fantlab ru

Виктор Ирецкий

Виктор Ирецкий
Страна: Россия
Родился: 1 ноября 1882 г.
Умер: 16 ноября 1936 г.

Настоящее имя:

Виктор Гликман


Другие псевдонимы:

Я. Ириксон

Старозаветный

В. Яковлев


Жанры:
Реализм
59%
ещё >>

Виктор Яковлевич Ирецкий (настоящая фамилия Гликман) — русский прозаик, критик, журналист.

Родился в Харькове в семье врача; воспитывался отчимом, инженером-путейцем. В 1893-1901 г.г. учился в реальном училище в Белостоке. В 1901 г. поступил на агрономическое отделение Киевского политехнического института. В феврале 1902 г. был отчислен за участие в студенческих беспорядках; после двух месяцев ареста поступил вновь. Пробыл в институте до сентября 1905 г.; курса не окончил. В 1906-08 г.г. вольнослушатель юридического факультета Петербургского университета. В 1911-15 г.г. эпизодически посещал лекции в Петербургском Археологическом институте. Согласно автобиографии, «писать начал рано», в начале века печатался в провинциальной прессе, в т. ч. в «Киевской газете» (публикации не выявлены). С 1906 в Петербурге; в газете «Речь» и приложении к ней «Иллюстрированная неделя» печатал библиографические заметки. Позднее — один из постоянных литературных критиков «Речи»; писал главным образом о западноевропейской литературе. В разные годы в поле зрения Ирецкого попадали выходившие в русском переводе произведения Ф. Ницше, А. Стриндберга, Ф. Шпильгагена, А. Франса, Ж. Роденбаха, А. де Ренье и др., и всегда в его оценках преобладало, наряду с симпатией к лаконизму стиля, блеску композиции – чертам франц. «школы», сочувствие к авторам, ощущающим глубину истории, пишущим об эпохах исторических кризисов. Так, он особенно высоко ценил Э. Ренана; из русских книг приветствовал «Антики» А. В. Амфитеатрова за мысль о вечном круговороте исторических форм и скрытую аналогию между Древним Римом и Российской империей.

В первом же из выявленных рассказов Ирецкого «Ожидание» (1906) уже заметны главные черты его писательского склада: постоянное тяготение к умозрительной «законченности» построения (действие рассказа завершается в день его опубликования — на Пасху 1906 г.) при сильном, эмоционально убедительном ощущении энтропийных процессов, идущих повсюду в России (тема рассказа — правый в своей неотвратимости крестьянский бунт; героиня, старуха-помещица, фактически благословляет разгром своего родового гнезда ). Напряжение между «латинской» ясностью формы (дававшейся ему с видимым усилием, при заметной опоре на работу И. А. Бунина) и подлежащим «оформлению» жизненным материалом, вызывающим кромешный ужас, было энергетическим двигателем его прозы. Он писал о фатальном взаимонепонимании помещиков и мужиков с их архаичным «допотопным» сознанием («Мамонт», 1908), об иллюзорности веры в нравственный прогресс на фоне реальности столылинеких казней («Книга без конца», 1912), о том, что в некогда крепких дворянских семьях воцарились упадок и разброд («Странники», 1914), наконец, о жестокой и непостижимой сути отношений мужчины и женщины («Белая ночь», 1915) и о тесно связанной с ней мучительной психологической подоплеке писательства, которое, несмотря ни на что, одно освящает и оправдывает жизнь («Искусство писать, 1916).

Вместе с тем, Гоголевская премия, присужденная Ирецкому в 1910 году на конкурсе Общества любителей российской словесности, открыла ему доступ в редакции мелких полубульварных журналов, и он напечатал в «Искорках» (1910-11), «Волнах» (1912) и главным образом в «Солнце России» (1911-17) более 20 рассказов с развитой, нарочито культивируемой интригой, стоявших гораздо ниже его возможностей Тематически преобладали адюльтер, «роковые страсти»; встречались юмористические описания литературного быта («Критика», 1915). С 1914 года появились «военные» рассказы, написанные в духе приключенческой литературы, например, «Опасный путь» (1914). Так что ко времени выхода сборника «Суета» (1915), включавшего лучшие его вещи, Ирецкий ещё не имел определённой литературной репутации, что и отразилось в отзывах критиков.

