Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Сегодня расскажу о хороших книжных сериях, на которые стоит обратить внимание любителям классической мистики, готики, вирда, и т.д. Те, кто давно в теме, вряд ли найдут что-то новое, но новичкам может быть интересно.
Венсан должен умереть (2023), режиссёр Стефан Кастанг
В жизни дизайнера Венсана вдруг стало больше жестокости: его избил стажёр на работе, потом один из коллег постарше беспричинно напал на него. Затем стали проявлять агрессию все вокруг. Поняв, что причина нападений была в том, что он контактирует взглядом с будущими обидчиками, Венсан укрылся в деревенском доме своего отца, оборвав все социальные связи. Но угроза его жизни и здоровью никуда не исчезла. Практически все вокруг хотят его убить...
Фильм начинается, как социальная драма о том, как люди выплёскивают свои напряжение и усталость. Бешеный ритм городской жизни, большие объёмы информации и вечная спешка делают человека агрессивным и непредсказуемым. Но как только выясняется, что причина агрессии в отношении главного героя — это визуальный контакт будущих агрессора и жертвы, то становится понятным, что в повествование вплетается фантастический элемент. Режиссёрская находка метафорична: люди действительно часто способны на странные поступки, неправильно истолковав невербальные сигналы другого человека. Взгляд — это довольно частая причина начала конфликта. Причём, мотивация насильника подчас не поддаётся никакому разумному объяснению. В фильме особенно примечательна сцена, когда Венсан впервые совершает открытие причины жестокости окружающих: пожилая женщина, встретившись с ним взглядом, мило улыбнулась герою, а через мгновение, когда Венсан вновь поднял взгляд на старушку, та уже прожигала его ненавистным взглядом насквозь. Всё остальные сцены показаны зрителю уже не так ярко и впечатляюще, поскольку их каскад становится просто неостановимым. Опасность крылась в каждой человеческой фигуре и наблюдать за тем, как герой приспосабливается к новой агрессивной реальности, крайне интересно.
Случайная встреча с бомжом на заправке, который оказался бывшим школьным учителем, привела Венсана к открытию, что есть в мире не только те, кто стремиться его убить. Целое законспирированное интернет-сообщество людей, в отношении которых осуществляется насилие, говорит о том, что главный герой не один. Поэтому создатели подкинули ещё одну интригу: может быть вирусом заражён Венсан или же это все агрессоры заражены странной болезнью? Ответ на этот вопрос зритель получит ближе к финалу.
Но когда в сюжете появляется официантка Марго, в которую влюбляется Венсан, интрига нарастает. Ведь несмотря на взаимные чувства, Марго тоже временами подвержена вспышкам агрессии в отношении своего возлюбленного. И потому главным героям приходится искать выход из этого тупика: любить друг друга можно, но только приняв соответствующие меры. Между исполнителями ролей Марго и Венсана происходит то, что оживляет любой фильм, в которых есть любовная линия — химия. Актёр Карим Леклу внешне далеко не Ален Делон, поэтому в его персонаже есть то, что притянуло слегка бесшабашную Марго, превосходно сыгранную Вималой Понс — это какая-то трогательная застенчивость и трепетность среди агрессивной окружающей среды. За трогательными отношениями героев, в которые вмешивается неизвестный вирус агрессии, наблюдать интересно и поневоле проявляется сочувствие этим двум персонажам, создавшим чувственный островок нежных чувств в шторме налетающих порывов зла и насилия.
Фильм весь пропитан ожиданием некоего взрыва. И создатели не обманывают зрителя — в финале его ждёт не только шокирующий сюжетный твист, связывающий воедино причину массовой агрессии и поведения жертвы Венсана, но и придавая более глобальный масштаб происходящим в фильме событиям. К этому привела общая гнетущая атмосфера и апокалиптичные нотки происходящего: параноидальное поведение главного героя, непредсказуемость вспышек агрессии Марго и ожидание разгадки причин эпидемии. Фоново звучащие по радио рассуждения о природе насилия и агрессии напомнили триллер "Райское озеро" о подростковом насилии, а взаимоотношения главных героев посреди быстро распадающегося мира отсылают к картине "Последняя любовь на Земле". Эти мотивы, хоть и с небольшой оглядкой на фильмы прошлых лет, но всё же придают картине индивидуальность, столь редко встречающуюся в триллерах.
В фильме есть и недостатки. К примеру, совершенно непонятно, почему к Венсану не проявила агрессии соседка по сельскому дому, с которой он встречается взглядом, в то время, как её малолетняя дочка проявляет. Непонятная сцена борьбы одним из агрессоров в болоте с фекалиями — смотрится, как отсылка к культовому "Зелёному слонику": отвратно и мерзко (хотя для фестивального кино это в самый раз). Обрыв социальных связей выглядит неполным, так как герой продолжает общаться по телефону с бомжом. И если бы не перечисленные недостатки, да к тому же отсутствие разгадки сопротивления некоторых представителей человечества эпидемии агрессии, то фильм стал бы настоящим бриллиантом в жанре триллера.
Довольно необычный представитель жанра триллер, подпорченный некоторыми сюжетными несостыковками и ориентацией на артхаус. Посмотреть фильм всё же стоит: шикарные актёрские работы и общая густая параноидальная атмосфера доставят удовольствие даже искушённому зрителю.
«Меня переклинило от страха, когда корни в ногу вонзились. В горле резко пересохло, вместо слов какое-то мычание. Дрожащими руками стал отбрасывать от себя корни, а они разрастаются и сильнее меня опутывают. Краем глаза вижу: мелькнуло что-то голубое за ближайшими кустами...» («Березы иногда бегают», Евгений Вальс).
«Страшные сказки» — культовый проект издательства «Союз писателей». И он, действительно, представляет интерес. Прочитав сначала второй, а потом третий выпуск, я поняла, что хоррор может быть довольно увлекательным и, что еще больше поражает, существует не только за морями и океанами, где живет-поживает Стивен Кинг. Поэтому вопрос «заглядывать или нет в "Страшные сказки. Выпуск 4"?» для меня не стоял, тем более, на страницах были имена уже хорошо известных мне авторов, чье творчество я успела оценить.
Второй выпуск «Страшных сказок» довольно разношерстный. В нем ужас есть и мистический, и фэнтезийный, и романтический, и даже юмористический. Местами читать было действительно страшно, а местами скорее смешно. Третья книга серии более мистическая. Там много призраков и жути на уровне снов и подсознания. В новинке жанры все те же: хоррор, мистика, фэнтези. Они перетасованы в разных пропорциях. Но, как мне показалось, в целом четвертая книга жестче третьей. Хотя... тут на вкус и цвет, смотря какие страхи у кого имеются.
Тьма на страницах, что типично для жанра и проекта, наступает: «Через пару минут очертания предметов начали расплываться, а тени в углах комнаты, наоборот, приобрели необыкновенную чёткость. Бойд пристально вглядывался в пламя свечи, стараясь очистить голову от вся ких мыслей и погасит любые желания. Постепенно в глубине огня начали появляться призрачные силуэты, за которыми клубилось облако антрацитовой тьмы.» («Демоны плоти», Михаил Жаровский). Мифические существа безумствуют. Их образы частично каноничны, частично выдуманы: «Всякому, кто изучал бестиарий Принципалис, известно: неяды гнездятся у чистой воды и живут малыми общинами. Среди них не бывает мужчин, их дети привязаны к гнездовью и взрослеют долго. Живут неяды обособленно и к человеку относятся настороженно.» («Крючья», Роман Морозов). Сочетание фольклора и фантазии ценно. Современные жанры и стили изложения, имеющие культурные коннотации, пусть они и получили изрядный апгрейд, отлично дополняют друг друга, вызывая интерес не только к новой литературе, но и к первоисточникам, без которых она не родилась бы.
Насколько мрачные «Страшные сказки. Выпуск 4»? Зависит от того, как сильно пугает вас перспектива застрять в снежном шаре или стать жертвой плотоядных гномов. Насколько книга интригующая? В той же степени, как секреты, притаившиеся под бенедиктинским аббатством...
Честно признаться, меня всегда привлекали сюжеты в стиле "сотрудники остались работать сверхурочно и нашли приключения на свои пятые точки". А если точнее, то с того момента, как я впервые прочел рассказ Стивена Кинга "Ночная смена", впечатление от которого подкрепила отличная экранизация за авторством Ральфа С. Синглтона. Поэтому когда встал вопрос, знакомиться или нет с романом Грейди Хендрикса "Хоррормолл", я не долго мучился с ответом.
Действие в книге разворачивается в "Орске" — огромном сетевом магазине мебели наподобие "IKEA", где однажды с наступлением темноты начинают происходить различные неприятности. То кто-то испачкает товар, то разобьет, то разорвет в клочья.
Дабы разобраться в источнике данного непотребства, помощник управляющего Бэзил решает остаться на дежурство после закрытия гипермаркета. Но поскольку уследить за столь обширной территорией в одиночку сложно, он привлекает к мероприятию двух своих подчиненных: молодую работницу торгового зала Эми и опытную кассиршу Руфь Энн.
Не смотря на серьезный настрой Бэзила, девушки не питают особого оптимизма в отношении поиска неуловимого хулигана и рассчитывают спокойно отсидеться до рассвета, получив хорошее денежное вознаграждение за потраченное время. Но то, что в итоге случится с нашей троицей, превзойдет все мыслимые ожидания и бесповоротно изменит их жизни. И далеко не в лучшую сторону...
Если долго не вдаваться в детали, то роман можно охарактеризовать как "непритязательные ужасы на один раз". Среди его плюсов: запоминающиеся герои, высокая динамика повествования и атмосферная хоррор-составляющая (в тексте присутствует пара-тройка сцен, заставляющих неуютно поерзать в кресле). На этом положительные черты заканчиваются.
К минусам творения Хендрикса я бы отнес неоригинальность (многие элементы истории уже неоднократно встречались в других произведениях кино и литературы), невнятную мифологию главного злодея (который порядком утомил пустой болтовней) и однобокий взгляд на происходящее. По поводу последнего поясню подробнее. Суть в том, что когда ты помещаешь несколько персонажей в лабиринт (а именно им и является "Орск"), то наиболее правильной тактикой будет вести рассказ от лица каждого героя, чтобы читатель сложил в голове максимально полный пазл придуманного тобой хаоса.
Однако в "Хоррормолле" Грейди не стал заморачиваться, поэтому обо всех событиях мы узнаем только через Эми. А так как девушка по понятным причинам не могла присутствовать во всех локациях магазина одновременно, то в книге накопилось достаточно белых пятен, мешающих по полной проникнуться кошмарами, завладевшими американским клоном "IKEA". В этом плане Рэмси Кэмпбелл в своем "Ночном дежурстве" поступил грамотнее и подарил нам разные точки зрения на чертовщину, поселившуюся среди книжных полок (жаль, что в остальном роман оказался откровенной макулатурой).
В целом же "Хоррормолл" вышел вполне неплохим развлечением на несколько вечеров (да, простеньким, но зато бодрым и неотягощенным лишней "водой"). Если вы ищете нечто подобное, то считайте, уже нашли.
Сложности простых чисел, или Опасливый оммаж царице наук
Студент математического факультета Кэмбриджа Эдвард Брукс слыл среди сокурсников гением. Не зря. Парень действительно был одним из лучших умов своего поколения. Вот только его старый преподаватель заболел Паркинсоном, а с новым, профессором Маллиндером, отношения не очень складывались.
Тем паче после того, как Маллиндер узнал тему исследования, над которым работал Эд. Поиск алгоритма простых чисел, с помощью которого теоретически можно взломать любой цифровой код. Узнал и будто сошел с ума, напрочь запретив Бруксу заниматься этим «бредом».
Тем временем сотрудница АНБ, занимающаяся слежкой и выявлением ученых, чья работа потенциально опасна, замечает, что в Кэмбридже происходит что-то неладное. И, вполне вероятно, она отыскала ту самую «опасную» работу.
А в Ираке после взрыва газа обнаружили старинное подземное помещение, в оформлении которого, похоже, использовалась непонятная последовательность числовых рядов.
Триллер с гениальным математиком в качестве главного героя? После шикарных «Игр разума» такого с ходу не припомнишь. Любопытно.
Не сказать, что у постановщиков получился шедевр, но интересные моменты в сериале имеются.
Начинается Prime неторопливо и спокойно, радуя нас пасторальной Англией, мелькающими на бумаге циферками, погруженными в работу учеными, исследованиями, пафосными речами и умными мыслями. Вскоре градус событий начинает повышаться, проскальзывают параноидальные намеки, все чаще применяются ракурсы съемки «взгляд со стороны». Напряжение растет, потихоньку вплетается в дело знатный саспенс. Даже рисование непонятных математических закорючек подано с изрядной долей тревоги. А там и до экшена недалеко. Target отнюдь не боевик, скорее триллер, но пару недурно поставленных сцен с активным действием нам обеспечат.
Добавляют остроты флеш-беки из прошлого еще одного гениального математика, постановщики даже используют красивое переключение и слияние времен (прием, отлично показанный в Призраках и Женщинах), жаль применяют его очень скупо.
Недурно вышла конспирологическая часть. Мало того, что нас опять пугают опасностями цифровой эры. «Когда создадут ключ, способный открыть любой цифровой замок — начнется хаос». «Безопасность (которая сама по себе иллюзия) – исчезнет!». Нас ждет: «мир, в котором нет секретов». «Все цифровое уязвимо для атак» (нецифровое, значит, неуязвимо). «Математики самые опасные люди на планете». Ух! Аж мурашки по коже. Вдобавок демонстрируют поразительно заботливого Большого брата в лице АНБ, следящего за каждым нашим шагом, как на работе, так и на улицах, или в святая святых – наших жилищах. Все для блага народонаселения, само собой, ведь есть «ученые, чья работа потенциально опасна» (имеют, значит, потенциал стать опасными, как те же мужики, каждый из которых потенциальный насильник, ведь потенциал есть). Постоянно звучащие из репродукторов фразы о том, что видеонаблюдение и запись ведется исключительно для вашей безопасности. Кто бы сомневался, ради его безопасности загоним народное стадо в стойло.
АНБ трудится не покладая рук, причем не столько в Цитадели демократии, сколько в старушке Европе. Доступ к камерам на каждом шагу, на всех континентах, легкий поиск любого субъекта, благодаря тем же камерам и вышкам телефонной связи, доступ к полицейским базам. Кто у нас тут самые опасные, математики? Или есть другие претенденты?
Нам предъявят несколько могущественных сил, гоняющихся за работой Брукса с разными целями. Некоторые скрываются в тумане до последней серии, некоторые — не те, чем кажутся изначально. Восприятие намерений парней, охотящихся за ГГ, меняются на протяжении сериала несколько раз. Интрига со злодеями (и теми, кто просто использует зло во благо) запутана знатно.
С пафосом разве что перебор – «речь о нашем выживании, мы сможем всех защитить». Как-то поотвыкли мы в последнее время в триллерах от такого градуса патетики.
Приятно выглядит оммаж математике и ее адептам, верящим, что «знания — высшая ценность».
Работающим, дабы «разгадать загадки природы». В передовом отряде современной науки своими исследованиями жаждущим «перейти горизонт, узнать, что по другую сторону черной дыры». Сюда же примыкает линия Багдада, символизирующая связь времен, восхищение теми, кто стоял у основ науки. Жаль, почему-то о греках в данном ключе герои не вспоминают, полностью отдавая пальму первенства арабам, что не есть правда.
Однако. В восхищении математикой звучит опасливый нюанс. Постановщики поднимают любопытную моральную дилемму насчет моральности царицы наук. Существует ли «чистая» математика, или «в этом мире нет ничего чистого». Можно ли заниматься исключительно наукой, не обращая внимания на то, как будут использоваться твои исследования. Дело ли творца бдить и прикидывать риски, или он не несет ответственности за то, в чьи руки попадет его творение. Диссертабельная тема, кстати.
Главный герой (Вудалл )
Не идеален, но вменяем. Типаж юного «безумного ученого». Неловкий, застенчивый левша, всегда спешащий неведомо куда. Увлекающийся, погружающийся в работу с головой в любом месте, где настигло вдохновение. Обладатель непременного блокнота, куда записывается все: от чисел и расчетов до результатов наблюдения за птицами. Гей, не знакомый с понятиями вежливости и политеса. Естественный в реакциях как животное какое-то. Не признающий авторитетов («Ньютон нес чушь, не понимал сути природы»). Гениальный математик, не пользующийся телефоном, считающий компьютеры слишком медленными. «Умело абстрагирующийся от окружающего хаоса через математику». Рационалист, «видящий цели, невидимые для остальных». Считающий математику чистым искусством, жаждущий найти истину, считающий ее не плохой и не хорошей. Знающий, что он не такой как все. Воспринимающий числа как близких друзей. Одинокий, в сложный отношениях с отцом.
Перед Вудаллом стоит непростая задача показать работу гения, процесс творения. Выходит прилично. По сравнению с этим «Баба Яга в тылу врага» и прочие триллеро-экшеновые моменты — и вовсе плевое дело. Да и развитие образа вышло на «ура».
Вторая по важности роль у Тэйлы (Суинделл). Юная программерша, наблюдательница из АНБ, заметившая нескладухи в Кэмбридже и вихрем ворвавшаяся в жизнь Эда. Еще одна вольнодумица, считающая, что знает все лучше всех. Приверженка идеи о «большой ответственности», считающая, что ученым надо более внимательно подходить к своим творениям. Перенесшая жуткую трагедию, которой сама стала причиной. Живущая с давящим чувством вины.
Из второстепенных работ выделяются:
Андреа (Кнудсен). Бодрая доктор философии, профессор, востоковед, историк и переводчик. Со своими фотографиями ставшая спусковым крючком многих важных событий.
Джейн (Плимптон) — фея-крестная Тэйлы, а заодно крупная шишка во французском отделении АНБ. Разрывающаяся между заботой о безопасности девицы и долгом, требующим применять решения пожестче.
Эндрю (Лойд) – «кавалерия» из АНБ. Холеный сноб, везущий из Америки вино во Францию!!! Вот уж у кого сомнений ни на грамм.
Ну и как не отметить две географические локации, откровенно украшающие сериал.
Вне конкуренции тут Кэмбридж. Панорамы зданий университета с его изысканной архитектурой.
Огромная столовая с высоченными потолками. Бюсты на каждом углу. Лужайки, на которых нельзя играть в футбол (!). Многодесяти (или сто)летний плющ, оплетший все стены. Совместные ужины преподавателей и студентов (как в Поттере, право слово). Черт, тут даже грабители на велосипедах!
Багдад c его арабскими особенностями тоже смотрится неплохо. Многолюдие городского муравейника. Минареты видные практически с каждой улицы. Колоритные уличные музыканты. Белье на крышах. Контраст золотых куполов и обшарпанных многоэтажек. Вентиляторы на потолках в кафе (кондеры? Нет, не слыхали). Непривычной формы чашки в кафе. Колоритно.
Эрго. Небезынтересный конспирологический триллер, строящий интригу вокруг математики (и математика).
Режиссер: Брэйди Худ
В ролях: Лео Вудалл, Куинтесса Суинделл, Сидсе Бабетт Кнудсен, Марта Плимптон, Стивен Ри, Гарри Ллойд, Фра Фи, Али Сулиман, Сергей Онопко, Джейсон Флеминг