Книга пророка Константина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Книга пророка Константина, или Несколько слов о романе Михаила Харитонова "Факап"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга пророка Константина, или Несколько слов о романе Михаила Харитонова «Факап»

Статья написана 5 января 2023 г. 22:46

«Факап»
Михаил Харитонов
Факап
Издательство: М.: ИД "Городец", 2022 год, 1000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 896 стр.
ISBN: 978-5-907641-02-0
Серия: Книжная полка Вадима Левенталя

Аннотация: Жёсткая SF. Параквел к сочинениям Стругацких. Имеет смысл читать тем, кто более или менее помнит, что такое Институт Экспериментальной Истории, кто такие прогрессоры и зачем нужна позитивная реморализация.

Комментарий: Иллюстрация на обложке — фрагмент работы А. Лебедева-Фронтова.

Книжная полка Вадима Левенталя пополнилась ещё одним замечательным изданием с не менее замечательной рекламой на задней крышке переплёта (прочитал — купишь обязательно). Автор рекламы безосновательно полагает, что гений и злодейство две вещи вполне "совместные". Откуда она (Г. Юзефович) это взяла? Вот, например, такие классические злодеи, как Сальери и Мориарти, совсем не гении. Даже самому Сатане, злодею номер один, до гениальности — как до небес. А всё потому, что злодеем быть несравнимо проще. Но вернёмся к нашим факапам.

«Факап» это, как мне кажется, подведение итогов, т. е. сочинять что-то ещё по мотивам мира Полудня теперь не имеет смысла. Все события, описанные АБС, получили объяснения (за исключением некоторых второстепенных, например, — куда пропал Сикорски*, что «вытворил» Жилин после спасения людей на Аляске и т. п.); коммунистическое общество мира Полудня стало гораздо понятнее, т. к. у Харитонова коммунизм далёк от идеального и, следовательно, невозможного. То же можно сказать и об отдельных персонажах цикла Стругацких. По-моему, это самая большая удача Михаила Харитонова (которого дальше я буду называть Константином Крыловым) — так интересно и абсолютно непредсказуемо рассказать о судьбах старых знакомых: Николая Званцева (это же какую надо иметь фантазию, чтобы превратить его в барона Пампу!), Жени Славина (наш современник, сначала врач потом журналист становится одним из руководителей Земли далёкого будущего, знай наших!), Антона-Руматы (написавшего книгу о работе прогрессоров на Авроре и снявшего об этом чёрно-белый 177-и минутный** фильм), Якова Вандерхузе (человека, не любящего "худло", но отличного кулинара и завхоза, улетевшего в будущее на украденном звездолёте с любимой женщиной подальше от всех этих нескончаемых факапов и, главное, от Горбовского***, Комова и прочих смотрящих за человечеством).

Одна интересная деталь — время действия романа внутри цикла АБС очень просто определить. Яков пишет свой мемуар незадолго до посещения Абалкиным Музея Внеземных Культур, куда он приходит за детонатором. А появляется Лёва на Земле вскоре после старта «Призрака» с Яковом и Сашей на борту.

И очень важны сны (послания от Левина?) Вандерхузе, где он стреляет из «Герцога» по человеку, слегка отклоняющему пули. Что будет, если ключ-детонатор откроет замок-человека? Ответ в романе (это мнение его автора) очень близок к тому, который дал в своём отзыве на «ЖвМ» автор этой рецензии.

Прежде чем перейти к ошибкам Константина, не могу не упомянуть о происхождении биологических родителей Якова Вандерхузе. Его отец «погиб под Донецком в две тысячи пятнадцатом дополуденной эры. Донецк — это не который ЕН-60654-3, а на Земле был такой город ... А вот мамина яйцеклетка как раз из Донецка ЕН-60654-3. Интересно, кто-то пошутил так, соединяя гены, или случайно вышло? В любом случае, результатом я удовлетворён.» Ну, что тут скажешь! Молодец Константин.

А ошибок я вижу две. Самая крупная это злоупотребление в счастливом будущем процедурой выборочного принудительного стирания памяти. Кто же возьмётся руководить секретными работами при такой перспективе? До какой степени нужно не верить людям, чтобы нельзя было ограничиться подпиской о неразглашении? Правда, если речь шла бы о неприятных, мешающих жить воспоминаниях, то в некоторых случаях, такая операция могла бы принести пользу.

