Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1290

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+22)»»

«Сердце-обличитель»
–  [ 8 ]  +

Zombie 1st class, 08 мая 2020 г. в 12:32

Как ни странно, я это действительно только сейчас прочитал, не имея ни малейшего представления о сюжете, кроме самого смутного. Хотя это очень известный рассказ. Больше всего удивило, насколько он крохотный по объему – но очень мощный. Погружение в сознание преступника (возможно, психически нездорового), которого замучила то ли совесть, то ли собственный страх — выполнено блестяще. Интересно, кстати, что все происходит как бы в прошлом, будучи воспоминаниями рассказчика (вероятно, находящегося уже в тюрьме) – но при этом потрясающе передан эффект присутствия, словно события происходят в реальном времени, прямо перед нашими глазами.

Оценка : 8
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 8 ]  +

technocrator, 27 сентября 2019 г. в 10:45

Смесь «твёрдой» НФ и фантасмагории, детище безудержной буйной фантазии Эдгара По.

Завязка и личность героя вгоняет в когнитивный диссонанс. Из письма, доставленного в Роттердам весьма странным образом, выясняется, что изобретатель и путешественник, отправившийся в полёт на воздушном шаре к Луне – опустившийся безработный, хладнокровно расправившийся с кредиторами, помогавшими ему в постройке. Провожал его вихрь «из растерзанных тел». Далее, в полёте, с тем же будничным цинизмом желает «счастливого пути» выроненной за борт кошке с новорожденными котятами...

Довольно длинное дневниковое описание 18-суточного полёта. Это действительно первопроходческая вещь в том плане, что делается попытка представить путешествие именно на строго научных принципах. Правда, и здесь По даёт волю воображению, например, рассказывая в том числе о некоем углублении или дыре в земной поверхности на месте полюса.

А к прилёту на Луну начинается и вовсе мистика: упоминается о «таинственной связи между каждым обитателем луны и определенным обитателем земли».

И лишь концовка (подозреваю, что не все бравшиеся за рассказ до неё добрались, смущённые необычным началом и длинными техническими подробностями в середине) расставляет всё по местам. Дочитав, так и хочется воскликнуть: «Ай да автор, ай да...» Всё-таки По – тот ещё тролль. Становится понятным, почему воздушный шар с безухим карликом-«селенитом» был склеен из газет. Ну и почему дата отлёта была назначена на День Дурака :)

Играя с доверчивостью читателей и издеваясь над ней, По имеет в виду грандиозную газетную аферу 1835 года с открытием цивилизации на Луне, известную впоследствии как «Большое лунное надувательство» (было в высшей степени интересно узнать о ней).

Идейно (в плане сатиры над бюргерской обывательщиной) произведение перекликается с рассказом «Чёрт на колокольне». Естественно, под Голландией на самом деле имеется в виду современная автору Америка (вице-президентом, а потом и президентом которой в то время был голландец по происхождению).

Конечно, именно в научной части (несмотря на старания и логичные рассуждения и предположения автора), вещь очень-очень сильно устарела. Но познакомиться, вне сомнений, было познавательно.

Оценка : 7
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 8 ]  +

Alexus_404, 28 марта 2019 г. в 11:08

Великолепный рассказ, восхищающий своим слогом, воссозданной атмосферой безысходности, ощущением надвигающейся гибели, исчезновения, который портит только одно — отсутствие внятного сюжета, что выливается практически в полное отсутствие развязки и возникновение различных нестыковок. Проблема в том, что автор, написав рассказ в жанре «мистика», не ответил хотя бы на некоторые вопросы и тайны, возникшие в произведении, а это считается большим упущением в таком случае. Мне на ум приходит мистическое аниме «Мастер муши», в котором в конце каждого эпизода есть завязка, кульминация и вполне логичный конец, и у зрителя не остаётся много вопросов. Эдгар По оставил слишком многое нераскрытым. Впрочем, рассказ был написан очень давно и, как видно, является одним из первых в этом жанре, поэтому строгая критика не столь уместна.

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 8 ]  +

makelen, 15 марта 2019 г. в 16:58

Просто шикарный в первой половине рассказ. Интересное начало с умозаключениями о шахматах и шашках, интересные герои — детектив-самоучка Дюпен и его помощник, странное в своей непонятности и ужасных подробностях убийство двух женщин. Это все буквально затянуло меня с головой в чтение, тем более что написан рассказ великолепным языком. Но дальше, когда дело подошло к развязке, возникла мысль: «и что это было?» Обезьяна-убийца? Которая спокойно, без каких либо усилий проникла в дом, и (да, орангутаны бывают жестоки, как любые животные, с этим никто не спорит) убила женщину бритвой, когда у нее есть сильные лапы, когти, клыки — обычные для этого дела приспособления (видно, По был слабо знаком с повадками животных). А потом обезьяна находит потайной ход, со сложными пружинами и гвоздями, и скрывается незамеченой!

В общем, если бы не такая глупая концовка, я бы поставила рассказу 10, а так за легкий язык, впечатляющую идею, и конечно же огромный вклад в жанр детектива ставлю 8.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 8 ]  +

Alexus_404, 17 февраля 2019 г. в 21:11

«Чёрный кот», пожалуй, вызывает гамму эмоций, особенно негативных, если говорить об отношении к главному персонажу. Однозначно и чётко ответить, какой посыл был заложен автором, нельзя, ибо простора для размышлений после прочтения остаётся довольно много ввиду довольно странной и даже местами сюрреалистичной сюжетной линии произведения. Вероятно, рассказ показывает, сколь сильно чрезмерное употребление алкоголя способно разрушить личность человека, даже такого, если верить рассказчику, повествующему о собственном детстве. Рассказ показывает невероятно противоречивую сущность людей, автор как бы демонстрирует и наихудшую её сторону, которая присуща, к сожалению, лишь человеку.

Несмотря на необычное содержание, сюжетная линия выстроена неплохо, нагнетается мрачная атмосфера, и, возможно, здесь читатель знакомится с чуть ли не родоначальником жанра «триллер». Довольно необычные ходы, способствующие развитию этого причудливого конфликта, даже поражают, и очень многие будут на стороне чёрного кота, сказания о котором в данном случае выстраивают образ скорее с положительной стороны, однако и одновременно остаётся ощущение ужаса от этих животных, что усиливается в этой поистине ужасной концовке. Недаром говорят, что коты злопамятны, и здесь это показано в самой ужасной форме, которую можно вообразить. Эдгар По прекрасно показал образ крайне больного главного героя, и тот факт, что у многих читателей ниже он вызвал отвращение, лишний раз подтверждает гениальность этого автора. Мы видим отчётливо, что персонаж запутался в своих суждениях, противоречит сам себе, а его нелогичные и мерзкие поступки действительно шокируют. Мистичен ли рассказ или нет, решать самому читателю. Возможно, протагонист действительно сошёл с ума, и призрак ему лишь почудился, а может, и нет.

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 8 ]  +

Большевик, 26 августа 2018 г. в 11:42

Не понравилось. Не понимаю этого автора. Возможно, многие видят то, что недоступно мне, возможно кто-то способен разглядеть шарм в загадочном угасании какого-то непонятного древнего рода. Но лично для меня это выглядит бессмысленным, малопонятным, и , что самое главное, — неинтересным.

Оценка : 4
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 8 ]  +

chuvaksurala, 21 августа 2018 г. в 00:38

Рассказ немного необычен для Эдгара По. В каждом его произведении есть мораль, либо сатира, либо тонкий юмор, и подчас все это может иметь двойное или даже тройное дно. Но у Бочонка амонтильядо есть только одно дно. И находится там коварная жестокость. Автор не стал глубоко копать, вуалировать или играть метафорами и просто описал случай злой и холодной мести. Но в то же время, этот рассказ и очень типичен для По, прекрасный стиль и язык, мрачный антураж, герой на грани помешательства, яркое и живое изложение. Но вот осадочек остался гаденький такой. Умеет По задеть нужные струны. Очень эффектно!

