ТОП-30
Россия, Москва |
49974 издания | |
Россия, Москва, 1990 |
36177 изданий | |
Россия, Санкт-Петербург, 1995 |
9675 изданий | |
Россия, Москва |
8052 издания | |
Россия, Москва, 1933 |
7687 изданий | |
Россия, Москва, 2009 |
7479 изданий | |
Россия, Москва, 1922 |
4686 изданий | |
Россия, Москва, 1991 |
4448 изданий | |
Россия, Москва, 1999 |
4327 изданий | |
Россия, Москва |
3601 издание | |
Россия, Москва |
3495 изданий | |
Россия, Москва, 1991 |
3319 изданий | |
Россия, Москва, 1963 |
3270 изданий | |
Россия, Москва, 1929 - 1991 |
2567 изданий | |
Россия, Санкт-Петербург |
2556 изданий | |
Россия, Санкт-Петербург, 1998 |
2392 издания | |
Беларусь, Минск |
2356 изданий | |
Россия, Москва |
1943 издания | |
Россия, Москва, 1934 - 1992 |
1819 изданий | |
Россия, Санкт-Петербург, 2012 |
1783 издания | |
Россия, Москва, 1993 |
1708 изданий | |
США, New York, 1980 |
1695 изданий | |
Россия, Москва |
1664 издания | |
Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга» Украина, Харьков, 2000 |
1640 изданий | |
Россия, Москва, 2011 |
1531 издание | |
Россия, Москва |
1513 изданий | |
Россия, Москва |
1502 издания | |
Россия, Москва, 1989 - 2020 |
1476 изданий | |
Россия, Санкт-Петербург, 2003 |
1468 изданий | |
Россия, Москва, 1957 - 1992 |
1420 изданий |
Издательство — это предприятие, осуществляющее подготовку печатной продукции к тиражированию. Оно может быть государственным, общественным, кооперативным и частным. По видам выпускаемой продукции иногда различают издательства книжные, книжно-журнальные, газетные и газетно-журнальные.
Собственно, книжное дело существовало за много столетий до изобретения книгопечатания. Прообразом современных издательств были античные и средневековые скриптории. В скрипториях Древнего Рима рабы-писцы изготовляли под диктовку чтеца одновременно до 30 экземпляров книг на продажу. Средневековые скриптории часто существовали при монастырях.
Бурный рост издательского дела связан с изобретением способа книгопечатания немецким ювелиром и изобретателем Иоганном Гутенбергом (умер в 1468 году). Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении, набирал из них строки и с помощью специального пресса оттискивал на бумаге. В середине XV века в городе Майнце Гутенберг с помощью этого пресса отпечатал первые книги — латинскую грамматику Элия Доната и две Библии — 36-строчную и так называемую 42-строчную (последняя, известная также под названием "Библии Мазарини", напечатана в 1453—1455 годах и признана подлинным шедевром ранней европейской печати). Гутенбергом был изготовлено не менее пяти типов различных шрифтов, однако они вместе с типографией ушли за долги по решению суда. Но дальнейшее развитие книгопечатания было уже не остановить.
Издательство как предприятие по выпуску печатной продукции возникло в Европе в XVI веке. Генезис издательств органически связан с периодом становления капитализма. В XVIII в. появляются издатели, не имевшие собственных книжных лавок и сдававшие выпускаемые ими книги торговым фирмам. Этому способствовали изобретение бумагоделательной машины в конце XVIII века и появление в XIX веке полиграфических машин, что позволило выпускать книги намного более массовым тиражом. Постепенно издательское дело обособлялось и от полиграфического процесса, все более сосредотачиваясь на подготовке оригинал-макета, который затем передавался в типографию. Развитие компьютерных технологий привело в конце XX века к появлению портативной (настольной) издательской системы, что открыло новую эпоху в издательском деле.
Первые в мире печатные книги с использованием кириллического (славянского) шрифта появились еще в конце XV века, славянский первопечатник Швайпольт Фиоль в 1491 г. отпечатал в Кракове богослужебные книги "Октоих" и "Часослов". В начале XVI века белорусский просветитель Франциск Скорина издавал славянские книги в Праге и Вильно (Вильнюсе).
Первым на Руси издательством можно считать Московский печатный двор, где в 1563-64 гг. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую русскую датированную печатную книгу — «Апостол» (хотя на самом деле, она скорее всего была не первой). В XVII веке производство печатных книг увеличилось, наряду с религиозной литературой начинают выходить книги научного и учебного содержания. Среди изданной тогда светской литературы — поэтические и драматургические опыты Симеона Полоцкого, буквари Кариона Истомина и т.п. Но еще долго основным на Руси было рукописное книгопроизводство.
Расцвет издательского дела в России начался при Петре I, когда в Санкт-Петербурге (при Сенате, Морской академии, Академии наук и т.д.) и Москве были созданы новые типографии. В середине XVIII века центром издательской деятельности становится Петербургская Академия наук. Академическая типография ввела новый рисунок шрифтов (приближающийся к современным контрастным шрифтам). Академией были выпущены труды М.В. Ломоносова, Леонарда Эйлера, С.П. Крашенинникова, произведения русских писателей, переводы античных классиков. Художественную и научную литературу выпускала также типография Московского университета, возникшая в 1756 году.
