Жюри Новых горизонтов о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Жюри «Новых горизонтов» о лауреате премии, романе «Оккульттрегер» Алексея Сальникова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жюри «Новых горизонтов» о лауреате премии, романе «Оккульттрегер» Алексея Сальникова

Статья написана 10 августа 2023 г. 10:11

Алексей Сальников. Оккульттрегер. – М.: АСТ, 2021

Отзывы жюри

Ольга Балла:

Самое яркое и убедительное в романе Алексея Сальникова – всё, что не фантастично (то есть, мне не кажется, что он расширяет границы человеческого или заглядывает за них). Он прекрасно и точно передаёт человеческую психологию – именно человеческую, известную нам, в общем-то, и без того, не сверхчеловеческую / иночеловеческую, рассмотрению которой, казалось бы, призвано служить лежащее в основе романа фантастическое допущение: в земной жизни участвуют, корректируя происходящее, сверчеловеческие существа. Автор заимствует, видоизменяя их под свои актуальные надобности, элементы больших мифологий — собственно, почти единственно христианской: действующие у него под человеческими личинами ангелы, херувимы, престолы (с их предельно неясной у Сальникова иерархией), а также вполне дружественные им (и не очень-то от них отличимые) бесы и черти — все сплошь оттуда. Из обширной алхимической традиции автор заимствует гомункулов (видоизменяя их смыслы и устройство, согласно собственному произволу, едва ли не радикально: в частности, в его мире гомункулов никто не изготавливает искусственно. Зато они непременно сопровождают так называемых оккульттрегеров и тем самым вообще делают возможной их оккульттегерскую практику. Обращается он и к (пост)мифологиям малым, властным над нынешними умами (где-то на страницах книги мелькают, единожды помянутые, дементоры из Джоан Роулинг). Из многих традиций сразу, без внятных отсылок к какой бы то ни было конкретной, Сальников берёт идею реинкарнации, причём, что самое интересное, прижизненной: существам, подхватившим в XXI столетии в качестве своего названия словцо «оккульттрегеры» (в иные века у них, по всей вероятности, были другие обозначения), ради того, чтобы перевоплотиться, нет нужды умирать, тем более, что они, при сохранении определённых условий, бессмертны. (Вот и сюжет, – глубоко вторичный, инструментальный по отношению ко всей демонологии, которую автору чувствуется важным выговорить; вторичный настолько, что настоящее его развитие начинается во второй половине повествования: у оккульттрегера Прасковьи, претерпевающей очередные свои перевоплощения в 2019 году в городке на Урале, отнимают гомункула – лишая её тем самым возможности быть оккульттрегером. Она его разыскивает и возвращает. На этой кристаллической решётке осаждается много всего.)

В целом получается из пушек по воробьям: весь этот многосоставный инструментарий не усложняет видения ни мира, ни социума, скорее даже заметно это видение упрощает; отбирает у него метафизическую глубину. Более того, при этом размывается такая коренная, держащая на себе все без исключения мифологии мирообразующая оппозиция, как противостояние Добра и Зла. И уже совершенно отказывается автор от их христианских персонификаций — от Бога и Сатаны (то есть: мифологическую периферию христианства он берёт, к религиозной сердцевине даже не прикасается; так и хочется сказать — и правильно делает). Их там нет вообще, даже на уровне упоминаний, в результате чего вся демоно- и ангелологическая конструкция в романе напоминает курицу с отрезанной головой, которая, прежде чем упасть, ещё как-то бегает по кругу. То есть: Творца точно нет, а вот совсем обойтись без второго Лица Троицы — при активном-то востребовании христианского материала — всё-таки не получилось. Он мелькает беглым упоминанием, не открывая ни Своего настоящего имени, ни Своего лица. Зато автор делает смелое предположение о Его истинной природе (Христос у него – выросший, вопреки обыкновениям, гомункул). Не упраздняя исходной мирообразующей оппозиции, Сальников размывает, сильно ослабляет её.