Оценка : 9
«Маска Красной смерти»
–  [ 8 ]  +

Paganist, 14 августа 2018 г. в 17:27

Пусть сюжет предсказуем. Когда уже хорошо знаешь автора, иного ожидать не приходится. Тем не менее, интрига выдержана мастерски, развязка стремительна.

По нынешним временам рассказ вряд ли можно назвать страшным (разве для слишком уж чувствительных натур). Для своего же времени — безусловно, первоклассная страшилка.

Стилистически произведение, как и большая часть у По, безупречно. Подробные описания залов, интерьера рождают в воображении читателя картину происходящего лишь для того, чтобы подвести к кульминационному моменту и сыграть на контрасте. Так, по крайней мере, увидел это я. Картина финальной сцены предстала очень чёткой и ясной, будто я был свидетелем описываемой истории.

Рассказ хорош. Пожалуй, один из лучших среди мистических новелл По.

Оценка : 9
«Украденное письмо»
–  [ 8 ]  +

Big Mik, 11 марта 2018 г. в 10:21

Возвращение Эдгара По и парижского префекта к Огюсту Дюпену. В этот раз без мистики, готики и страшных убийств. История и задача, поставленная в ней — логические.

Читается интересно и легко. Конечно, не так интересно и легко, как «Убийство на улице Морг», но намного приятнее, чем «Тайна Мари Роже».

Ключевой момент — рассуждения Дюпена об аналитике, математиках и поэтах — является одновременно и самым сильным, и самым слабым местом рассказа. Сильным, поскольку это уникальная теоретическая база для детективного жанра в целом. А слабым, потому что написано все это не в стиле художественной литературы,а в стиле учебника по философии, из-за чего внутри рассказа воспринимается плоховато.

Отдельно стоит сказать, что Огюст Дюпен здесь выглядит полностью сложившимся персонажем. Завершившим свое формирование в рамках этого маленького цикла. Может быть потому Эдгар По про него больше ничего и не писал — персонаж просто стал ему неинтересен. Но что не сгодилось Эдгару По, оказалось в самый раз Конану Дойлу, который через сорок лет начнет писать про Шерлока Холмса. Рассказов будут десятки, в перерывах между их написанием Конан Дойл будет фальшиво жаловаться, как ему надоел Шерлок Холмс, а затем писать и писать снова. Копирка с «Украденного письма» у Конан Дойла, кстати, есть. Называется — «Голубой Карбункул».

Оценка : 8
«Колодец и маятник»
–  [ 8 ]  +

Sherl, 30 января 2018 г. в 00:18

Пронизанный атмосферой неотвратимости страшного рока рассказ, повествующий о предсмертных думах и, что наиболее интересно, прекрасным слогом крайне живо переданных ощущениях человека, стиснутого стальной хваткой известной своей безжалостностью испанской инквизиции, изощренным способом решившей отнять жизнь главного героя, отчаянно пытающегося найти спасение в затуманенном страхом рассудке из служащей местом заточения темницы с фигурирующими в названии орудиями казни, не исчерпывающими, впрочем, весь ассортимент инструментов истязания плоти и духа в этом аллегоричном произведении, при всей неспешности действа, столь хорошо передающем чувства протагониста, что каждое его движение, – способное оказаться последним, – и решение, – рискующее быть ошибочным, – заполняют читателя широкой палитрой характерных эмоций.

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 8 ]  +

A.Ch, 28 января 2018 г. в 20:04

Рассказ-далёкий предок целого жанра, в основе которых лежит поиск преступников, раскрытие тайн и обнаружение чего-то неожиданного. Поэтому, как столь дальний родственник, он обладает значительными отличительными чертами прапрапра…, как со знаком плюс, так и не совсем.

К положительным чертам относятся цельность истории, её различное толкование разными людьми при прочтении, где один может увидеть роль анализа в расследовании, другой – психологию игрока, третий – встанет на защиту прав животных, четвёртый – посмеётся над такой логичностью, а пятый – насладится историей, как Историей. Напряжённые интригующие моменты, неожиданные повороты сюжета, щелчок пальцами и вот – преступник сам разоблачает себя. Хэппи-энд и длинный список примечаний.

Но с другой стороны существуют и недостатки повествования. Автор не позволяет до конца рассказа поучаствовать читателю в расследовании: улики, наблюдения, опыты и цепочка доказательств рождаются лишь в голове Дюпена, который не совсем спешит поразмышлять, выдать пару гипотез и ложных мыслей до своего финального монолога. Герой остаётся незапоминающимся внешне, да и внутреннего становления не обнаружено, пусть виной будут краткость произведения и перегруженность деталями. Сам преступник и убийства, возможно, придуманы По для шокирования и смакования впечатлительными читателями при перепрочтении, что не является недостатком, но голосом времени.

Темп рассказа, загадки, психология, герои-одиночки видоизменились и переродились многократно в далёких отпрысках, но остаётся благодарность Основателю жанра.

Оценка : 6
«Свидание»
–  [ 8 ]  +

Бретёр, 29 января 2017 г. в 19:13

Донельзя гиперболизированная история о том, как люди сплошь и рядом поступают вопреки здравому смыслу. Потом жалеют, да.

Но, типа, поздно — поезд ушёл, дворник сметает окурки с опустевшего перрона.

Непонятны мотивы девчонки — бросить баснословно богатого молодого красавца, героя сражений и кумира всей Европы, ради старого уродливого дядьки — для этого нужно быть альтернативно одаренной, мягко говоря.

Но и парень тоже хорош, конечно. Эдакий вот чудак на букву «м». Жить в прекрасную эпоху дуэлей и не наделать дополнительных отверстий в более удачливом сопернике — это за гранью добра и зла. К слову, банальный вечерний гоп-стоп тоже никто не отменял: пара верных друзей со стилетами (Италия же!), ночка потемнее — и вот уже безвременно почивший дядя отправляется в увлекательное путешествие на дно ближайшего канала...

Но нет, мы не желаем действовать рационально. Мы желаем кропать стишки а-ля Пьеро — Мальвине, рыдать втихарца над горькой судьбинушкой, мы натащим в свою халупу дорогущей мазни/лепнины, и с пафосом непонятого гения будем пить с утреца палёный алкоголь. Именно так, и никак иначе.

Вообще, автор в рассказе — единственный адекватный человек. И гондольер еще.

З.Ы. Дитё никто не бросал, очевидно же, случайно вышло.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 8 ]  +

DiegoFreeman, 19 декабря 2016 г. в 22:38

Сначала было просто безобидное желание путешествий, которые в итоге обернулись сначала долгим заточение в темном трюме корабля, затем участие в бунте на нем же. Следом были кораблекрушение, попытки выжить малой группой на полузатопленном судне и доведение ситуации до каннибализма. Затем пришло спасение и новая череда морских приключений, которые привели к неожиданным открытиям в южных морях и в заключении – обращении к совсем уж мистическим темам.

Нельзя не отметить, что, помимо нереалистичности географической составляющей этого единственного законченного романа автора, он также слаб и в раскрытии и развитии имеющихся здесь персонажей. Взяв в пример главного героя, мы убедимся – пережив кораблекрушение, поедание людей, многочисленные лишения и продолжительный стресс, тем не менее, он никак не меняется. Можно возразить на это – ведь роман выстроен как рассказ главного героя, переживающего все эти события, однако в его мироощущении, или хотя бы манере письма, который, как известно, также выдает характер, остается все по-прежнему. Применив современный взгляд на подобное, можно сказать – он только «приключается». Словно не до конца осознает реальность происходящего…

Впрочем, рыхлость повествования не помешало стать роману тем, чем оно является по сути – первоисточником для многих других, более проработанных, выдержанных в уникальной манере письма у каждого автора. Благодаря ему существуют «Ледяной сфинкс» Верна, «Хребты безумия» Лавкрафта и проч.