Вторая ошибка это список фашистов (стр.285). Я там увидел только одного — Гитлера. Фантастический персонаж аль-Махди (настоящее имя Андреас Шольце) — обыкновенный религиозный фанатик, одержимый манией уничтожения неверных. Савонарола из этой же когорты. Но какой же фашист Рейган? Или Хомейни? Это скорее защитники национальных интересов, понимаемых иногда, конечно, слишком широко. Но почему-то нет в списке Муссолини. Да и многих других «достойных» кандидатов нет. Зато Дугин присутствует. Чем-то лично не угодил философ Александр Дугин философу Константину Крылову? И за это включён последним в один ряд с Гитлером?! Был бы жив, ответил бы за моральный ущерб в суде.

А в остальном, почтенный мой читатель, всё хорошо, всё хоррошо!****

Кроме одного — жаль, что такое прекрасное развитие человечества, расселение его по Галактике, так печально закончилось. По какой-то дурацкой причине состоялся самый грандиозный факап — сработала система «Посев». И где теперь Земля (она, к счастью, есть где-то во Вселенной и Солнечная система при ней, так что ещё не вечер), где пишущий об этом событии голован Маркос Вульф из рода Итрч-йенци, известно разве только лаксианам.

*) Куда делся Сикорски, догадаться нетрудно — он работает резидентом на планете Арбинада. Там же находится и Майя Глумова.

См. повесть Михаила Харитонова "Разоритель".

**) Это в точности равно длительности фильма Алексея Германа.

***) То, что Горбовский происходит из хорошей тагорянской семьи, мне кажется неплохой шуткой Константина. Братьям понравилось бы. При их-то замечательном чувстве юмора.

****) Таки есть одна бяка из тех, которые мне особенно неприятны. Яков остроумно отвертелся от опечаток в своём тексте — не работала клавиша стирания. Ладно, но позже она заработала, и надо было найти время на проверку. В итоге на стр. 425 мы можем полюбоваться самой грубой опечаткой, какая только возможна в этом контексте, — дон Румата назван доном Рэбой. Это Издательскому Дому «Городец» узелок на память.





1301
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 января 2023 г. 23:50
Карел Чапек. Война с саламандрами
цитата
(- Нет. Верховный Саламандр — человек. Его настоящее имя — Андреас Шульце, во время мировой войны он был где-то фельдфебелем.)

http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/war_sal....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:03
Спасибо! Чапека не читал. Но было подозрение, что этот Шульце в «Факапе» не просто так появился. Теперь буду знать, откуда он.


Ссылка на сообщение5 января 2023 г. 23:52
цитата mr_logika
В итоге на стр. 425 мы можем полюбоваться самой грубой опечаткой, какая только возможна в этом контексте — дон Румата назван доном Рэбой. Это Издательскому Дому «Городец» узелок на память.

А тут как написано? Румата или Рэба? Может быть это авторская редакция и уже не спросишь как должно было быть правильно...
http://samlib.ru/h/haritonow_m_j/fuc....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:12
цитата heleknar
А тут как написано?