Сразу после Февральской революции Ирецкий деятельно участвовал в освещении событий: первым взял интервью у опального великого князя Николая Михайловича и опубликовал его письмо Николаю II с предупреждением о грозящей катастрофе, работал в архиве Департамента полиции, по материалам которого написал документальную брошюру «Охранка (Страница русской истории)». Она, как и брошюра «Романовы (Сколько они нам стоили)» (обе — 1917), отличалась от множества других пропагандистских изданий на сходные темы непростотой авторского взгляда на гибель империи: удовлетворенная ненависть интеллигента-радикала сочеталась у Ирецкого почти с любованием эстета, захваченного грандиозностью исторического катаклизма. Октябрьскую революцию Ирецкий не принял. По окончании эпохи «военного коммунизма» включился в литературную жизнь Петрограда; был членом Комитета Дома Литераторов, заведовал его библиотекой, сотрудничал в журналах «Летопись Дома Литераторов» и « Вестник литературы», сборниках «Северное утро» (сб. 1), «Петербургский сборник «Поэты и беллетристы», «Собачья доля» (все — 1922). В книгу Ирецкого «Гравюры» (1921) вошли рассказы, написанные им в годы гражданской войны, — тонкие сюжетные стилизации на темы западноевропейской старины, которые, по словам П. М. Пильского, он писал из присущего ему духа «протестующего упрямства» и которые, вызвав уничижительные отзывы большевистской критики, заслужили одобрительный отзыв Василия Ивановича Немировича-Данченко, особенно похвалившего «полуулыбку сдержанной иронии, сквозящей в самых трагических эпизодах воскрешаемых былей».

Осенью 1922 года В. Ирецкий был выслан из РСФСР за границу. Обосновался в Берлине, где в его ближайшее окружение входили Ю.И. Айхенвальд, С.А. Кречетов, В.В. Набоков. Занял видное место в литературе русской эмиграции. Опубликовал множество рассказов и статей в русских газетах Берлина, Парижа, Риги, Нью-Йорка, четыре романа: «Похитители огня» (Берлин-Лейпциг, 1925), «Наследники» (Берлин-Рига, 1928), «Холодный уголь» (Берлин, 1930), «Пленник» (Берлин, 1931), сборники рассказов «Коварство и любовь» (Берлин, 1936) и «Она» (Берлин, 1937).

С начала 30-х гг. Ирецкий часто и тяжело болел. Умер от туберкулёза. Похоронен в Берлине 19-го ноября 1936-го года на православном кладбище Тегель в пятом ряду четвёртого квартала рядом с другом, Юлием Исаевичем Айхенвальдом. Ныне оба покоятся под общим надгробием.

© К.М. Поливанов, А.В. Чанцев (Статья из биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917», т. 2)



Фантастическое в творчестве автора

Фантастическая проза занимает в творчестве В. Ирецкого значительное место. Писатель впервые затронул тему научно-технического прогресса в связи с проблемой революционных преобразований России ещё в начале 1920-х годов. В дальнейшем он обратился к мировым процессам и, обладая интуицией художника, предсказал европейские катаклизмы 1920-1930-х годов. Перу писателя принадлежат романы-мистификации с фантастическими мотивами «Похитители огня» (1925) и «Наследники» (1928), немалый корпус произведений фантастической малой прозы и пьеса «Мышеловка» (1924). Эти произведения, вписываясь в литературный процесс первой трети двадцатого века, прекрасно соотносятся с фантастической прозой современников автора – А.Р. Беляева, Е.И. Замятина, М.А. Булгакова, А.Н. Толстого. Большинство фантастических произведений Ирецкого объединены общим кругом значимых для автора проблем – вопросами взаимоотношений власти и ученого, сосуществования «гения и злодейства» в науке, столкновения созидательного назначения научно-технического прогресса и его разрушительных последствий. Рассказы Ирецкого 1930-х годов отличаются всё более широким включением фантастики в повествование – их можно назвать фантастическими в полной мере. Тяжело болевший в конце жизни и умерший в 1936 г., идеалист Ирецкий не успел написать задуманную в начале 1930-х гг. книгу, посвященную мировой трагедии 1930–1940-х гг. Тем не менее он сумел предсказать ее в драме, малой и большой прозе с элементами фантастики.

© Раздел ФВТА написан по материалам статьи М.Г. Семеновой (Псков) «Фантастические произведения В.Я. Ирецкого 1920–1930-х гг. в литературном контексте»


Примечание к биографии:

Портрет Виктора Ирецкого выполнен владивостокской художницей Евгенией Галактионовой для сборника Похитители огня.