Да и само произведение можно прочесть с удовольствием. Откинув географию, многочисленные непонятные морские термины и отчужденность главного героя от происходящего вокруг, мы получим отличное, захватывающее, непредсказуемое повествование.

…Кроме того, не стоит забывать и о значительных пластах метафоричности и символизма, вложенных в текст. То же засилье белого цвета в финале романа пытаются истолковать до сих пор, версий множество, одна другой необычнее. Это ли не знак того, что творение автора живо и о нем помнят?

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 8 ]  +

mr_logika, 07 сентября 2016 г. в 21:23

Начну, пожалуй, с портрета. Это широко известное изображение Шекспира, гравюра работы Мартина Дройсхута, помещённая на титульном листе Великого фолио (1623 г.).* Даже беглого взгляда на портрет достаточно, чтобы заметить, что правая половина кафтана это его вид со спины, левая же половина показана так, как и должно быть. Здесь нет ошибки художника, таких ошибок просто не бывает. Но когда какое-либо художественное произведение напоминает нечто подобное этой гравюре, то обычно чувствуешь себя как-то неловко. Не знаешь, надо ли говорить автору, что у него то ли вся спина белая, то ли рубашка надета швами наружу. Ну, наверное, лучше всё-таки сказать. Платон мне, конечно, друг, но истина — она и в Африке истина.

«В Париже не запомнят убийства, совершённого при столь туманных и во всех отношениях загадочных обстоятельствах. Да и убийство ли это?» Эта фраза и следующий за ней вопрос находятся в рассказе почти непосредственно за очень подробным описанием состояния трупов двух убитых женщин. Это описание подано Автором как показания врача, которого позвали освидетельствовать тела. Заключение врача не оставляет ни малейших сомнений в том, что это именно убийство, причём зверское. Тем не менее вышеприведённая фраза заканчивается именно этим просто-таки идиотским вопросом, принадлежащим к авторскому тексту. После этого читать начинаешь особенно внимательно.

Мне очень не понравился этот вопрос, но ещё меньше мне нравятся многословные, затянутые рассуждения Автора на тему шахмат, шашек и виста. «Лучший в мире шахматист — шахматист, и только, тогда как мастерская игра в вист сопряжена с уменьем добиваться победы и в тех более важных областях человеческой предприимчивости, в которых ум соревнуется с умом.» Суждение, как минимум, крайне спорное. Вот ещё одно: « ...поскольку шахматные ходы не только многообразны, но и многозначны, то шансы на оплошность соответственно растут, и в девяти случаях из десяти выигрывает не более способный, а более сосредоточенный игрок. Другое дело шашки, где допускается только один ход с незначительными вариантами; здесь шансов на недосмотр куда меньше, внимание не играет особой роли и успех зависит главным образом от сметливости.» Тут уж никаких сомнений не остаётся — написано это полным профаном как в шахматах, так и в шашках. Возможно, Автор был неплохим игроком в вист, но это не та вершина, стоя на которой можно свысока рассуждать о таком виде искусства как шахматы или шашки.

Вопрос «Да и убийство ли это?» получает таким образом некоторое частичное объяснение с весьма неожиданной стороны.

Теперь несколько десятков слов о собственно детективной составляющей рассказа. Дюпен, конечно, очень сильный аналитик и необыкновенно наблюдательный человек. По мнению Автора его можно сравнить с мастером виста, но я бы предпочёл сравнение с шахматным мастером, не с гроссмейстером, т. к. высочайшее звание «гроссмейстер сыска» имеют в истории детективного жанра только несколько человек и их знает весь мир.** Но мсье Дюпен тоже очень хорош***, хотя Автор и помогает ему иногда. В частности, Дюпен не высказывает сомнений (а должен бы их высказать) по поводу абсолютно невозможного для обезьяны действия — закрытия за собой при поспешном бегстве из спальни окна, которое, во первых, было открыто с самого начала (не слишком ли умная зверюга, чтобы догадаться его закрыть?), и, во вторых, это окно открывается не как ставень, а поднимается вертикально. Ни один зверь, даже обезьяна, не способен закрывать за собой двери или окна, выходя из помещения. В конкретном, описанном в рассказе, случае обезьяна должна была опускать раму, находясь снаружи и вися на открытом ставне, в то время, как её единственной целью было удрать как можно быстрее. Вопрос, как было закрыто окно, Дюпен не ставит, поскольку всё равно путь преступника ему уже ясен. Автору лучше было бы совсем не касаться проблемы закрытия окна или сообщить читателю, что рама опустилась сама по себе (о такой возможности Дюпен упоминает в разговоре со своим другом, который как бы и есть сам Автор****).

Есть и ещё один трудно объяснимый момент. Он связан с громоотводом, играющим в рассказе огромную роль. Проходит он «футах в пяти с половиной от проёма окна, о котором идёт речь...». В сцене, когда обезьяна зверствует в спальне, она вдруг видит «маячившее в глубине над изголовьем кровати помертвелое от ужаса лицо хозяина.» Чуть раньше описывались действия матроса, хозяина орангутанга (название не правильное, но так в книге). Зацепившись за громоотвод, «единственное, что он мог сделать, это, дотянувшись до ставня, заглянуть в окно». Т. е. матрос не повторил акробатический трюк своего питомца, в этом случае он бы тоже оказался в спальне и после бегства обезьяны был бы застигнут на месте преступления (причём, возможно, в виде трупа). Матрос заглядывал в окно, держась за ставень одной рукой. А другой за что он держался? Из описания можно сделать вывод, что за громоотвод (дотянулся и заглянул). А после того, как зверь выбросил в окно труп, матрос «не столько спустился, сколько съехал вниз по громоотводу...». Как либо добраться до громоотвода — такой проблемы у него не было, он, очевидно, его и не выпускал из руки. В таком положении от громоотвода, до его головы, появившейся в проёме окна было бы, как уже упоминалось, около пяти с половиной футов, т. е. примерно 165 см. Исходя из этой цифры, длина рук этого человека равна примерно полутора метрам. Так что сцены, с заглядывающим в окно хозяином и его разговором с обезьяной, который слышали многие, быть не могло, и это не промах Дюпена, который никаких заключений в этом плане не делал. Этого невероятно рукастого матроса Автор придумал (неудачно), чтобы дать Дюпену материал для умозаключений, вытекающих из того, как свидетели рассказывали об услышанных ими голосах.

Кроме пустопорожних рассуждений о вырванных одним махом волосах в количестве до полумиллиона, при том, что на голове человека всего-то их не более 150-160 тысяч, есть и ещё в рассказе парочка тесно связанных между собой глупостей, о которых напоследок просто невозможно не упомянуть.

Два матроса на прогулке по Борнео (теперь Калимантан) ловят орангутанга, описание которого присутствует в рассказе («огромный рост, неимоверная сила и ловкость, неукротимая злоба...») и больше похоже на гориллу, только они не особенно злые. Тут впору не ловить зверька, а драпать во все лопатки. Но они поймали, хотите — верьте, хотите — проверьте. Но в большом городе Париже каким образом «спустя некоторое время сам хозяин поймал его...»? Прикажете и этому верить?

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорррошо!

*) У меня этот портрет есть в книге И. Гилилова, но я и раньше обращал внимание на эту странно одетую фигуру в маске.

**) Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, мисс Марпл, отец Браун.

***) Особенно в том, что касается сломанного гвоздя. Это поистине тот прочнейший гвоздь расследования, на котором оно полностью и держится. Полицейские, разумеется, прекрасно знавшие устройство окон в парижских домах, именно этим-то гвоздём и были поставлены в тупик.

