"Формула крови" — Киев, ООО "Медиа Максимум", 2011. 384 стр. ISBN 978-966-2629-01-9. Тираж 1500 экз., тв.переплет, шитый блок.
"Сердце Мрака" Яцека Дукая рассказывает о попытках колонизации обитаемой плаеты у какой-то далёкой звезды. Колонизацию ведут четыре политические силы, соперничащую на Земле, и длящие своё болезненное противостоние в космос, отчего на первых же строках повести можно зампеть "земля смердит до самых звёзд" и это не будет метафорой — планета с весьма энергичной биосферой и живенькой эволюцией смердит отходами жизнедеятельности и выворачивает желудки новоприбывших колонистов. Экосистема напомнила мне повесть Григория Тёмкина "Двадцать шестой сезон" (насколько я помню, только в "Вокруг света" она и печаталась), где на необычной планете за один оборот вокруг светила проскакивала эволюция от простейших через ползающих и летающих — к разумным существам. Точно так же на Мраке у поляка Яцека Дукая резвится инопланетная природа, проявляя чудеса ингибиторного скрещивания и фонтанируя фортелями межвидового переноса генов: описанные Дукаем симбиоты-растения, хищные насекомые и проч. тотемы завораживают. Впочем, удивляет и политическая карта Земли, оставленной далеко за скобками повествования: Третий Рейх строит космические корабли, Советский Союз посылает к звездам целые сухогрузы с тысячами замороженных коммунистов, китайцы давно уже где-то на Альфе Центравра а спокойные и богатые американские колонисты без проблем принимают беженцев из этих трёх колоний тоталитарных стран. Точные и сочные эпитеты, мастерские наблюдения и фейерверк фантазии — вот чем запомниля Яцек Дукай, книги которого, надеюсь, скоро попадут к русскоязычному читателю.
"То, что в его крови" Владимира Аренева — один месяц из жизни подростка-шалопая середины двадцать первого века. Землю постетили некие инопланетные существа, произвели некий торговый обмен — лёд Антарктиды в обмен на технологии. Новый летающий транспорт, новые индивидуальные средства связи, новые методы лечения (Казалось бы, живи и радуйся, но тоненьким звоночком на периферии восприятия звенит предостеренжение: позвольте, повлека прогресса, а средства связи всё еще на уровне мобильников с камерой, самолёты летают со скоростями полувековой давности "Конкордов" и Ту-144, разве только в сфере развлечений прорыв в область сенсорного присутствия, да разве ж от этого развлечения какой-то выход есть на реальное дело? Не только ничего изобретать не надо, но и иноплаентные аппараты модернизировать не следует6 инопланетяне сами аккуратно подбрасывают всё новые и новые модификации так нужных в быту землянам приспособлений). Вот от новых методов лечения и происходит основная сюжетообразующая коллизия повести "То, что в его крови" — во время переливания крови пацану-шалопаю перелили кровь профессора биологии, и у пациента, допрежь интеллектом не обременного, начался неожиданный умственный рост над сами собой. Вокруг попыток избавиться от неожиданно свалившихся лишних знаний и строится эта повесть. Мальчик-то от чужой памяти избавляется, но удастся ли избавиться от чужой технологии землянам? Осознают ли они пагубность инолпанетных подарков, из-за которых потребность в учебных заведениях, учащих специалистов, упала до нуля?
В повести Ольги Онойко "Лётчик и девушка" космос устроен из восьми эфирных сфер, в каждой из которых помещено по планете — в первой сфере Земля, потом Луна, следом Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер.. Межпланетные сообщения в эфире совершаются посредством самолётов, и тут начинается совсем уж фантастика: самолёты разумные, с характером (могут сбросить неугодного пилота), со своим сознанием, памятью, и даже могут общаться с людьми на обычном языке. Очень такой лиричный мир получился, смесь Экзюпери, Ричарда Баха и небольшого экскурса в неофрейдисткий психоанализ (кстати, именно на этом экскурсе, выросшем в цельную тридцатистраничную главку, отчётливо видно что бихевиористы правы в спорах о поведении).
Павел Амнуэль, популяризатор и пропагандист эвереттики, и в рассказе "И сверкнула молния..." остаётся верен себе: перед нами популяризация многовариантной квантовой вселенной в облатке детективного расследования. Два следователя, нет, не добрый и злой, что вы вдруг в рамках пошлых деетктивов думаете, даже не следователи, дознаватели, один умный, второй умненький, один говорит "меетор", второй корректно поправляет "метеорит", один говорит "антивещество", второй делает подсчеты и наводит справки что в ЦЕРНе всего-то сотню атомов антиводорода сделали, а тут для хлопка надобно было 150 грамм. Очень в русле старой доброй научно-ппоулярной фантастики рассказ, с незначительными реверансами в сторону современной моды. В индуистком ашране Пери-бабы под Непалом произошёл взрыв, мощностью порядка двести килотонн. (Кстати, о взрыве: узнали о нём по спутниковым снимкам, и по вспышке(??) расчитали мощность, но разве не сейсмографы такие сотрясения фиксируют с позапрошлого еще века?). Поначалу валят на террористов, но всё оказывается куда как прозаичней, и вместе с тем — опаснее.
Ну и последняя повесть, "Отродье" Анны Китаевой, как всегда в фэнтези плавно закольцована на предзнаменование, пророчество, и прочую преодпределенность. Если бы не издательсткая аннотация, в первой же строчке выдающая смысл закрутовки сюжета ("Обречен ли сын Черного Властелина следовать по пути отца?"), может и следить за переменами в судьбе персонажа было бы интересно, а так — ну знаете ли, получилось совсем как в дурной присказке "а убийца — дворник". Впрочем, эти сто страниц совсем не портят книгу. Как говорил Лукашин, "если в сборнике один рассказ отличный, то сборник удался". В "Формуле крови" как минимум три великолепных произведения, следовательно, сборник удался втройне.
А никто ни сном ни духом. Что значит завеса умолчания, ррработает ить!
В ном.списках нигде нет, в библиографиях нет. Впрочем, может быть это от того что книга издана в ООО "Книги Искателя", тиражом 1500 экз. Может вышла фактически только что (хотя подписана в печать 10 июля 2010 года) и нигде еще не появилась, и тогджа имеет смысл взять ее на карандаш при составлении списков лучшего за 2011 год. А может от того что издание распространяется по подписке — его надо выписывать через каталог "Роспечать", на почте РФ, индекс у него там указан 38304 и 79935. А кто в наше изобильное время книги выписывать пойдет на почту, прошли те времена... Издание серийное, это выпуск 3 за 2010 год, сквозной номер выпуска — 39й. Но книжный ISBN в книге есть, так что вроде книга формально. Серия "Детективы "Искателя", оформление скромненькое, без изысков, зато на последней стороне обложки — свежее фото Щепетнева (в карточке книги я там поместил дополнительные изображения). Так что скорее всего она будет в разделах "Детективы", про фантастику там почти нигде не указано. Нашёл книгу Алексей Караваев на Алибе, случайно, и стоила она там всего-то 100 рублей, но у продавца не частного, а фирменного — Дом Книги "Медведково", который высылает только после предоплаты через банк и доставкой почтой EMS (примерно 400р за бандероль, а не 60р как обычная почта). Иных вариантов не было, купил и прислали. А может где валяются штабеля нераспроданные с этой книжкой, и кому-то повезет и купит дешевле — впрочем, это не имеет значения — ради такого автора можно и 400р за доставку отдать. Тв.переплет, шитый блок, бумага серенькая, жанр альтернативная история — шахматист Александр Алёхин на службе у Троцкого.
Мощнейшая первая фраза отсылающая к мастерам уровня Баркера. Замечательно. Но дальше никакого развития, пасторальный антураж, отсылки к многовековому фатуму на который и вешается сюжет. Когда сюжет задан внешними условиями (реализация многовеков назад заданной программы или осуществление пророчества), это сильно попахивает фэнтези.
"Должник"
Интерпретация мифа о вечном жиде, влекомом неведомой силой неведомо куда с неведомо какими намерениями. Слепая тупая глуха марионетка бегает по миру, подставляет свое тело под кинжалы, пули, осколки взрывов. Задумка неплохая — высшая сила уменьшает зло на планете. Но отчего эта высшая сила не любит маленькое зло и любит большое зло? Ведь такими точечными вмешательствами, подставляя "вечного жилда", можно остановить не только пару ранений в драке на стадионе или защитить человека от взрыва в метро, но и так сказать остановить Чингисхана. Не, отчего, не?
"Йасси — Ёж"
Недалёкий мир будущего забитый рекламой по самое немогу и что из этого вышло. Краткость в данном случае не сестра таланта.
"Мёртвая голова"
Очередной извод про Избранного. Ну, про суперменов неинтересно по определению, даже в пародиях типа "Правило всемогущества" или "Пипец". Наделённый всемогуществом паренёк начинает вершить свой самосуд как он это понимает. Трупы, трупы, зубы настежь, бывший зщдоровый социальный протест вылился в садистское наслаждение местью. Хорошо, что автор поинмает и вкладывает понимание этой патологии в голову персонажа. Плохо что это не проговорено более ярко. Финал — классический "бог из машины" и введение новой суперсущности которая побивает предыдущую сверхсущность — супермена спасла суперменка в квадрате, и таким образом мы поднимаемся на новый виток эскалации крутизны, забывая о том с чего собственно борьба за справделивость началась. Право слово, даже в "Хранителях" это решено было глубже и сложнее, а ведь то кимикс, а тут — проза.