Тут — это где? В книге, о которой моя статья, на стр.425 вместо Румата напечатано Рэба. Чья бы ни была редакция, при переиздании надо исправить.
Что бы сделало издательство (любое, себя уважающее), если бы в его продукте вместо Сталин стояло бы, например, Трумэн?
Захар Прилепин (м. б. это было и не по его вине) однажды допустил нечто подобное. Во втором издании ошибка была исправлена.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:20
Тут в смысле на Самиздате по ссылке, где изначально книга размещалась. У меня сейчас книги бумажной нет, маме дал почитать сравнить не могу.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:37
Посмотрел. В сети тоже дон Рэба (день 143). Это ошибка. Или описка. Получается, сам Константин промахнулся. Надо исходить из того очевидного факта, что он не был бы против восстановления истины.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:07
А купить где?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:16
Я заказал в Буквоеде. Через три дня получил, но прошло уже два месяца с тех пор. Надо смотреть в интернет-магазинах и на АЛИБе.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 01:31
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 09:07
Я заказал на сайте издательства «Городец» https://gorodets.ru/produ...
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 23:22
Заказал. Оплатил. Жду. А то вдруг изымут
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 15:02
Раз уж у Вас книга на руках, может озеленим страницу издания? Данные можно сразу мне в личку слать.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 00:57
Если что, «Г. Юзефович» с блёрба — это левенталевский фейк, реальная Галина Юзефович ничего такого не говорила и не писала, а Харитонова-Крылова вообще на дух не переносит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 01:05
цитата борхус120
«Г. Юзефович» с блёрба — это левенталевский фейк, реальная Галина Юзефович ничего такого не говорила и не писала,
Хотите сказать, что в издательстве «Городец» работают идиоты? Не могу согласиться.
цитата борхус120
Харитонова-Крылова вообще на дух не переносит.
А это мне известно.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 01:11
Нет, хочу сказать, что Юзефович писала об этом случае на своём канале и добилась разъяснений у «Городца». Те сказали, что блёрб без их ведома поставил Левенталь (у которого с Юзефович отношения примерно как у Юзефович с Крыловым) — видимо, чтобы позлить критикессу. Обещали на допечатках «цитату» убрать.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 01:27
цитата борхус120
Обещали на допечатках «цитату» убрать.
А на «напечатках» она останется. Значит ничего не изменится. Слово не воробей, а уж печатное ...
цитата борхус120
блёрб без их ведома поставил Левенталь

А этот Левенталь наместник бога в книжном мире? Нет, наверное. (А кто это такой? Я думал, что это несуществующий персонаж.) Значит, не идиоты, а просто дети маленькие, потому и не город у них, а маленький городец. Без их ведома, ага. Кто-то поверит этому?
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 09:10
Этот фейковый отзыв Левенталь составил из кусков гневных отзывов разных случайных людей с сайта самого Крылова)
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 14:34
цитата А. Н. И. Петров
Левенталь составил из кусков гневных отзывов

Очень интересно. Спасибо. Если так, то человек он не совсем адекватный, в смысле что-то с головой, неизлечимое. Не называется ли такой поступок подлогом? Это ведь уголовное преступление? Или этот чел юрист и УК ему не страшен?
Короче, либо больной, либо юрист, либо больной юрист. А поищу-ка я его в интернете.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:46
Ну он вполне известный в литературных кругах оригинал)
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 23:33
До чего же тонкой бывает иногда грань между оригиналом и придурком. Ну, это так, к слову ...


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 09:12
Больше спасибо за отличную рецензию на книгу. . «Факап» рвёт все шаблоны МП АБС, а финал просто бомба!!! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 14:36
:beer:


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 10:57
цитата mr_logika
Кто же возьмётся руководить секретными работами при такой перспективе?
Да те же самые, кто и без. Трюк со стиранием памяти при выходе на пенсию был еще в «Людях в черном»
цитата mr_logika
До какой степени нужно не верить людям, чтобы нельзя было ограничиться подпиской о неразглашении?
См. «Волны гасят ветер», люденовский трюк. Там же, что глубинная ментоскопия для верховных манагеров штука нечастая, но вполне-вполне допустимая. Ну а ментофильмы и на Саракше крутили, с такой технологией «распишитесь, что ничего не видели» становится чисто юридическим маркером
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 14:44
цитата ааа иии
Трюк со стиранием памяти при выходе на пенсию был еще в «Людях в черном»
Это почти убийство. Пенсионеры, ветераны живут воспоминаниями. Крылов не мог этого не понимать. Хотя нет, получается, что мог. И какой же это коммунизм? Это хуже, чем группа Толика Бойцова, существование которой ещё как-то можно объяснить (и в романе есть объяснение).
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 14:55
Целый фильм есть про стирание памяти