****) Не всегда можно уверенно различить Автора и рассказчика.

P.S. В одном из отзывов, единственном, за который я поставил + (в остальных случаях за небольшим исключением воздержался при голосовании, хотя почему-то именно этот рассказ собрал массу отзывов, которые нельзя назвать иначе, как откровенным безобразием), мне попалось интересное соображение. Именно — что придираться к этому писателю, печатавшемуся в женских журналах мод, просто неприлично. Я с этим не согласен по двум причинам, одну из которых изложил выше. А другая причина ещё проще — должен же кто-то прямо назвать эти фактические ошибки, которых в рассказе «хоть лопатой греби».

Название улицы, по моему, из разряда чёрного юмора. Morgue по французски 1) спесь, высокомерие; 2) морг. Комментариев в двухтомнике 1995 г. (АОЗТ «Санкт-Петербург оркестр») нет. Возможно, ул. Спесивых, на некоторое время ставшая моргом.

Оценка : 6
«Метценгерштейн»
–  [ 8 ]  +

KatrinBelous, 08 февраля 2016 г. в 19:04

Два знаменитых венгерских рода Метценгерштейн и Берлифицинг были связаны давней кровной враждой. Из-за чего возникла эта вражда как повелось уже никто не помнит, скорее всего соседи стали строить друг другу пакости из-за зависти. В то время как разворачивается эта история со стороны Берлифицингов остался лишь дряхлый старик, обожающий охоту, а со стороны Метценгерштейнов — юный парень, который успел погрязть в пороках и «переиродить самого Ирода» своими деяниями. Однажды происходит возгорание конюшен Берлифицинга и в огне гибнет старый хозяин. Кто виновен в его смерти? И что за странный огненный конь выбежал из огня и попал в конюшни Метценгерштейна?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец рассказа сначала привел меня в недоумение. Но потом я вспомнила гобелен, перечитала первые строки истории и все пазлы стали на свои места. Разгадка проста: вражда закончилась гибелью обоих родов, а убийца понес заслуженное наказание за свои злодеяния от духа своей же жертвы.

По стилистике и атмосфере истории «Метценгерштейн» напомнил мне «Падение дома Ашеров». В обшем, рассказ мне очень понравился! Определенно в любимые:)

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 8 ]  +

KatrinBelous, 23 января 2016 г. в 12:33

Брр...Жутковато, готично, мрачно! Все как я люблю: старинный обветшалый замок, озеро с черной водой у его подножия, глубокий каземат под домом, экзальтированный владелец и его больная таинственным недугом сестра. И со всем этим придется разбираться главному герою рассказа, получившему от своего друга Родерика Ашера письмо с просьбой приехать погостить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Честно говоря, когда я дочитала до момента смерти сестры Родерика и ее помещения в каземате до дальнейшего захоронения, то я сразу подумала: «Вот сейчас окажется, что она не умерла! И придется нашим героям бегать по коридорам замка от вампирши!» Но все оказалось не так банально и намного трагичнее. Бедный безымянный главный герой! Боюсь после проведенного уикенда в замке Ашеров, он выбрался на свободу поседевшим. А конец, что уж тут, великолепен! Замок как живое существо, державшее пленниками род Ашеров, развалился со смертью последнего отпрыска этого рода.

Как жаль, что это всего лишь рассказ! Я бы почитала такой готический роман!:)

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 8 ]  +

Тиань, 22 сентября 2015 г. в 19:58

Рассказ этот принес Эдгару По мировую славу родоначальника детективного жанра. Не потому, что раньше никто не писал детективов, а потому, что в нем впервые сформированы каноны детективной истории шерлокхолмсовского типа: наблюдательный сыщик-логик, его спутник-рассказчик, глуповатые официальные следователи, необъяснимое на первый взгляд преступление и блистательная разгадка оного при минимальных телодвижениях.

Огюст Дюпен подмечает детали, ускользающие от внимания полицейских следователей, и с помощью логического анализа фактов устанавливает истину.

Рассказ написан великолепно и читается влет. Но по прочтении остается капелька недоумения: почему полицейские следователи и эксперты не увидели очевидных вещей? Очевидных для профессионала моментов в этом деле аж четыре: пружинный механизм оконных рам, шерсть животного в руке убитой, характер травм тела и отпечатки пальцев. Как полицейские могут не знать о существующих конструкциях оконных рам, и почему на момент осмотра тела Дюпеном шерсть все еще оставалась в руке убитой, для меня совершенно непостижимо. Автор явно подыгрывает своему герою. И с легкой руки Эдгара По это тоже стало негласным каноном жанра.

Но, при всех недостатках, рассказ этот интересен не только как веха в развитии жанра, но и просто как история. Нестыковки видны только ретроспективно, когда вещь уже прочитана. А в процессе за ходом расследования следишь с увлечением, восхищаясь проницательностью ума одного из первых великих сыщиков в галерее детективной литературы.

Оценка : 10
«Преждевременное погребение»
–  [ 8 ]  +

A.Ch, 13 сентября 2015 г. в 13:03

Чего ждут читатели от рассказов Эдгара По? Мистики и ужасов. Тёмных и чёрных почти реалистичных рассказов. Откровений о страхах и страшных преступлениях. Здесь есть немного всего.

Автор нагнетает атмосферу в начале описаниями реальных случаев захоронения людей, которые находились в глубокой коме, почти не подавая признаков жизни, чтобы во второй части перейти к монологу главного героя, страдающего навязчивым страхом оказаться глубоко под землёй и старающегося предотвратить такое.

Рассказ о неожиданном методе излечения навязчивой фобии.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 8 ]  +

BroonCard, 14 мая 2015 г. в 10:03

Отличный рассказ, просто отличный.

Мрачная атмосфера, столь свойственная Аллану Эдгару По, просто «переливается» своим антуражем через край. Волей-неволей, но от деяний и описания кота ты сам начинаешь оборачиваться по сторонам да искать взглядом данное животное. Но не столько именно питомец жути придаёт, сколько разум и поступки главного героя — вот тут уже истинная психоделика. Честно, давно я не был так захвачен ужасом, что, отдавая отчёт мурашкам, бегущим по телу, не смел отвести взгляд от произведения.

Отвадить себя от очередного восхваления словесного мастерства Эдгара По я вновь не сумею — шикарное разнообразие оборотов и вообще непроизвольно чувствуется истинная рука мастера.

Сие повествование не отождествляет себя к томному описанию характеров (хотя Аллан и подобное превращает в чистейшую усладу) нам демонстрируется история конфликта, вызванного ничем и закончившегося так, как и предполагалось... Но вот его развитие — это нечто. Посему к прочтению советую, особенно любителям таких деятелей как Говард Лавкрафт да Стивен Кинг.

Оценка : 9
«Система доктора Смоля и профессора Перро»
–  [ 8 ]  +

Yargaro, 15 марта 2015 г. в 03:05

Интереснейший рассказ, один из моих любимых у По. Коротенький, небольшой , но богатый смыслом рассказ повествует об одной вещи, с которой мы сталкиваемся практически каждый день, но стараемся избегать. Душевные болезни присутствуют в нашей жизни так неотъемлемо как все остальное. Природа этих заболеваний не ясна и этим она и интересна. Важна так же и проблема этих болезней. Нужно ли считать это расстройством, болезнью или же патологией? Что переживает ум человека, будучи пораженным этим недугом? Является ли человек человеком, если он душевно болен? На все эти вопросы вряд ли можно найти ответы в рассказе, но задуматься над ними автор заставит непременно.

После прочтения рассказа, я узнал, что относительно недавно по нему был снят фильм «Обитель проклятых». Тут же меня и увлек этот фильм, ведь хотелось посмотреть, что выдумают создатели фильма и добавят к фильму, ведь рассказ маленький, что там снимать, несколько сцен. Но фильм, я считаю удался! Это как бы больше развит сам рассказ.

Как нередко бывает у По, заканчивая читать рассказ в десяток страниц, так хочется, что бы было что-то еще, продолжение, новые приключения, но не судьба. По мастерски описывал все, что он задумывал как на сотне, так и на одном листе бумаги, в зависимости от задуманного. По-тому, с чистой совестью могу советовать этот рассказ всем желающим!

Оценка : 8
«Колодец и маятник»
–  [ 8 ]  +

Шербетун, 16 августа 2014 г. в 21:05

Кошмарный своей реалистичностью рассказ о предсмертных минутах человека, обреченного на чудовищную казнь. Человек начинает ценить свою жизнь, когда находится в смертельной опасности, и во что бы то ни стало пытается спастись.

Ужас приходит не извне – ужас живет в душе и когда наступает время, выбирается наружу, пожирая разум. Ужас, испытываемый героем, не отпускает читателя ни на секунду, безысходностью окутывает в свои липкие сети тьма. Ужас — самая страшная пытка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И все же надежда есть – надежда не сорваться в колодец, надежда что спасут ненавистные крысы, надежда… Как есть и выбор – перестать бороться за жизнь, прыгнуть и прекратить все самому, закрыть глаза и смириться с падающим маятником, или продолжать бороться и страдать от новых, более ужасных пыток.

И совершенно неожиданная для читателя счастливая развязка сбивает с толку, ведь вот она последняя секунда жизни, вот-вот покажется свет или адский огонь… В одну секунду многодневный кошмар прекратился.

Возникает вопрос, а не бредил ли воспаленный предчувствием жуткой смерти мозг заключенного? Ведь пыткам предшествовал обморок, так может все это время герой находился в «обморочных» далях?

Вот такой он, истинный, сладко щемящий сердце психологический хоррор, оставляющий больше вопросов, чем было их задано изначально.

Оценка : 9
«Эврика. Поэма в прозе (Опыт о вещественной и духовной Вселенной)»
–  [ 8 ]  +

korsrok, 16 мая 2014 г. в 01:09

Искрометный и ненасытный талант неподражаемого Эдгара ПО поражает своею гениальностью — его разум достиг непостижимых высот, когда интуитивные мысли приобретают убойную силу, облачены в истину прозрения, просто таки выворачивают мозг — уверенность Эдгара, трезвый логический анализ, понимание и подача материала ошеломляют и будоражат!

«ЭВРИКА» Эдгара ПО – величайшее откровение, произведение, которое приблизило человечество к разгадке происхождения Вселенной! Эдгар ПО стал первым человеком на Земле, который заговорил о Вселенной, как о некой совокупности звезд возникших из единой «первопричины», когда еще была принята всеобщая концепция, согласно которой Вселенная была стационарной во времени и бесконечной в пространстве. Эдгар ПО стал первооткрывателем теории БОЛЬШОГО ВЗРЫВА и непрекращающегося рассевания, более того! – он, следуя интуиции и тщательно все анализируя правдоподобно рисует формирование нашей солнечной системы и ее планет.

Не смотря на то, что момента публикации поэмы прошло уже почти 200 лет, произведение завораживает, захватывает – заставляет ужаснуться – вырывает из повседневности и позволяет Вам на какое-то время почувствовать себя Творцом. Эдгар ПО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНЕЧНОМУ РАЗУМУ ПОСТИЧЬ БЕСКОНЕЧНОЕ, и увидеть самое прекрасное явление в нашей Вселенной – ЕЕ РОЖДЕНИЕ!!!

Оценка : 10
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 8 ]  +

korsrok, 15 февраля 2014 г. в 17:44

205 лет со дня рождения магистра тьмы, в этом году величайшему литератору (писателю, публицисту, редактору, поэту) Эдгару Аллану ПО исполнилось. В первую очередь хочется сказать несколько слов об авторе: он создавал и новеллы ужаса с элементами фантастики, и романтические рассказы о любви, не знающей границ, и притчи-миниатюры, являющийся изысканными стихотворениями в прозе, и собственно поэмы и стихотворения. Певец «тревожных шорохов», Эдгар ПО неподражаем во всем, чем славится современный триллер. Пограничные состояния, ужас души перед бездной, раздвоение сознания мастерски изображены в его произведениях.

   Точность в деталях, авторская индивидуальность и отстраненность — эти отличительные особенности прозы и поэзии Эдгара ПО позволили ей стать захватывающим чтением для многих поколений.

   Последнее предложение напрямую касается романа «Сообщение Артура Гордона Пима». Эдгар Алан ПО отличается от других писателей глубочайшим познанием во всем, чего касаются темы его произведений. И единственный роман Эдгара о мореплавание и крушении корабля не исключение. После прочтения романа за один присест было такое впечатления, как будто сам только что сошел с старенькой бриги. Все прорисовано настолько реально, что не возникает сомнений в правдивости истории.

   Узнал много интересного о кораблестроение, о происшествиях в море имевших место в те дни; о животных и растениях... Такое чувство, как будто мне устроили экскурсию по тем местам, где пролегал путь шнухи «Джейн Гай» и бриги «Грампус». А еще, сам автор, так же как и главный герой, капитан корабля, всю жизнь стремился к открытиям.

Оценка : 9
«Очки»
–  [ 8 ]  +

Книжный червь, 29 ноября 2013 г. в 19:02

Не перестаю удивляться многогранности таланта этого уникального автора. По стоял у истоков детектива, хоррора, научной фантастики; его стиль мрачен и готичен, но вместе с тем ему отлично давались и юмористические рассказы наподобие «Ангела необъяснимого», «Как писать рассказ для Блэквуда» и, собственно, «Очков». И хотя после прочтения его «страшных историй» может сформироваться впечатление, что автор — мрачный и депрессивный меланхолик, юмор у него не хуже, чем у Диккенса.

В «Очках» По высмеивает некоторые черты аристократического общества XIX века, в частности свойственное ему тщеславие. Главный герой старается соответствовать всем стандартам: меняет свою диковинную фамилию на более невыделяющуюся, чтобы получить наследство. Он внимательно следит за модой: не носит очки, чтобы не портить внешность, хотя страдает близорукостью. Ясное дело, в конце концов герой становится жертвой своей же щепетильности. Из-за близорукости он долгое время не понимает, что «влюбился» в восьмидесятилетнюю старушку, расположения которой так упорно добивался. Редко в жизни поспешные решения и импульсивные действия доводят до добра.

Здесь автор также посмеялся над «модной» в этом обществе любовью с первого взгляда. Герой влюбляется в девушку, которую даже не смог толком разглядеть. Однако его убеждение в твёрдости своих чувств непоколебимо, ведь любовь с первого взгляда — такое сильное чувство... Да, большие амбиции и высокие запросы — опасная смесь. Персонажа, кстати, зовут Наполеон Бонапарт Симпсон, что тоже ненавязчиво намекает...

Оценка : 9
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ 8 ]  +

Orm Irian, 26 сентября 2013 г. в 19:04

Господа, а ведь это почти НФ! Гипноз-то в эти времена был научной загадкой, и не один По интересовался сим явлением... Как и явление смерти в условиях перестройки представлений о душе с религиозных на научные было очень даже актуальной загадкой для науки (впрочем, было, есть и будет всегда, хотя может и не всегда для науки))). И рассказ этот не о чем ином, как о научном эксперименте. Чем и представляет особый интерес, напоминая нам, насколько сильно отличалось тогда мировоззрение людей от нашего теперешнего, с научными представлениями включительно.