"Небезнадёжен!"
Газетно-фельетонный жанр "Инопланетяне и пьяница" превратился в данном случае в очередную сатирку. Пафоса жикдоковато, до уровня социальных обобщений и вовсе не дошло, но по крайней мере весело.
"Обратный путь"
Некроромантический лавбургер: персонаж прибил любимую девушку, потом стал известным писателем, через тридцать лет его совесть заела и он умер. Мораль: "не убий". Полезная мораль, но с таким вот объездным путём — убил, каюсь, да-да, сейчас сорок книжек напишу и тоже помру, минуточку. Нравственный детерминизм не новое явление, но моральный аппендикс это что-то новенькое в литературном музее.
"Пейзаж, нарисованный чёрным"
Реинкарнация мифа о Пигмалионе. тот рисовал и у енго оживало, этот рисует на стене тюрьмы заоконный пейзаж — и она пропадает. На это стоило остановиться и получить от меня хорошую оценку, но за вялое продолжение увы-увы.
"Перекати-небо"
Люди научились летать. Сами. Ну прогресс. Ну зачем. Единтвенно хорошо: топоним Синт-Апур. Но этого мне кажется недостаточно для оценки.
"Приключение для пенсионера"
Занялся человек фотоделом, увлёкся, не заметил как жена ушла. В этом увлеченном состоянии рыскал по скупкам, нашёл фотограф телевик, бьющий на 20 лет в прошлое. Или на 200 — как стрелочку выставишь, на столько вглубь веков и снимает. Сфотографировал свою жизнь, понял что жена была, отчаялся, загрустил.
"Путь комиссара"
Совок в будущем. Попугать хорошо, постращать хорошо. Исполнено нехорошо.
Прокрадываются как то раз в комнату к спящему господину К. следователь и дознаватель. Что вы делаете, а чего это испугались? грешок что ли за собой чуете? ай-ай, нехорошо, а давайте мы арестуем вас.
А что это за пятно на полу? Это от прежнего жильца, тут стул был прикреплен. Ааа, вы хотите запутать в свое дело и прежнего жильца, нехорошо... И пишут, пишут свои блокнотики эти следователи.. А потом зачитывают, и господин К. в ужасе от ахинеи что они записали своими скудными словами. Господин К. оробел, боится, осмелел, не боится, но тут в соседней комнате оказываются три его сослуживца, и это опять сбивает его с толку, и он опять растерян, да еще ночь, да за что меня арестовывают?
А мы не уполномочены отчитываться перед вам, арестованный, но в целях безопасности вам позволено будет продолжать работу как и прежде. А работает господин К. в каком-то солидном всеохватывающем учреждении, столы клерков тянутся прям до горизонта,
и прибывший из деревни, от земли, родственник удивляется такому распорядку, как это люди обменяли свободу за комфорт, но попробует помочь своему родственнику, ибо это у городских нет кровных связей а только корпоративный отбор, а на земле родственники всё еще ценят своих, и ведут он племянника к адвокату, но там отвлекается господин К. на девушку с перепонками меж пальцев, никак это не поможет ему, но отшлет нас к "Улитке на склоне" Стругацких, ибо люди в машинном государстве — это совершенно иной биологический вид, ну или ведут себя как совершенно иной биологический вид.
И вот он на торжественном приёме на службе, а его подзывают и выводят через подворотни в огромный зал, набитый стражами закона, и пытаются судить, но не говорят ничего по существу, он призывает к здравому смыслу, над ним смеются, он апеллирует к протоколу собственного допроса и уже не замечает как из обличителя системы начинает оправдываться.
Тут до него доходит идиотизм ситуации и он бежит, благо ему покамест это еще позволяют. И такая ситуация, переходящая от неумной шутки — к глупой бюрократической возне, через абсурд — к инфернальному ужасу существования в государстве с подавленным гражданским обществом, будет нарастать и нарастать, пока в финале личность господина К. не будет сломлена, подавлена и растёрта — и уже ничего не будут значить его слова о том что палачи запачканы в крови. На то у них и профессия такая — "мы только выполняли приказы". Не люди, только функции.
Как это всё реализовал на экране Орсон Уэлсс понятно — после красного террора ОГПУ, ГУЛАГа, нацистских лагерей и гестапо, после антиутопий Замятина, Хаксли и Оруэлла это всё оставалось только перенести на экран... Но как Франц Кафка всё это предсказал и описал в 1914-18 гг. — уму непостижимо. Что слуги закона имущество первым делом растащут — это не новость, но как все отвернутся и сделают вид что так и дОлжно, и никакая логика не сработает а уж о гуманизме и забудьте — это новость двадцатого века. Об этом и кинокартина.