https://www.kinopoisk.ru/film...
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:54
цитата mr_logika
Это почти убийство.
Есть такой писатель — Алекс Орлов, вот у него выход из спецслужб прямо в могилу, с редкими исключениями. Что-то забыть, напрочь — не значит умереть для самого себя. Для других — м.б., но... Тревожных симптомов нет.
цитата mr_logika
Пенсионеры, ветераны живут воспоминаниями.
Только те, у кого больше ничего нет или свербят амбиции. Занятые — внуки, дача, разговоры, лекции, болячки, кошка, церковь — живут как все, днем сегодняшним. Да, вспоминают и переживают заново — но крайне редко служебные тайны и сменные задания. Очень убедительно рассмотрено Буджолд в «Памяти».
цитата mr_logika
И какой же это коммунизм?
Харитоновский, скорее всего. Хотя... красноармейцы Месс-менд тоже бы поняли слово «надо». И отсутствие частной собственности на средства производства вполне может распространяться и на профессиональную память
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 17:10
цитата ааа иии
живут как все, днем сегодняшним.
Это только видимость. Или в душу чью-то заглядывали?
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 17:26
Хорошо сказали. Вот только ответ зеркален — миелофон свой на улице нашли или...?!
  В душу, не в душу, а беседы имел. Переживания об оставленной работе и коллективе редко дольше двух лет, а то и вообще отторжение возникает по максиме Лисичкина: надо любить себя в театре и ненавидеть театр без себя.
Известны проекты «Покровский и братья», интервью с ветеранами Мухина, устная история — посмотрите, что именно откладывается в памяти людей.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 15:35
У меня задник был «подредактирован» наклейкой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:12
Поздравляю! Где вы это откопали? И то и это библиографические редкости, как уже заметил Вадим Левенталь.
А грязная ведь работа. Из текста следует, что и эта последняя игра дело рук мастера «хулиганской игры».
Вы работаете на ФЛ с пятилетнего возраста, а я ровесник Иешуа га-Ноцри.
Быть нам с вами в книге рекордов пива Гиннес.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 18:58
Из Читай-Города прислали.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:10
цитата mr_logika
А поищу-ка я его в интернете.
Да не больной как будто. И не юрист, а неудавшийся «физико-математик». А шутка нехорошая, факапоподобная. Обманывайте там у себя друг друга сколько влезет, но читателей-то зачем дурить? Роман Арбитман этим занимался, помнится, за что и получил от японцев люлей.
Вот интересный документ из не очень интересного т-канала (так и хочется написать «нуль-Т канала») Левенталя.
Открытое письмо Гжегожа Юзефович о ситуации с книгой К. А. Крылова «Факап»
Сегодняшней ночью меня разбудили (а я уже человек в преклонном возрасте и хороший сон для меня важен!) телефонным звонком представители издательства «Городец» с новостью о скандале, учинённом моей тёзкой Галиной Юзефович.
Суть абсурдных претензий госпожи Юзефович заключается в том, что она приписала себе текст моей рецензии, одновременно, при этом заявила, что текст не её, а книгу Крылова она даже не читала, и на этом фантасмагорическом основании потребовала от издательства убрать его с обложки книги.
Галина Леонидовна, одумайтесь! Неужели не понимаете, что своим несдержанным поведением вы играете на руку великорусскому шовинизму?! Ещё и обвинили Вадима Лепетала, моего доброго знакомого. А именно благодаря ему (за что Вадим и пострадал по итогу!) удалось поместить на обложку это предупреждение о душегубительной опасности ядовитого опуса Крылова-Харитонова.
Я обращаюсь к вашей совести. Пожалуйста не привлекайте дополнительного внимания к писанине этого оскорбителя памяти Стругацких. Пусть его проклятый шедевр будет забыт как современниками, так и потомками. Мы с вами делаем одно общее дело, хоть и с разных сторон. Так давайте не мешать друг другу.
   С надеждой на понимание
    Г. Юзефович

Пунктуация и орфография авторские (Гжегожа). Левенталь у него превратился в Лепеталу. Ну, это неправда, Вадим изъясняется достаточно чётко.
Ещё вчера я сомневался в существовании Левенталя. Теперь сомневаюсь в существовании «Гжегожа Юзефович», хотя, похоже, что это иностранец — не знает, что эта фамилия в мужском варианте склоняется.
Суть абсурдных претензий госпожи Юзефович заключается в том, что она приписала себе текст моей рецензии, одновременно, при этом заявила, что текст не её
По поводу этой фразы из письма можно заключить, что его автор слегка туповат. Думаю, этот вывод не нуждается в пояснениях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:50
Нет никакого Гжегожа Юзефовича, это Левенталь прикалываться продолжает.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 21:56
цитата А. Н. И. Петров
Левенталь прикалываться продолжает.
Надеюсь, он скоро поймёт, что прикалываться иногда вредно для здоровья. Надо знать, где остановиться и чаще проверять тормоза.
 