Мне кажется, автор не использует всех предоставляемых его собственным замыслом богатейших возможностей (самое сильное в этом отношении — очень убедительное, физиологически точное описание воскрешения из мёртвых и пересечений границы жизни и смерти по нескольку раз в обеих направлениях). Бессмертие, многожизние (оккульттегеры с сопутствующими гомункулами перевоплощаются каждые четыре месяца), многообразие исторического опыта, которым обладают его «оккультрегеры» и сопутствующая им потусторонняя публика, умудряется совершенно не сообщить их мировосприятию новых, неожиданных измерений. Этот опыт не укрупняет их и даже не делает их умнее. Он (очень человеческим образом) даже и помнится весьма фрагментарно.

В целом вышел прекрасный реалистический роман, с узнаваемой, убедительно переданной фактурой провинциальной реальности, с виртуозно выстроенным сюжетом, не раз искусно обманывающим типовые читательские ожидания, но чего точно не открывает, так это, увы, новых горизонтов.

Андрей Василевский:

Признаюсь, не ждал слишком многого от этого романа, но разочарован не был. С большим интересом читал. Так сказать, не за деньги. А когда дошел до пространного и неожиданного для меня «Эпилога», совсем понравилось. Финалы — самое трудное, Сальников нашел нетривиальный и убедительный «выход» из романа. Дочитав, подумал: сколько же сил тратят эти существа (демоны, серафимы, оккульттрегеры), чтобы… Что? Чтобы наша общая жизнь была… Какой? А вот такой как она есть. То есть улучшить ее (по Сальникову) невозможно, а ухудшиться, испортиться она может легко (если, конечно, не прикладывать — буквально нечеловеческих — усилий). Такой вот консерватизм. Оккультный.

Глеб Елисеев:

После прочтения этого романа в голове у меня почему-то всплыла старая добрая эпиграмма на «Альтиста Данилова» В. Орлова: «Сюжет романа замесил он с помощью нечистых сил. От демонов ему овация – роман сплошная демон-страция».

В книге А. Сальникова демонов тоже навалом; еще и ведьмы есть, и гомункулы, и даже вечно пьяные херувимы. Но, в отличие от текста В. Орлова, истории о них почему-то не создают впечатления постоянно усложняемого литературного мира и открытия неких новых реальностей. К сожалению, картина Вселенной в «Оккульттрегере» на удивление «плоская», как в советских реалистических романах 70-х гг. ХХ в. Просто в книге А. Сальникова «бытовуха» из жизни обычных людей заменяется бытовыми пробелами условно бессмертной нечисти. Но эта «экзотика в деталях» не уменьшает и не меняет общего ощущения – «неизбывный быт в неподвижном и неменяющемся мире».

Чувство «вязкости окружающего» дополнительно усугубляет и утомительное многословие автора. Возможно, это нарочитый прием, дополнительно воздействующий на читателя, и тогда он безусловно работает. Только стоит ли тратить время на книгу, чтение которой вызывает ассоциации с медленным передвижением по лесному болоту – это большой вопрос.

Ирина Епифанова:

Поначалу несколько мешало читать очевидное (и явно намеренное) сходство с «Альтистом Даниловым». По мере чтения это ощущение, впрочем, сгладилось и на смену его пришло другое: близости и узнавания. Это донельзя личное и субъективное ощущение, конечно, но, читая Сальникова, я жалею, что не я это написала. Потому что, если б умела, написала бы как-то. Все тщательно подмечаемые им бытовые детали — те же, на какие и я бы обращала внимание. Все его описания, на мой вкус, алмазно точны.