Не обошлось, само собой, и без мрачно-мистической атмосферы, являющейся «фишкой» автора, но здесь, в отличии от большинства его рассказов, она передана не через личные переживания, а через лаконичные «научные» записки, и в целом подается как научная заметка об интересном случае. Поэтому, несмотря на мрачность происходящего, невольно закрадывается мысль о тонкой иронии автора над подобными «научным открытиями», которые наверняка фигурировали тогда в прессе.

Оценка : 9
«Морелла»
–  [ 8 ]  +

Шербетун, 08 сентября 2013 г. в 19:52

Основная тема рассказа — разрушение семейных отношений, смерть и безумие. С первых строк рассказа веет мистицизмом.

Страстная любовь к жене превращается во всепоглощающее ожидание её смерти, возникающее при первых признаках увядания любимой. «Слабость или безумие героя — его рок».

Герой не чувствует счастья, пока не теряет его. А затем, из чувства вины ли или как влияние потустороннего мира, приходит обожание безымянного ребенка, смешанное с мистическим ужасом. Решение дать дочери имя, когда той уже десять лет, связано исключительно с желанием удалить из нее зло. Да и назвав ребенка именем жены, не хотел ли герой, подспудно, ей смерти?

Ужасная атмосфера затворничества, отчуждение личности от окружающего мира, мрачное бессмертие, перевоплощение, одиночество. В этом весь Эдгар По.

Оценка : 10
«Маска Красной смерти»
–  [ 8 ]  +

HtoirdGod, 14 ноября 2012 г. в 14:34

Именно непреклонная, неотвратимая апокалиптичность этой образцово-готической новеллы понравилась мне больше всего.

Холодный и отчужденный стиль повествования, склоняющий к раздумьям символизм, строгость и краткость – безусловная классика.

Оценка : 10
«Золотой жук»
–  [ 8 ]  +

voroncovamaria, 04 августа 2012 г. в 14:48

Мама гладила белье, я читала вслух «Золотого жука», и мы умирали от смеха по поводу суеверного негра. Три жанра породил этот автор. Родоначальник детектива, триллера и приключенческой литературы. Достойно уважения.

Оценка : 10
«Аннабель Ли»
–  [ 8 ]  +

Asiatic, 30 июля 2012 г. в 11:12

Посмертная репутация и влияние Э.По очень значительно. Хотя известность пришла к нему еще при жизни, после публикации «Ворона», пик интереса к его творчеству пришелся на наш век. Критики-фрейдисты с удовольствием копаются в мрачных и патологических мотивах его творчества; философы анализируют экзистенциализм и метафизические размышления автора и ,наконец, рядовой читатель наслаждается идеями детектива и криптологии. Отдельно можно много говорить о месте По в современной субкультуре. Ведь наследие американский классика активно освоили и адаптировали «готы всех мастей».

«Аннабель Ли», короткая поэма, с типичным для автора слогом и сюжетом, является одним из самых странных,спорных и красивых шедевров. Не секрет, что великий поэт и прозаик упивался смертью. Образ утраченной любви преследовал его всю жизнь. И это основной мотив его поэтического наследия, основа лучших поэм автора : «Ворон», «Лигейя» и ,конечно, «Аннабель Ли». Хотя сам По не указывал кому именно посвящено стихотворение, традиционно считается, что это его жена-кузина Вирджиния Элиза Клемм. Хотя возможно автор и не нуждался в реальном прототипе, учитывая его одержимость темой ранней смерти которую он считал «...самой поэтичной темой в мире...» Но есть некие схожие черты у героя поэмы и ее создателя. Подобно вымышленной Аннабель, Вирджиния скончалась очень рано, оставив По незаживающую рану. Так что чувства героя это чувства самого автора, до конца дней так и не женившегося вновь. Есть и биографические совпадения. Например отношения По и его жены, начались еще в детстве, как и у его персонажей.    Есть,правда, версия о неком моряке и девушке, скончавшейся о лихорадки во время его отсутствия. Эта местная легенда вполне могла оказать какое-то влияние на поэта и отразиться в произведении.

Как и любые стихи, по-настоящему, оценить их красоту и изящество можно только на языке оригинала. Если же такой возможности нет, то помимо ставшего «классическим» перевода К.Бальмонта, очень интересен и близок к оригиналу перевод А.Оленича-Гнененко.

Оценка : 10
«Тайна Мари Роже»
–  [ 8 ]  +

invikto, 13 марта 2012 г. в 11:18

Рассказ-сенсация, рассказ-задачка, рассказ-рассуждение.

Очень необычное произведение. Сюжет построен на основе реального случая, произошедшего в Нью-Йорке. Автор переносит действие рассказа в Париж и поясняет, что американский случай лишь совпадение. Далее, на основе газетных вырезок главный герой (великолепный Дюпен) раскрывает сенсационное убийство, используя свою безукоризненную логику. Лично мне было очень интересно следить за распутывающимся клубком, и я убедился в проницательном уме самого Эдгара По.

Однако, кроме блестящей логики в рассказе больше ничего нет! Нет ни героев, ни интриги, ни сопереживания. Словом, очень сухоньким рассказ получился.

Оценка : 8
«Золотой жук»
–  [ 8 ]  +

Julia_smile, 19 февраля 2012 г. в 13:25

«Золотой жук» — короткий рассказ, который оставил в душе массу чувств, это не простой детектив, автор вложил в него долю безумия – главный герой страдает расстройством нервов, и читатель все время сомневается в происходящем, считая его больными фантазиями героя. Кроме того – это крепкий детектив с поиском клада и очень запутанным сюжетом, один из первых произведений этого жанра.

Оценка : 10
«Сердце-обличитель»
–  [ 8 ]  +

invikto, 26 декабря 2011 г. в 19:44

Что чувствует убийца в момент совершения преступления? Чем он оправдывает свои ужасные действия? Насколько тяжело ему нести своё нелёгкое бремя? Ответы на эти вопросы можно отыскать в данном рассказе. У автора очень хорошо получилось заглянуть в мрачную душу маньяка и поделиться увиденным с читателями.

События в рассказе протекают неспешно, но потихоньку напряжение нарастает. Внутреннее состояние рассказчика становится подобно натянутой струне, готовой вот-вот порваться, что в конце концов и происходит.

Оценка : 8
«Продолговатый ящик»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 12 октября 2011 г. в 22:39

Это даже не мистическая история — просто грустная история о человеке, который пытался целиком исполнить свой долг перед умершей возлюбленной.

Однако возникает вопрос: почему Уайет каждую ночь открывал у себя в каюте ящик с телом? Подобного рода вопросы, на которые нет ответа, бросают в самую настоящую дрожь.

Оценка : 8
«Разговор с мумией»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 10 октября 2011 г. в 23:14

Старинный приём — изобличая порочность современного общества, писатели обращаются к сравнению с каким-лбо иным обществом, более, как они пишут, совершенным. В данном рассказе это — Древний Египет.

И дело не в том, насколько хорош Египет времён графа Бестолковео, скорее в том, насколько убога современная автору Америка. Вспомните, чем она выделяется с точки зрения спорщиков? «Одежда», «слабительное Йейбогуса», пилюли Брандрета»... По моему, такая похвальба убивает хуже любого хаяния.

Оценка : 7
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 8 ]  +

teamat_7, 11 апреля 2011 г. в 21:51

Помоему довольно не типичный для По жанр научной фантастики. Наверное один из первых раccказов о полете человека на луну, да и вообще на космическую тему в целом. Произведение оставляет довольно неоднознаяное впечатление- временами читается интересно, а иногда до тошноты скучно, когда автор начинает

детально углублятся в технические описания самого полета!

Я бы не советовал начинать знакомство с творчеством автора, именно с этого рассказа.

Оценка : 6
«Лигейя»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 22:08

Чем то напомнил греческие трагедии — по крайней мере, по диалогам героев.

Лигейя — рассказ о том, как уже умершая женщина воскресла в в теле другой, вернувшись к своему мужу. Однако в центре повествования вовсе не она, а сам ГГ — его запутанная психология, болезненное восприятие действительности и других людей. Он не любит свою новую жену, продолжает любить умершую — но когда она воскрешает, он ужасается, возможно, он осознаёт, что увидит смерть любимой во второй раз...

Оценка : 8
«Фон Кемпелен и его открытие»
–  [ 8 ]  +

Вертер де Гёте, 10 октября 2010 г. в 10:34

Одна из нескольких научно-фантастических мистификаций Эдгара По. Автор с большим интересом следил за научными достижениями своего времени, развитием техники, новыми открытиями и присущие определённой части научных кругов излишний консерватизм или поверхностность суждений, а также подача научных материалов журналистами частенько становились мишенью сатиры и мистификаций писателя. В этом произведении, стилизованном под научно-популярную статью, автор на полном серьёзе (и даже нарочито буднично) рассказывает об открытии своего знакомого фон Кемпелена — а тому удалось всего-навсего воплотить в жизнь заветную мечту всех средневековых алхимиков и получить золото из свинца. Псевдонаучные рассуждения и ссылки на сторонние источники и публикации (вплоть до указания страниц) должны были окончательно убедить наивного читателя броситься скупать серебро и свинец. А читатель внимательный обратил бы внимание на фразу «как легко мистифицировать мужей науки в вопросах, лежащих за пределами обычного круга их исследований» и на то, что фон Кемпеленом звали реального изобретателя «шахматного автомата», основанного на обмане (очень известная в конце XVIII — начале XIX вв. история).

Оценка : 8
«Очки»
–  [ 8 ]  +

Вертер де Гёте, 02 октября 2010 г. в 13:20

Вопреки мнению, установившемуся об Эдгаре Аллане По как об авторе преимущественно мрачных, бесконечно трагических произведений, юмористических и сатирических рассказов у него лишь немногим меньше. «Очки» — забавный «амурный» анекдот с моралью, история довольно симпатичная, но предсказуемая и слишком гротескная, чтобы быть достоверной, что впрочем не мешает и многим современным создателям книг и фильмов успешно обыгрывать подобные ситуации.

P.S. Несмотря на французские имена героев, действие в рассказе происходит всё-таки в Америке и лаборанты, указавшие в классификаторе «Европу» ошиблись.

Оценка : 8
«Лось. Утро на Виссахиконе»
–  [ 8 ]  +

Вертер де Гёте, 29 сентября 2010 г. в 19:54

Начало рассказа — как это частенько бывает у По — представляет из себя лирическое отступление: очерк о неброской красоте природы «нетуристических», укромных уголков Северной Америки, проникнутый огромной любовью к родному краю, немного нудноватый. Собственно Лось — сильнейший аллегорический образ уходящей, покорённой Дикой Природы — появляется лишь в заключительной части произведения, но оставляет яркое впечатление. Думаю, читателю XXI века тревога автора и печаль по поводу исчезновения девственной природы намного более близки и понятны, чем его современникам.

Оценка : 7
«Ангел необъяснимого. Экстраваганца»
–  [ 8 ]  +

ii00429935, 28 ноября 2009 г. в 15:48

Наиболее интересное в этом рассказе — тот самый Ангел необъяснимого, возможно, самый необычный ангел во всей мировой литературе, бог знает почему разговаривающий с немецким акцентом. Дальнейшие злоключения героя довольно забавно читаются, жаль только в финале все свелось к морали: «Не следует так напиваться!»

Оценка : 7
«Чёрт на колокольне»
–  [ 8 ]  +

ii00429935, 18 ноября 2009 г. в 16:52

Из названия рассказа и его первых строчек, ждешь от автора каких-то глобальных потрясений, которые разрушили жизнь карикатурного немецкого городка. Нет, все здесь одновременно и сложнее и проще. Примерно так же барону Мюнхгаузену удалось смутить покой обывателей, предложив им новый день года — 32-е мая. «Черт на колокольне» — отличный иронический рассказ, отдельное спасибо переводчику В.Рогову за название городка Школькофремен (главная и единственная его достопримечательность — часы на башне).

Оценка : 9
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 8 ]  +

exciter, 18 декабря 2008 г. в 10:48

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» — скорее, все-таки, роман. Причем, это единственное произведение крупной формы в творчестве американского классика. Что еще раз подтверждает: Эдгар По — мастер рассказа. Все то лучшее, что в рассказах автора присутствует в концентрированном виде, здесь растворилось в объеме. И ведь нельзя назвать роман большим, всего каких-нибудь полторы сотни страниц. Но перегруженность различными техническими, географическими и прочими описаниями, а также сухой, отстраненный стиль повествования делают произведение трудночитаемым и, местами, откровенно скучным. В общем, вещь на любителя. Настоятельно не рекомендуется начинать с нее знакомство с творчеством, безусловно, великого писателя. Для этой цели лучше подойдут рассказы или стихотворения.

Оценка : 6
«Ангел необъяснимого. Экстраваганца»
–  [ 8 ]  +

aznats, 03 марта 2008 г. в 11:33

«Современный 19 век» формирует нового человека — исключительно рационального. Этот новый человек отказывается верить во все необъяснимое. Даже появление странного ангела его не смущает! Череда последующих невероятных и смешных ( только для читателя) событий заставляют его несколько пересмотреть свои взгляды. Эволюция выглядит где-то так: случайность- неудача- несчастье — рок- ...галюцинации? Очень забавный и смешной рассказ: замечательные диалоги и рассуждения героя, быстрый темп действия и абсолютное отсутствие всего лишнего.

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 8 ]  +

armitura, 06 января 2008 г. в 12:26

С одной стороны, рассказ вроде бы как и симпатичный — классика все-таки, еще в школе давали читать в рамках литературы на лето. Пираты, сокровища, клады, шифры, черепа — обязательные атрибуты толкового приключенческого произведения и грандиозный респект По, что все это он уместил в столь короткой форме.

С другой же стороны поставить высшую оценку рука не поднимается. Ибо очевидно, что весь рассказ составлен единственно ради этого нехитрого шифра (а он и в самом деле нехитрый, еще в пятом классе мы с другом придумали для общения друг с другом практически такой же, разве что пробелы между словами делали), а потому какой-то нентуральный он. Да и жук явно притянут за уши — то он центральный персонаж рассказа, а то вдруг выясняется, что единственное его предназначение — это невольная помощь в обнаружении карты. В общем, тема жука не раскрыта абсолютно.

Только «восьмерка», не больше.

Оценка : 8
«Падение дома Ашеров»
–  [ 7 ]  +

Julia Light, 21 мая 2024 г. в 21:38

Лично меня больше всего удивил конец расссказа...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот это поворот!

Оценка : 10
«Ворон»
–  [ 7 ]  +

Walles, 07 октября 2022 г. в 19:51

«Секрет стихотворению, равно как и удачно исполненной шутке, придает лишь слух того, кто слушает *...», — примерно с этих слов начинается предисловие Эдмунда Кларенса Стедмана к нью-йоркскому изданию «Ворона» 1884-го года. (Тот случай, когда не стоит сожалеть о том, что небольшое произведение занимает отдельную книгу -велика вероятность, что любое другое творение, будучи размещенным рядом, неминуемо поблекнет).... Меня же перечитать стихотворение сподвиг попавший под руку фильм Роджера Кормана 1963-го года по сценарию Ричарда Матесона (вот каково было и мастерство кинопродюсеров тех лет — сюжет поэмы аналогично растянут на целый фильм!). И, несмотря на чрезмерные кривляния Винсента Прайса (он явно старался переиграть в тот раз Питера Лорре и преклонного Бориса Карлоффа), видеоряд удался — особенно в сценах где появляется живая Птица... А чтоб было интереснее перечитывать, я вставил в найденный скан упомянутого старинного издания Harper & Brothers с иллюстрациями Густава Доре ** (от кончины По до его выхода отделяло тогда всего-то тридцать пять лет -меньше числа лет, прожитых поэтом из Балтимора...) перевод К. Бальмонта — параллельно английскому тексту. Кстати, малоизвестный факт (из того же предисловия Стедмана) — у стихотворения есть разные редакции, и книжная от журнальной отличается одиннадцатью (!) правками...