Во второй половине XVIII века издательское дело в России перестает быть монополией правительственных учреждений. Указом «О вольных типографиях» (1783) частным лицам разрешалось заниматься выпуском книг. Особое место принадлежит Н.И. Новикову. За 26 лет своей просветительской издательской деятельности он выпустил около тысячи изданий по самым разнообразным областям знаний. Однако, позже Екатерина II, напуганная революционными событиями в Европе, начала репрессии против издателей. В 1792 г. Новиков был арестован и заключён в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. издан указ о закрытии вольных типографий и введена суровая цензура.
В XIX веке активную издательскую деятельность вели В.А. Плавильщиков, И.В. Слёнин, А.Ф. Смирдин, Глазуновы, Базуновы, Ф.И. Салаев, Я.И. Исаков, М.О. Вольф, А.Ф. Девриен, К.Т. Солдатенков, Н.А. Некрасов. Наряду с этим возникает зарубежное бесцензурное книгоиздание (в 1853 году А.И. Герцен основал в Берлине «Вольную русскую типографию»).
На рубеже XIX и XX веков наиболее известными были книгоиздательские фирмы А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, И.П. Сойкина, Ф.Ф. Павленкова, братьев Гранат, братьев Сабашниковых, Брокгауза и Евфрона. Наряду с художественной литературой были изданы фундаментальные энциклопедии, что потребовало согласованного труда множества людей (энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона, энциклопедический словарь Гранат, однотомный энциклопедический словарь Павленкова и т.д.).
После Октябрьской революции 1917 года советское правительство начало широкую программу государственного книгоиздания. 25 декабря 1917 года Ленин подписал декрет о государственном издательстве. В первые годы после революции в стране насчитывалось около трех тысяч книжных издательств, как государственных (издательские советы Наркомпроса, ВЦИК и Советов), так и частных. Часть частных издательств было закрыто по политическим причинам, лояльно относившиеся к Советской власти (Сытина, братьев Сабашниковых, Гранат и др.) — просуществовали значительное время вплоть до 1930-х годов.
До Великой отечественной войны центральным российским издательством был Госиздат РСФСР, преобразованный в 1930 г. в ОГИЗ. В 1949 году на его основе был создан Главполиграфиздат. В 1950-60-е годы политика была несколько пересмотрена, созданы многочисленные новые издательства как в столице, так и на периферии страны. Для руководства ими и координации деятельности в 1963 году был образован Комитет по печати при Совете Министров СССР (с 1972 г. — Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли).
До конца советского периода издательства работали в условиях жесткого планирования. Фантастическую литературу в больших количествах имели право издавать только немногочисленные центральные издательства, основные из которых — «Детская литература», «Молодая гвардия», «Мир». Для многих издательств фантастика составляла лишь малую часть плановой продукции («Художественная литература», «Правда», «Лениздат», «Прогресс», «Трудрезервиздат», «Физкультура и спорт» и так далее). Региональные издательства работали, как правило, только с местными авторами.
Во времена Перестройки все изменилось, и право издавать получили все, кто хотел. Начало 1990х годов характеризуется безудержным ростом количества многочисленных мелких издательств, обильно издававших фантастику. Но большая часть этих изданий отвратительного качества, как с точки зрения полиграфии, так и редакторско-составительской работы, не говоря уже о качестве появившихся в эти годы переводов. Лишь некоторые издательства пытались сохранить лучшие традиции дореволюционного и советского книгоиздания ( «Аргус», «Terra Fantastica» и др.). Ряд издательств были откровенными однодневками. К концу 90-х годов большинство мелких издательств исчезло, уступив место таким гигантам, как «АСТ», «Эксмо», «Азбука», «Олма», постепенно превратившимся в холдинги со множеством отделений и редакций.
В XXI веке популярными становятся такие нетрадиционные области издательского дела, как выпуск электронных книг, аудиокниг, «Print on demand» (печать по требованию)... Вновь появляются небольшие издательства, с успехом осваивающие эти новые области, кроме того, они начинают выпускать небольшими тиражами книги, рассчитанные на узкие целевые аудитории.
В середине 1990-х годов некоторые фантастические конвенты нашей страны начали выдавать премии лучшим издательствам, публикующим фантастику. Такую премию получили издательства:
«АЗБУКА» (2000, 2004 — Странник)
«АСТ» — (1997, 1998, 2002, 2003 — Странник)
«Ленинградское издательство» (2010 — Интерпресскон; 2011 — премия Еврокона «Best Publisher»)
«ЛОКИД» (1996 — Странник)
«МИР» (1995 — Странник)
«Снежный ком (Рига, Латвия)» (2009 — Интерпресскон)
«Снежный ком (Москва)» (2011 — Интерпресскон)
«Эксмо» (1999, 2001 — Странник; 2007 — премия Еврокона «Best Publisher»)
«TERRA FANTASTICA» (1994 — Странник)
© ermolaev