Мир описанного Сальниковым городка, помимо людей, населён сверхъестественными существами. И если ангелов похожих (пьющих, неприятных, жёлчных, да что там говорить, довольно мерзотных типов, вовсе не похожих на некие горние сущности) я уже где-то видела, да вот хотя бы в стареньком фильме «Майкл» с Траволтой. То концепция чертей здесь довольно интересная: они не творят зла, даже наоборот, зачастую стремятся помогать. Но они настолько совершенны и всё у них в жизни настолько распрекрасно (и выглядят всегда свеженькими, и одеты с иголочки, и во всех сферах всё ладится), что они просто самой своей безупречностью бесят людей и провоцируют их на худшее. Помимо этих двух «рас», есть ещё и чуть менее понятные оккульттрегеры. Совместно с ангелами и чертями они стоят на страже целостности реальности, уничтожая всяческую энтропию, мистические глюки и баги, вредящие людям и именуемые в романе «муть». А уничтожают они её методом так назывемого «переосмысления», придумывая этой прущей откуда-то из иного мира ереси и ахинее понятные, земные объяснения и тем самым обезвреживая её.

Главная героиня, Прасковья, как раз и есть оккульттрегер. Выглядит она как 25-летняя молодая мать с ребёнком-младшешкольником, но самой ей на самом деле она намного старши, живут оккульттрегеры не одну сотню лет, просто время от времени обновляются, «линяют». А тот, кто выглядит как ребёнок, это гомункул, вечный спутник и помощник оккульттрегеров, ещё менее понятное существо, не то ходячий пауэрбанк, не то хранилище информации, не то пульт дистанционного управления.

Прасковья борется в своем и окрестных городках с мутью при помощи знакомых ангелов и демонов, а мы понимаем, что все эти высшие и низшие сущности, по сути, те же люди. Мысль не новая, встречавшаяся и у того же Орлова, и в «Дозорах». Но мир Сальникова такой обаятельно депрессивный, такой щемяще знакомый, что ему уже, кажется, и не нужны оправдания из серии «почему это хорошо, хотя где-то когда-то похожее уже было».

Вадим Нестеров:

А вот это хорошо.

Сальников – самое бесспорное открытие в русской литературе последнего десятилетия, наличие таланта у уральского прозаика не отрицают даже недоброжелатели. При этом с Сальниковым случилось самое страшное, что только может случиться в отечественном литературном сообществе – он очень мощно стартовал.

«Петровы в гриппе» реально стали открытием и свежим воздухом. Как следствие – с автором все носятся, пытаясь залюбить его до смерти, и с 2018 года ждут от него новых «Петровых в гриппе». Новые книги писатель выпускает регулярно, но все какие-то… Не новые, короче. Но при этом – хорошие, что примиряет.

«Оккульттрегера» тоже не объявят «Мертвыми душами» народившегося Гоголя, никто не скажет: «Наконец-таки Сальников прыгнул выше головы».

Но роман при этом хорош, несмотря на избитый заход: ангелы и демоны живут среди нас, переложенные оккульттрегерами – своеобразным связующим звеном между людьми, бесами и херувимами. При этом никакого треснувшего напополам мира с дымящим разломом нет, разнообразное воинство не воюет, а, скорее, совместно выживает.

Ангелы в большинстве своем синячат и бомжуют, ибо что еще можно делать в нашем мире ангелам, бесы внешним видом и финансовым преуспеванием вызывают у людишек зависть, а оккульттрегерши – они исключительно женского пола – разруливают возникающие проблемы и поддерживают гомеостатическое равновесие.

С одной из таких не очень серьезных, но неприятных проблем – нанятые отморозки убили подругу и коллегу главной героини, оккультрегершу Наташу – книга и начинается. А это значит, что последнему оставшемуся в городке оккультрейгеру Прасковье Головняковой – прошу любить и жаловать — надо идти на поклон к сильно пьющему херувиму Сереже («что ни рожа – то Сирожа»), а он за просто так ничего не сделает… Хорошо еще – стоят новогодние длинные выходные, плюс непрошенным Ватсоном рядом трется подруга, демон и видеоблогер Надя…

Параллели с «Альтистом Даниловым» и «Ночным дозором» в перепевке для интеллектуальной прозы напрашиваются и потому автором филигранно обстебываются.

Автор вообще умеет и периодически жжот – то глаголом, то ненатужным остроумием, то среднерусской тоской.