Мужчина, птица, и ... вместо живой женщины лишь призрачное воспоминание о ней — вот три компонента, и шедевр готов. И еще по поводу иллюстратора Доре — символично, что «Ворон» стал его последней работой — явно что-то с По у них было общее в подходе к работе и фантазии...

О влиянии «Ворона» на иные произведения массовой культуры тоже много всего сказано. И как тут соригинальничать, сказать что-то новое? Хотя вот, вспомнились строчки от некого эльфийца Рональда Падавоны. И если это не влияние По, то чье же?

«Ад и пламя впереди горят

Доступно стало мне, что будет после.

Часы идут, пока я зряч

Мой смех затих навеки

Never more...» (©) R.Dio & Walles.

* Явно с Вильяма Шекспира содрали.

** А вот русскоязычного аналога такому изданию — чтоб был только «Ворон», и только с Доре, без «винегрета» из надерганных отовсюду картинок, похоже что и нет. Не считая «подарочных» штучных экземпляров по восемьдесят тысяч рублей...

Итого: тот случай, когда растекаться в дифирамбах совершенно излишне, все уже давно сказано.

Оценка : 10
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 7 ]  +

keellorenz, 13 ноября 2021 г. в 23:48

Написанная в самом начале 19 века «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (на самом деле это скорее короткий роман по объему) несет в себе зерна целого жанра НФ — не зря его так ценил Х.Л.Борхес, называя вообще лучшим из написанного По за все время. И действительно — если первые страницы повести представляют собой научно правдоподобное описание подготовки и осуществления морской авантюры (юный главный герой сбегает из дома и с другом отправляются на корабле его отца в плавание), то дальше масштаб событий меняется сначала на фантастику странствий по морям, затем на описание контакта с чужеродной древней и дикой цивилизацией, а дальше и вовсе выходит на космический простор масштаба чуть ли не Олафа Стэплдона или Лавкрафта. Двигаясь словно по спирали к чему-то важному, экзистенциальному, таинственному, заключенному на южном полюсе планеты, герои претерпевают немыслимые, нечеловеческие испытания. Много раз они оказываются на краю гибели, делают удивительные открытия (чего стоит эпизод с таинственными граффити-перепиской длиной в тысячелетия!), переступают через культурные табу, духовно меняются, и, словно отбросив все лишнее, пройдя инициацию страданиями, выходят в сферы, лежащие за пределами наших представлений о мире вообще. Эволюция духа и цель путешествия сходятся в одной точке — высшей, трансцендентной, пугающей своей странностью.

Концовка повести шокирует и это одна из недосягаемых для многих средней руки авторов вершин мистической прозы, допускающая при том много интерпретаций.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в моем понимании — вступили в контакт с инопланетянами или предками людей богоподобного уровня развития
Читатель останавливается в полном недоумении и испуге, додумывая за автора по его подсказкам истинную суть происходящего. При этом любой, прочитавший этот шедевр, почувствует, что теперь смотрит на бытие и жизнь немного не так как раньше. Словно спала пелена и открылась суть вещей.

Моя оценка — 10 балов. За гениальность.

Оценка : 10
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 18 октября 2021 г. в 17:52

Леденящая душу концовка, но насколько понимаю, здесь мы имеем дело с ещё одним изобретением Эдгара Аллана По — с разоблачающим преступника финалом. Кроме того, по замыслу автора, настоящий преступник всю дорогу не вызывает подозрений, что по тем временам было явным новшеством. И не важно, что современный читатель, отягощённый опытом, сразу поймёт, что убийца — дворецкий. Следует делать скидку на новаторство автора — между прочим то самое новаторство, которое впоследствии другие авторы успешно переосмыслят и сделают правилом хорошего, добротного детектива, изучив который этот наш читатель и наберётся опыта. Так-то вот!

Также не следует упускать из виду изрядную долю чёрного юмора, коим Эдгар Аллан По приправил этот рассказ, что тоже, надо полагать, по тем временам смотрелось довольно странно — макабрическая ирония как-то не очень вписывалась в эстетику романтизма. А наш классик таким образом заложил основы юмора в детективе — в жанре, предмет которого как будто не подразумевает фривольности.

В общем и целом, во всех отношениях произведение прогрессивное. Да и читается рассказ даже по сегодняшним меркам вполне с удовольствием — одним словом, отличная история.

Оценка : 9
«Истории Огюста Дюпена» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 15 октября 2021 г. в 23:03

Итак, перед читателем три рассказа об Огюсте Дюпене — три истории, заложившие основу детективного жанра.

Главный герой, самый первый в истории сыщик-любитель Огюст Дюпен. В своей деятельности, которая для него является чем-то вроде хобби, чем-то, что позволяет занять высокопроизводительную машину его разума, Огюст Дюпен опирается исключительно на сухость фактов, строгую логику и тонкое понимание человеческой психологии. Благодаря следованию этим правилам и вычислительным возможностям его разума, Огюст Дюпен запросто может раскрыть преступление, бегло осмотрев место происшествия, разъяснить полицейским их ошибки, ознакомившись с материалами дела по газетным публикациям, разгадать хитроумную головоломку по общему описанию, предоставленному не особо остроумным полицейским чиновником.

Герой рассказов Эдгара Аллана По уже давно признан литературным архетипом — в качестве «прадедушки» всех вымышленных сыщиков. Это классика.

Оценка : 9
«Тайна Мари Роже»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 15 октября 2021 г. в 20:19

Отличнейший рассказ, который по сегодняшним меркам и рассказом-то назвать трудно — скорее аналитический отчёт о криминалистическом исследовании улик преступления, в который (в отчёт) автор решил прибавить чуть-чуть художественной оживлённости, поэтому построил этот отчёт в виде монолога блестящего сыщика, обличающего дилетантский подход обывателей (в т. ч. падких на сенсации журналистов).

Всё бы ничего, однако здесь ещё просто необходимо учитывать, что данный рассказ — это авторская, альтернативная версия объяснения обстоятельств реально произошедшего преступления. Преступления, разгадать которое тогдашним полицейским оказалось не под силу. И великолепный аналитик душ человеческих Эдгар Аллан По написал своё исследование, основываясь лишь на материалы, доступные ему из газетных публикаций (!!!) Но самое поразительное заключается в том, что уже после выхода рассказа из печати выяснилось, что авторская версия блестяще подтвердилась. Как тебе такое, Илон Маск?

Вообще, что-то подсказывает мне, что рассказ был откровением не только для тогдашних читателей, но и для тогдашних полицейских следователей. И не только рассказ, но и сама методика, описанная в тексте. Это сейчас каждый опер может похвастаться десятком раскрытых хитроумных дел. А вот что было 200 лет назад? Учили ли тогда полицейских криминалистике? И — самое главное — было ли у тогдашних следователей желание разобраться во всех фактах, уликах, обстоятельствах, мотивах?

Поэтому, если «Убийство на улице Морг» можно назвать первым детективом, а также образцом «убийства в закрытой комнате», то «Тайну Мари Роже» следует признать первым аналитическим детективом, первым классическим детективом, первым детективом, в котором преступление раскрывается не выходя из комнаты.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+22)»»



⇑ Наверх