| |
| Статья написана 18 мая 2014 г. 20:43 |
В субботу, 17 мая, стали известны лауреаты премии Академии НФ, фэнтези и хоррора за 2013 год. Академия объединяет чешских и словацких писателей, переводчиков, иллюстраторов, издателей и организаторов фэн-движения — одним словом, всех тех, кто трудится на ниве фантастики.
Премия присуждается, начиная с 1996 года (за произведения, изданные в 1995 году). Раньше номинаций было ещё больше, существовала даже такая — "Неанглоязычная переводная книга", в ней почти каждый год выигрывал Анджей Сапковский. Кроме того, среди лауреатов представлены крупнейшие представители англо-американской фантастики, современной и не только. Так, в прошлом году Книгой года "академики" назвали "Анафем" Нила Стивенсона, лучшей книгой фэнтези — "Поднебесную" Гая Гавриела Кея, а лучшим сборником рассказов — томик Лавкрафта. К сожалению, страница премии не открыта. И едва ли что изменится, пока не удастся найти лаборанта, который свободно владеет чешским и интересуется литературными наградами.
|
| | |
| Статья написана 15 мая 2014 г. 13:53 |
Вот уже в 28 раз Хельсинкское Общество Научной Фантастики (Helsingin Science Fiction Seuran) называет лучшую НФ книгу, изданную в Финляндии. На премию могут выдвигаться романы и сборники рассказов, как написанные на финском языке, так и переводные. Книги в жанре фэнтези награждаются отдельно.
В этом году помимо "Ложной слепоты" жюри рассматривало романы Иэна Бэнкса "Transition" (Великобритания), Лорен Бьюкес "The Shining Girls" (ЮАР) и Йоханны Синисало "Auringon ydin" (Финляндия), а также сборник Хью Хоуи "Wool" (США). Страница премии не открыта.
|
| | |
| Статья написана 7 мая 2014 г. 19:31 |
В Либертарианском Футуристическом Обществе (Libertarian Futurist Society) назвали имя лауреата специальной премии Прометей: им становится американский писатель-фантаст Вернор Виндж. Премия присуждается с формулировкой "за заслуги всей жизни" (for lifetime achievement). Прежде Вернор Виндж уже удостаивался 4 премий Прометей. Лучшими книгами года признавались "Брошенные в реальном времени" (в 1987) и "Глубина в небе" (в 2000). Также в Зал славы премии Прометей внесены две его повести: "Неуправляемые" (в 2004) и "Истинные имена" (в 2007). Кроме того, писатель пять раз становился лауреатом премии Хьюго. Насколько известно, это первая литературная награда, которую Виндж получает не за конкретное произведение, а за свой вклад в развитие фантастического жанра. Вернор Виндж будет одним из почётных гостей на конвенте Marcon 50, который пройдёт в городе Колумбус (штат Огайо) с 8 по 10 мая. Там, очевидно, и состоится церемония награждения. Пресс-релиз Либертарианского Футуристического общества
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2014 г. 12:39 |
В Новой Зеландии назвали имена лауреатов национальной фантастической премии Сэра Джулиуса Фогеля.
|
| | |
| Статья написана 22 апреля 2014 г. 18:12 |
Что самое интересное в литературных премиях? Правильно. Возможность поугадывать, кто же станет лауреатом. Особенно, если ты успел ознакомился хотя бы с некоторыми из выдвигаемых текстов. Ретроспективная премия присуждается раз в несколько лет (последний раз в 2004). Может быть, следующих шанс нам представится в 2016 (75 лет третьему Ворлдкону), а может быть и нет. В любом случае, упустить такую возможность я не мог: современную фантастику почти не читаю, а с классикой немножко да знаком. Итак, самыми вероятными кандидатами на премию считаю: Роман — Теренс Хэнбери Уайт «Меч в камне» (The Sword in the Stone)
Повесть — Джон Кэмпбелл «Кто ты?» (Who Goes There?)
Короткая повесть — Роберт Говард «Голуби ада» (Pigeons from Hell)
Рассказ — Лестер дель Рей «Елена Лав» (Helen O'Loy)
Постановка, малая форма — радиопьеса Орсона Уэллса "Война миров" (да-да, та самая!)
Редактор малой формы — Джон Кэмпбелл
Автор-любитель — Рэй Брэдбери (здесь уверен менее всего)
От прогнозов по другим номинациям воздержусь, ибо слишком плохо разбираюсь в художниках, да в фэнзинах тоже.
О том, что в этом году собираются вручать Ретро-Хьюго, было известно заранее — ну не стали бы организаторы ждать 2039 года. Поэтому заранее прикинул, какие произведения с наибольшей вероятностью попадут в шорт-лист. Среди романов удалось угадать 4 из 5 (за исключением Берроуза). Выбор в действительности не очень велик, ведь вплоть до 50-х годов фантастика в основном печаталась на страницах журналов. У первой части эпопеи "Король былого и грядущего" хорошие шансы на победу: честно говоря, остальные книги представляют собой скорее историческую ценность. Лучшей повестью, уверен, станет "Кто ты?". Хотя "Вопрос формы" мне всегда нравился гораздо больше. Антиутопия Айн Рэнд прошла в финал ожидаемо, ранние повести Уиндэма и Каттнера — достаточно неожиданно для меня. С короткими повестями намного сложнее. Явных лидеров нет. Отгадал только Роберта Говарда, удивлён отсутствию Г. Ф. Лавкрафта («Дневник Алонсо Тайпера») и Раймонда Галлуна («Посев сумрака»). Заочно симпатизирую произведениям Каттнера и Саймака. Зато в номинации рассказов выбор оказался огромный. В конце 30-х в фантастику пришло много писателей, которых мы сейчас привычно называем классиками. Так, "Hollerbochen's Dilemma" — первый рассказ молодого Рэя Брэдбери. Артур Кларк в те годы тоже публиковался исключительно в фэнзинах ("Как мы летали на Марс" — второе его произведение). В случае с этими рассказами номинаторы явно голосовали "за имя на обложке". Рассказы же Лестера дель Рея выгодно от них отличаются. Нет, даже не литературным уровнем, а значением для развития жанра: рассказ "Елена Лав" считается одной из первых историй о роботе с почти человеческой психологией, а "Преданный, как собака" предвосхищает сюжет саймаковского "Города".
В общем и целом номинационным списком я остался доволен. Участникам Ворлдкона в Лондоне будет из чего выбирать. Большую часть представленных здесь повестей и рассказов можно отнести если не к дебютным, то к ранним. "Золотой век" журнальной фантастики тогда только начинался. Так что грядущие ретроспективные голосования по произведениям 40-х годов обещают быть ещё интереснее.
|
|
|