Хорошая книга от плохой отличается в общем-то немногим – умением автора подмечать неочевидное, рассказывать небанальное и иногда запариваться нерешаемыми вопросами. Ибо нет ничего страшнее автора, имеющего твердые убеждения и непоколебимое понимание происходящего.

Вот за эти три умения Сальникову прощаешь многое – и чрезмерную говорливость, и неумение держать сюжет на длинных дистанциях (книжка в общем-то закончилась с новогодними выходными, дальше автор больше дурака валял, хоть и очень старался) и скомканный – не слитый, а именно скомканный – финал, причем с ненужной вишенкой.

Ну и главное, что меня купило – «Оккульттрегер», пожалуй, первый роман Сальникова, где в финале явственно брезжит светлое пятно.

Добро, Борисович, инда еще побредем.

Екатерина Писарева:

Алексея Сальникова люблю давно и нежно, начиная еще с его «Петровых в гриппе и вокруг него». Он пишет о русской реальности и русской хтони виртуозно, раскладывая нашу жизнь по нотам. Магический реализм Сальникова знакомо окутывает читателя, погружая его в камерный мир уральского городка, мир оккульттрегерки Прасковьи Головняковой и ее сына-гомункула. И вроде бы с текстом все хорошо, ровно, но он такой освоенный и знакомый, что не получается удивиться.





1117
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 10:30
цитата
В целом вышел прекрасный реалистический роман, с узнаваемой, убедительно переданной фактурой провинциальной реальности, с виртуозно выстроенным сюжетом, не раз искусно обманывающим типовые читательские ожидания, но чего точно не открывает, так это, увы, новых горизонтов.

цитата
После прочтения этого романа в голове у меня почему-то всплыла старая добрая эпиграмма на «Альтиста Данилова» В. Орлова: «Сюжет романа замесил он с помощью нечистых сил. От демонов ему овация – роман сплошная демон-страция».

В книге А. Сальникова демонов тоже навалом; еще и ведьмы есть, и гомункулы, и даже вечно пьяные херувимы. Но, в отличие от текста В. Орлова, истории о них почему-то не создают впечатления постоянно усложняемого литературного мира и открытия неких новых реальностей.

цитата
Прасковья борется в своем и окрестных городках с мутью при помощи знакомых ангелов и демонов, а мы понимаем, что все эти высшие и низшие сущности, по сути, те же люди. Мысль не новая, встречавшаяся и у того же Орлова, и в «Дозорах». Но мир Сальникова такой обаятельно депрессивный, такой щемяще знакомый, что ему уже, кажется, и не нужны оправдания из серии «почему это хорошо, хотя где-то когда-то похожее уже было».

цитата
«Петровы в гриппе» реально стали открытием и свежим воздухом. Как следствие – с автором все носятся, пытаясь залюбить его до смерти, и с 2018 года ждут от него новых «Петровых в гриппе». Новые книги писатель выпускает регулярно, но все какие-то… Не новые, короче. Но при этом – хорошие, что примиряет.

«Оккульттрегера» тоже не объявят «Мертвыми душами» народившегося Гоголя, никто не скажет: «Наконец-таки Сальников прыгнул выше головы».

цитата
И вроде бы с текстом все хорошо, ровно, но он такой освоенный и знакомый, что не получается удивиться.


Итого: премию «Новые горизонты» получила книжка, по поводу которой жюри практически единодушно заключило, что никаких новых горизонтов в ней нет. Ок.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 11:02
Потому что организаторы не дают жюри установку отобрать самое новаторское (иначе в этом сезоне дрались бы за первое место «Снег Мариенбурга» и «Смерти.нет»), а предлагают просто голосовать сердцем. В жюри нет любителей авангарда и вообще каких-то литературных экспериментов, о чем можно прекрасно судить по всему корпусу отзывов на конкурсные книги, ну оно и голосует за хорошо написанные, понятные и приятные/легкие для чтения работы.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 12:05
Андрей, я рад, что наконец встретил человека, владеющего телепатией и точно знающего, что организаторы дают, а что не дают.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 13:15
То есть установка отобрать новаторское была дана, но жюри ею пренебрегла? Или все-таки такой установки не было?