Сортировка:

Виктор Ирецкий. Циклы произведений

-
-
-
-
-
-
-

Виктор Ирецкий. Романы

9.33 (3)
-
1 отз.
  1928 Наследники  [= Завет предка; Slaegten larsen]  
8.00 (4)
-
-
  1931 Пленник  
-

Виктор Ирецкий. Повести

-
7.00 (1)
-
  1935 Тайфун  
-
-
-
-
  1936 Сёстры  
-

Виктор Ирецкий. Рассказы

  1906 Ожидание [Под псевдонимом В.Я.]  
-
  1908 Мамонт  
10.00 (1)
-
-
6.50 (2)
-
  1911 Месть  
-
  1912 Весна  
-
-
-
-
  1912 Надеждинская, 59  [= Театральная, 59]  
-
  1912 Тревога  
-
  1912 Чужие  
-
  1913 Легенда  
-
  1913 Мать  
-
  1913 Пионер  
-
-
  1914 Война  
-
  1914 Горе  
-
  1914 Игра  
-
8.00 (2)
-
  1914 Отметина  
-
-
  1914 Шутка  
-
  1915 Апостол  
-
7.00 (1)
-
  1915 Земля  
-
  1915 Критика  
-
7.00 (1)
-
-
7.50 (2)
-
  1915 Третий  
-
  1915 Улыбка  
-
-
-
-
6.00 (2)
-
-
-
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1921 Масон  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1921 Поэт  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
  1922 Обида  
-
  1923 Пчёлы  
-
  1924 Жертва  
-
  1924 Турнир  
-
6.00 (1)
-
-
9.00 (1)
-
-
  1929 Попугай  
-
  1929 Псы  
-
  1930 Кафедра  
4.50 (2)
-
-
-
  1931 Грех  
-
  1931 Досада  
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
  1932 Мать  
-
-
-
-
  1932 Политика  
-
6.00 (3)
-
-
-
  1933 Исповедь  
-
-
-
-
-
-
  1934 Агасфер  
7.67 (3)
-
-
-
6.00 (1)
-
-
8.00 (3)
-
-
  1934 Новогоднее развлечение  [= Новогодние развлечения Джона Маккея]  
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1934 Рак  
-
  1934 Святая  
-
  1934 Тоби  
-
-
-
7.33 (3)
-
-
7.00 (1)
-
  1935 Жена  
-
  1935 Майка  
-
-
-
-
  1935 Чудо  
-
  1936 Голгофа  
-
  1936 Завтра  
-
-
-
-
-
-
  1936 Ревность  
-
-
-
-
-
-
  1937 Искатели  
-
-

Виктор Ирецкий. Микрорассказы

-
-
  1930 На пляже  
-
-
  1931 Протест  
-
-
  1934 В бурю  
-
-
-
-
  1934 Мечты  
-
-
  1934 Мусор  
-
  1934 Мы  
-
-
  1934 Прогресс  
-
-
-
-
-
-
-
  1935 Мудрость  
-
-
-
-
-
-
  1935 Хирургия  
-
-

Виктор Ирецкий. Поэзия

-
-
-
-
-
  Непонятливый [эпиграмма]  
7.00 (1)
-

Виктор Ирецкий. Пьесы

  1924 Мышеловка [Трагикомедия в 4-х действиях]  
7.00 (2)
-

Виктор Ирецкий. Статьи

-
-
  1917 «Inferno»  
-
-
-
  1917 Вестник  
-
-
-
-
-
-
  1917 Не то  
-
  1917 О книге  
-
-
-
  1917 Счёт  
-
-
-
-
-
  1920 Via imaginaire  
-
-
-
-
-
-
  1922 Молодое племя [Под псевдонимом В. Ир.]  
-
  1924 Цыгане  
-
-
-
  1925 О шутке  
-
-
-
-
-
-
  1929 Веер  
-
-
-
  1930 У книжных полок [Заметки библиотекаря]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Виктор Ирецкий. Очерки

  1912 Меж крутых берегов [Путевые заметки]  
-
-
-
-
-
  1926 Жан Ришпэн [Воспоминания]  
-
  1929 Кира  
-
-
-
-
  1932 Половецкая княжна [Исторический очерк]  
-
-

Виктор Ирецкий. Сборники

  1915 Суета  
-
  1921 Гравюры  
7.00 (1)
-
-
  1937 Она  
-

Виктор Ирецкий. Рецензии

-
  1909 А. Амфитеатров. Антики. СПб., 1909 [Под псевдонимом Ир.]  
-
-
-
-
-
-
-
-

Виктор Ирецкий. Прочие произведения

-


  Формат рейтинга


  Примечание

В библиографии отсутствует ряд публикаций автора в периодике.


  Библиографы

  • Составители библиографии — Basstardo, Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх