новгородский конклав ведьм, и деревенская колдунья. Но "гусары", которые проводят зачистку местности от зла, экипированы только обычным оружием и собаками. Их оружие ни разу не зачарованное, не благословленное, нет соколка-беспилотника, нет амулета или частицы мощей и т.п. "С голой пяткой на пулемет", вот как это называется.
— и просто фортели с датами: новгородчина XVII-го века, календарь григорианский, при этом государственные терки между Новгородом и Московией, а уже основан Архангельск.
— а есть ли исламские, буддийские, языческие государства? Про языческий Урал говорят прямо. Но и только. Исламская нечисть, которая должна переть из степи? Нет, не слыхал.
Отчего это происходит?
Для автора первично заимствование образа. Зомби? Возьмем. Вампир? Возьмем. Толпа некромантов-дикарей в шкурах? Отлично. Рафинированная городская ведьма? Пойдет в текст. Ведь у Сапковского получалось?
Тут и вылазит разница между продуманным миром и собранным на живую нитку.
Этот винегрет не становится помоями, потому что автор нормально встраивает истории, но запашок вполне отчетливый...
Итого: автор пошел в непривычный для него субжанр фантастики без надлежащей подготовки. Ужастик есть, мелодрама присутствует. Но для темного фэнтези слишком много соплей, а для альтернативной истории — откровенных противоречий.
Однажды гордый самурай шинковал прущие на него орды врагов.
День шинковал, другой, и затупилась его катана, устали руки, потемнело в глазах.
Понял он, что сейчас может погибнуть.
Но тут подошел к нему Учитель, и сказал.
— Ты же самурай, Петька!
И катана засвистела снова...
*
Этот переделанный анекдот, к сожалению, основной прием сериала, который позволяет выйти из сложных ситуаций тем персонажам, которые удачно спасают свои жизни.
Спасаются, понятно, не все, там довольно суровый отбор.
Но если вы не готовы снова и снова погружаться во флэшбеки, которые позволяют героям активировать скрытые резервы своих организмов, то сразу предупреждаю — "Адский рай" можно смело пропускать.
Если же вы понимаете, что в батальном аниме без превозмогания никуда, то можно рассказать, что там есть еще.
*
Прежде всего, это "Лига выдающихся джентльменов": собрание как бы необычных типажей.
Слепой мечник нужен? Вот он.
Девушка-самурай в комплекте? Вот она.
Шиноби заказывали? И этот там тоже будет.
Равно как девушка из айнов. Здоровяк почти что гигантских размеров (чудо, что не сумоист). Худой людоед. Еще толстый всезнающий очкарик.
Зачем нужен этот "отряд самоубийц", "омерзительная восьмерка", простите, набор приговоренных к смерти преступников и их бдительных конвоиров?
Надо приплыть на остров, где вроде как обитают бессмертные, добыть эликсир вечной жизни и отвезти его сёгуну.
Сюжет в восточной литературе довольно старый — на далекие остров за зельем бессмертия еще для китайских императоров плавали.
Сам "чудо-остров", который совсем не ласковый, тоже достаточно традиционный. Есть небольшая группа "небожителей", есть толпы чудовищ, какое-то количество учеников и обманутых, сколько-то недовольных, которым приходиться прятать недовольство вместе с собственным разумом. Есть большая усталость от проекта, даже у его формального главы... Тут самая прямая аналогия это фильм "Зардоз", так тоже были оазисы красивой жизни, куда лучше было не соваться.
Что нового смогли привнести в продукт создатели сериала?
Не то чтобы совсем новое, скорее в очередной раз ставится вопрос: может ли быть для "отряда самоубийц" своя недопустимая цена овладения бессмертием?
Чего не будут делать эти предельно далекие от обычной морали люди?
Ответ дадут в следующих сезонах. Лично мне интересно понять — будет ли дальше какой-то мистический финт, как в "Человеке-бензопиле"? Если не будет, то увы, авансы первого сезона окажутся розданными зря.
Первый сезон — это постановка вопроса и выход за флажки. Обретение героями самоощущения "вместе мы можем все и немножечко больше". Становление и обкатка суперкоманды. Первые шаги в управление потоком тао (как бы "дао", но говорят все "тао"). Разрыв шаблонов у обитателей чудесного острова, большей частью вместе с самими обитателями. Несколько сюжетных крючков на будущее: у каждого из основных персонажей еще как минимум пара шкафов со скелетами и сколько-то запасных систем энергоснабжения.
В остальном — сериал стоит на трех китах: графика хорошего уровня, динамика сюжета и ультранасилие. Идет постоянное повышение ставок, взвинчивание. Так можно и до спасения человечества добраться...
Разумеется, есть и романтические линии. Габимару-Пустой и его конвоирша, девушка из айнов и один их охранников, близорукий всезнайка и гетера. Некоторые линии уже оборваны.
Как с историческими фильмами порой допустимо отступления от четкой хронологии в пользу раскрытия характеров и обострения коллизии, так и в этом сериале — чего-то совершенно нового создатели не привнесли, но за персонажами наблюдать интересно.
Итого: сериал на твердую восьмерку, явно выделяется из потока анимешной "визуальной продукции", но по оригинальности и отмороженности он не приближается к уровню "Дорохедоро", а по историческим аллюзиям и погружению в эпоху — ему далеко до "Клинка бессмертного".