На всякий, еще раз повторю, что не имею претензий ни к премии, ни к ее оргам, ни к номинаторам, ни к жюри, ни к отзывам жюри, ни к чему. Это ваше дело, которое вы делаете, как хотите. Я тут просто потому, что другой движухи нет.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 12:16
да, было бы интересно узнать, кто свой голос за что отдал
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 23:44
Стоит переименовать премию.


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 17:04
Мне кажется что в этом обсуждении есть здравое зерно в том смысле что в жюри не помешал бы эксперт по литературным экспериментам
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 19:01
Будь у меня право голоса, я бы как раз вас, Ася, предложил в жюри.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 22:50
Мы не привлекаем к работе жюри писателей, которых могут номинировать на премию.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 00:12
Так что я ещё долго смогу бухтеть в комментариях)))
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 21:57
а где готовят таких экспертов?
 


Ссылка на сообщение10 августа 2023 г. 22:51
Очевидно, на ФантЛабе же. 8-)
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 00:42
Я не думаю, что их где-то готовят массово
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 08:38
а не массово?
в моём понимании эксперт... ну что-то вроде «эксперта-криминалиста», т.е. человек, прошедший спецподготовку, утрируя
а когда тут на форуме 12 самоназначенных экспертов...
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 12:40
Форум на то и форум в эээ античном смысле, что на нём голос есть у всех. А поиск штучного эксперта дело, очевидно, непростое. Может, я не знаю, у каждого действующего жюриста спрашивать, кого они бы порекомендовали?
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 13:51
Ну, наличие голоса и понимание сути процессов — сильно разные вещи. Как известно, народ сер, но мудр.
Плюс, этот подход мне напоминает приснопамятные тридцатые годы, когда фантастика анализировалась сугубо с точки зрения эээ... инженерных вопросов. Боюсь, результат будет схожим.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 14:07
Тут есть известные риски, да. Но исследование новаторских решений в литературе всегда несколько схоже с инженерными вопросами. Читатель, даже самый квалифицированный читатель, всё-таки больше смотрит на «зачем» книга и только во вторую очередь на то, как книга доносит это «зачем» до него, любимого (и вот мое читательское мнение о скажем «Снеге Мариенбурга» очень кислое, ну не люблю я тот хронотоп, а Васю за питерское очень даже пробрало)
А инженерные вопросы «как это сделано», методы донесения этого самого зачем, и по уму, новаторскими всегда являются именно они.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 14:45
Лично меня всегда пугало намерение акцентировать внимание на отдельном аспекте произведения. Вспоминаются нф-возрожденцы, которые яростно доказывали примат нф-допущения над всем остальным. И я не уверен, что достижение нового горизонта в любой ипостаси важнее и интереснее литературной составляющей.
Сугубо, имхо
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 16:53
Ну оно как бы верно, и действующее жюри в сторону баланса качеств и тянет.

А я отвечаю на запрос «раз мы на Новых горизонтах, давайте таки акцентировать внимание на новизне»

Тем более, что да, параметр новизны периодически, но очень бессистемно выныривает и вновь исчезает во всех дискуссиях, причем не первый год. Так что имхо хорошо бы в жюри, которое говорит о месседжах и общей читабельности, как нормальные квалифицированные читатели, иметь ещё и петрушку, который бы отвечал за внимание к инновациям
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 12:26
Солидарна с Андреем


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 16:20
Учитывая, что мензуру Зоили, чтобы объективно оценивать «литературные достоинства» в целом, ещё не завезли, а «новые горизонты» вынесены в название премии, хотелось бы, чтобы жюри в первую очередь оценивало новаторство в плане возможных путей развития жанровой литературы.
цитата
Цель премии – отметить тексты и поощрить авторов, которые расширяют границы жанра и исследуют территории за пределами традиционных литературных полей.