Ссылка на сообщение9 января 2023 г. 15:55
цитата
Роман Арбитман этим занимался, помнится, за что и получил от японцев люлей.


Книга вышла в Японии, всё нормально, какие еще «люлей», о чем это?
https://fantlab.ru/edition203...
 


Ссылка на сообщение9 января 2023 г. 17:47
Не могу вспомнить (найти), кто мне об этом скандале написал. Кто-то из тех, кому я доверяю. Выложил здесь свою рецензию 2018 года на «Субъективный словарь фантастики», может быть тот человек заметит эпиграфы и откликнется, напомнит, что сделали японцы.
 


Ссылка на сообщение9 января 2023 г. 18:00
Испорченный телефон наверное :)
 


Ссылка на сообщение9 января 2023 г. 19:39
Помню вот что. Японцы поверили Кацу, перевели, издали как серьёзную работу. Когда выяснилась истина, они обиделись и как-то выразили обиду на практике. Может и «телефон», а может и найду что-нибудь. Пока поиск не дал результата.


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 16:34
Теперь, что будут считать правильное издание только это? o_O
А это теперь запрещено :-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 17:16
Фанаты и библиофилы просто обязаны иметь оба варианта:cool!:
В истории книгопечатания это не первый ли случай? Вопрос к знатокам.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 19:01
Ну, собственно, у меня и есть два.
Наклейку, чтобы «корочки» не портила отклеил, но приспособил ее на прозрачную обложку.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:32
Вот это номер! Я подумал, что это переплёт заменён на дополнительном тираже. Так что же эти дуболомы рассылали наклейки по магазинам? Интересно, сколько стоит наклейка без книги. И толку-то от наклейки ровно ноль, если она снимается.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 20:51
Они отозвали тираж (он маленький) и нашлепали наклейки, потом вернули в магазины. Понятно, что легко отклеивается.
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 21:51
цитата А. Н. И. Петров
Они отозвали тираж (он маленький) и нашлепали наклейки,
Штук сто-сто пятьдесят из тысячи, вероятно, ещё не были проданы. Так что не зря поработали:-)))
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 21:00
«Толк» — такой же как от «подписке о неразглашении» (из вашего диалоги из соседней веточки), а в дополнительном тираже (который, надеюсь, будет) уже произведут «глубинную ментоскопию».:-)
 


Ссылка на сообщение6 января 2023 г. 21:48
цитата Roy Batty
«Толк» — такой же как от «подписке о неразглашении» (из вашего диалоги из соседней веточки),
Это из рецензии, а не из диалога. Я предполагаю, что при коммунизме люди будут более порядочными, чем сейчас. Так считали и братья Стругацкие. В Факапе это в целом так и есть, а по непорядочным там работают получше, чем в наше время.
 


Ссылка на сообщение7 января 2023 г. 20:05
Ваша фамилия не Левенталь?
 


Ссылка на сообщение7 января 2023 г. 21:34
Да, я Левенталь Вольдемар Иудович. Литературовед из Петербурга. А как вы догадались?
 


Ссылка на сообщение10 января 2023 г. 22:31
Ну либо раздвоение личности, либо отыгрываете роль


Ссылка на сообщение10 января 2023 г. 19:19
Стоит ли читать книгу, если не знаком с миром полдня или ни черта не поймёшь?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2023 г. 21:47
Сам автор считал чтение этого романа неподготовленным читателем почти напрасной потерей времени.
«В принципе, чтобы получить от данного текста «удовольствие полное и совершенное», читателю НЕОБХОДИМО знать большинство книг братьев Стругацких, посвящённых Миру Полудня.» (из предисловия автора)
Добавлю, что в «Факапе» упоминается даже один из героев «Туманности Андромеды» (один из учёных послеполуденной Земли носит его имя, правда, с небольшой прибавкой). Необходимо также знать рассказ Шекли «Лаксианский ключ».


⇑ Наверх