После вторичной "Игры в кальмара", пачки фэнтези-фильмов "по мотивам Толкиена" и громадного количества сериалов-повторений "конца света" — да, вот вам новый сериал-повторение про постапокалиптику.
Некий подземный бункер, фактически город, в котором люди второй век укрываются от катастрофы наверху. Социальная система устоялась. Технологическая — тоже. Верхушка контролирует основную массу жителей через телескрины, тотальную цензуру, возможность играть в простые игры накопления фантиков или спортивные достижения бега по лестницам. Серьезные вопросы задавать нельзя. Кому не нравится — может выйти через шлюз в подобии скафандра.
Такие недовольные люди находятся регулярно, и только выйдя за дверь они начинают скакать, орать, пытаются очистить бронестекло (единственное помещение бункера с наружным окном), потом с ними что-то происходит и они умирают.
В сериале мы увидим храбрую и умелую Героиню, еще пожилую и хитрую наставницу, её же пожилого и почти отчаявшегося отца.
Мертвый бойфренд приходит в воспоминаниях и видеофайлах.
Удачная роль мэра (Тим Роббис), а так же местного ФБР-овца (запоминающийся образ).
К актерской игре тут вообще мало вопросов: создатели сериала сделали ставку именно на раскрытие персонажей, интриги, а так же стандартные поиски Правды. Эти мотивы для тамошнего актерского состава почти как текст "Гамлета" — привычно, вдохновляюще, оставляет поле для маленьких выдумок. Люди стараются и получается весьма неплохо.
Наблюдать за развитием интриги — занимательно.
Постарались дизайнеры: показана разнообразная латанная-перелатанная техника, во всех ракурсах сняты внутренности жилых отсеков, созданные так, чтобы хоть как-то отвлечь обитателей от ощущения бетонной коробки. Эффектная винтовая лестница, которая связывает уровни бункера. При всех претензиях у сериала есть своя стилистика.
Но дальше начинается кошмар.
Вместо многократно дублированной техники — есть некий уникальный генератор, который пафосно чинит Героиня. Может остальные генераторы вышли из строя и остался только один? Судя по всему, нет, все изначально было так проектировано.
Есть одноразовые шприцы, но нет ни одной системы, которая бы могла производить иглы (а это действительно сложно).
Есть тайный центр наблюдения, есть камеры и компьютеры, и все это пашет двести лет? Не верю.
Цензура прошлого такая, что люди не могут разобраться в сути огоньков, которые блистают в ночном небе и видны сквозь единственное стекло. "Звезды" это не про них. Но эти же люди при виде картинок с морем и травой начинают буквально плакать.
Словом, тему изолированного на две сотни лет социума и ограниченного набора технологий создатели сериала не потянули. Все сложные места заделываются "пожалейками" и "слезодавилками".
Подземный бункер можно легко заменить внутренностями звездолета, который уже не первое поколение летит к другой звезде и обитатели сами не понимают, что делают на борту...
Стало меня это немного раздражать и я заглянул в книгу-первоисточник. Там есть две неплохие выдумки:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
— перевертыш с "Правдой". Всем выходящим из бункера в окно скафандра вставляли не просто стекло, но дисплей, который достраивал окружающую картинку. То есть им казалось, что вокруг трава и цветы, синее небо, они срывали с себя скафандр (который, кстати, делался на живую нитку) и тут же умирали в ядовитой атмосфере.
— верхушка бункера имеет дело с действительно серьезной проблемой: как сохранить общество в этом бункере относительно неизменным, да еще и так, чтобы люди оставались инициативными, яркими, живыми. В результате надо превращаться бункер в вечное семечко, из которого все никак не пробивается росток. А уничтожить систему бункера достаточно просто. Отсюда необходимость устранения всех смутьянов.
Но главную "вилку" они не убирают.
Если за окнами реальная катастрофа, то борьба с этой катастрофой становится той большой целью, которая объединяет людей в бункере. Вот мы сделали "землеход" и сползали на разведку в соседний город. Вот у нас появился воздушный шар с телекамерой и передал в бункере сколько-то фотографий. Вот есть лаборатория, где пытаются переделать внешние токсины или наноботы, или радиоактивные материалы во что-то приличное. Это большое дело, которое сплачивает людей. Подобным проектам не будут препятствовать даже сложности, описанные во второй книге.
Но таких проектов нет.
Потому что Героиня должна искать Правду (большие буквы непременный и обязательны).
А если за окном выдуманная катастрофа, и в реальности действительно зеленые луга, то людей надо отвлекать не фантиками, не вещественными и социальными обманками, а пирамидой своих внутренних миров, внутренней пещерой. Мистикой, медитациями, нирванами... Из подземных склепов они должны прорываться в горний мир.
И этого в сериале тоже нет.
Создатели так и остались в клетке стандартных сюжетов.
На подобный сериал можно получить деньги, если система производства похожих сценариев и фильмов вышла на почти конвейерный уровень. "Мы тут придумали вместо калинки-малинки новую малинку-калинку"
Итого: "кто-то говорит повторение, а кто-то говорит — традиция". Этот сериал стал умелым соединением более чем традиционной темы правдоискательства в замкнутой системе и современных политкорректных картинок. Да, есть динамичный сюжет, интрига, есть неожиданные повороты.
Но оригинальности тут практически нет.
Это как средне-крепкий вестерн 1950-х или нормальный политический триллер 1990-х.