Можете не соглашаться, но мне совершенно очевидно, что Алексей Сальников никак не расширяет границы жанра, поскольку всегда находился и находится вне их, а «Оккульттрегер» — вещь вполне традиционная. Эти поля ещё Михаил Булгаков и Владимир Орлов вспахивали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 20:25
Парадоксальным образом вы опровергаете себя — вот этой фразой:

цитата Славич
сегда находился и находится вне их


Всегда — находился. А теперь — не находится. Культурное поле расширилось. ЧТД.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 22:04
цитата vvladimirsky
Всегда — находился. А теперь — не находится. Культурное поле расширилось. ЧТД.
Если у Сальникова и есть книги, относящиеся к жанровой литературе, это «Отдел», напечатанный в толстом журнале «Волга» ещё в 2015 году. В «жанровом гетто» писатель никогда не был, следовательно рамки не расширял и за их пределы не выходил. Ещё один из авторов основного потока, который в своём творчестве пользуется фантдопущениями. А кто сейчас не пользуется?

Вот если бы жанровые вещи про баронов и драконов или про космические корабли вызывали резонанс в широких литературных кругах, если бы кто-то из авторов НФ, фэнтези и хоррора неожиданно получил общелитературную награду, тогда да, культурное поле бы расширилось. А так, автор из мейнстрима написал мейнстримный роман с фантдопущением. Обычное дело для эпохи постмодернизма или метамодернизма.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 22:38
цитата Славич
если бы кто-то из авторов НФ, фэнтези и хоррора неожиданно получил общелитературную награду


Мне кажется, вы напрасно маргинализируете и геттизируете фантастику. Это архаичный подход: изменился контекст, изменилась литература. И слава богу.

Я об этом уже говорил довольно подробно, не буду повторяться.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 22:59
Напротив, я очень не люблю все эти рассуждения насчёт «гетто», но прибегаю к ним в надежде, что удастся донести главную мысль. Есть жанровая литература, она может восприниматься или не восприниматься как нечто маргинальное, не суть. Вот в восточноевропейских странах писателей-фантастов награждали высшими премиями в области литературы ещё в восьмидесятые. Примерно в то же время пришедший из мейнстрима Иэн Бэнкс здорово раздвинул привычные рамки со своим циклом о Культуре. Лет 10-15-25 назад новые горизонты открывал Чайна Мьевиль. Но все они при этом писали научную фантастику или фэнтези.
А есть писатели-постмодернисты (или метамодернисты, или неоэкспрессионисты или назовите как хотите), которые регулярно, на протяжении последних лет 50 или даже больше, обращаются к фантастике в широком смысле, пишут магреализм или мистику или что-нибудь такое непонятное. Этот поток течёт независимо от жанровой литературы. Ну да, время от времени происходит обмен идеями, но это совершенно обычное дело. Не надо пытаться выдавать этот процесс за что-то новое, расширяющее жанровые рамки или меняющее культурное поле.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2023 г. 10:49
Да нет, вот эта формулировка — «есть жанровая литература, а есть литература» — как раз и есть маргинализация и геттизация, в кристально чистом виде. Зачем устраивать параолимпиаду для «писателей с особенностями» вплотную не вижу. Таких премий и без нас полно.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2023 г. 15:26
цитата vvladimirsky
Да нет, вот эта формулировка — «есть жанровая литература, а есть литература»
Я такого никогда не говорил, перечитайте. Никогда не отождествлял понятия «мейнстрим» и «литература».
цитата vvladimirsky
Зачем устраивать параолимпиаду для «писателей с особенностями» вплотную не вижу.
Да потому что все писатели «с особенностями». И хвалёный современный мейнстрим-«постмодер низмъ» в том числе.
А ещё потому что итоги премии в который раз не совпадают с её заявленной целью.

Но я так понимаю, что по существу Вам возразить нечего, раз уж начали искажать смысл моих слов, заменяя на прямо противоположный.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2023 г. 23:27
Или вот ещё пример. Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» и «Клара и Солнце». Сказал ли автор что-нибудь новое в традиционных для научной фантастики темах? Сильно сомневаюсь. Но он написал два замечательных романа, которые со спокойной совестью можно отнести к жанровой литературе. В отличие от книги Сальникова.
Потому что есть научная фантастика (в широком смысле) и фэнтези, которые есть «жанр», которые нужно выводить за рамки, гнать к новым горизонтам и т.д. А есть мистика, магреализм и всё такое прочее, что изначально существует в сфере мейнстрима. Их не надо выводить ни за какие рамки, поскольку рамок для них и не было.


Ссылка на сообщение12 августа 2023 г. 15:48
Если то, что я выше написал, слишком сложно для понимания, попробую объяснить совсем просто.
Несколько умных людей реализовали хорошую идею, создали премию «Новые горизонты», на которую номинационная комиссия стала вперемешку номинировать научную фантастику, фэнтези и разнообразный постмодернистский (метамодернистский, если угодно) мейнстрим. Естественно, что в большинстве случаев побеждает мейнстрим, ведь ко всему прочему жюри тоже в основном состоит из мейнстримовских критиков. Нормально, вроде бы ничего страшного.
Но во-первых, в этих мейнстримовских книгах нет ничего принципиально нового, чего бы не придумали ещё 10, 20 или 50 лет назад. Нет никаких «новых горизонтов». Постмодернисты так пишут. А во-вторых, вся эта постмодернистская (в кавычках или без) литература не влияет на русскую НФ и фэнтези от слова «никак». Это внешние процессы, идущие уже не первое десятилетие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 12:09
Не в бровь, а в глаз бьете!)
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 12:48
Ну что могу сказать. У вас крайне своеобразные представления о постмодернизме, о литературе, о литературном процессе и пр. Не то чтобы имеющие заметное отношение к реальности, но типичные для определенного круга читателей. Круга, сужающегося последние 15-20 лет, но широко представленного на некоторых интернет-площадках.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 13:34
Главное, что представления верные. К сожалению для русской НФ и русского фэнтези, которые существенно не меняются от того, что Маканин, Быков, Прилепин и Водолазкин что-то фантастическое когда-то давно тоже написали, и к сожалению для премии, которая новых горизонтов за 10 лет так и не открыла.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 14:40
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (C)

Нет, к сожалению или счастью, но все не так.


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 21:14
Кстати название и правда. Что оно означает? Название должно «продать» мне роман. Должно сказать мне смотри как интересно! Но что если я.. Даже не знаю что оно собственно означает?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 22:27
Сильно сомневаюсь, что книги «продают» именно названия. Скорее уж имя автора на обложке. Алексей Сальников, автор «Петровых в гриппе», — это уже бренд.
 


Ссылка на сообщение13 августа 2023 г. 22:38
цитата Славич
автор «Петровых в гриппе», — это уже бренд.
Так то оно так.Правда я лично о авторе не слышал но это неважно. А важно то что название очень важно. иначе можно было совсем без названия. Вот Лукьяненко. Очень известный автор.но абы что я у него не прочту. Потому что их ( авторов) сотни тысяч.Я не буду читать и тем более покупать ВСЕ что напишет автор.Да есть те кто будет но их не так много. Всех остальных надо заинтересовать. И название очень важно. А когда я вижу непонятное название на крайне скучной обложке.. Мне неинтересно! Я не знаю.. Может там что то сверхинтересное.Но обложка и название должны привлекать! но..
 


Ссылка на сообщение14 августа 2023 г. 00:04
Название, что очевидно, образовано из сочетания слов «оккультизм» и «культуртрегер». Если эти слова читателю не знакомы, ничего не говорят, видимо, ему этот роман покупать не стоит.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2023 г. 00:22
цитата vvladimirsky
слов «оккультизм» и «культуртрегер»
оккультизм конечно знакомо:-) А вот культуртрегер .. Слышал конечно но оказывается ошибался.Мне казалось это те кто вместо бастующих на работу нанимается:-) Понятно.:-)


⇑ Наверх